Глобальные проблемы человечества. Будущее человечества.

План занятия:

1. Глобальные проблемы современности. Угрозы и надежды наших дней. Происхождение глобальных проблем.

2. Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем. Приоритеты в решении глобальных проблем.

3. Выход из глобального кризиса. Способы выживания. Процесс принятия толерантности.

4. Будущее человечества как философская проблема. Сценарии будущего. Критерии предвидения.

5. Будущее человечества и реальный исторический процесс. Необратимость прогресса.

6. Задачи науки и закономерности прогресса. Ускорение социального прогресса. Пределы роста.

7. Проблемы биоэтики.

Задание для «Книги Идей»:

1. Выпишите из словаря понятие ноосфера и выполните с ним упражнение РТВ.

2. Осмыслите проблемы биоэтики в упражнении РТВ и проиллюстрируйте свои ощущения от смысла понятий: эвтаназия, клонирование, пересадка органов, аборты, продление жизни, суррогатное материнство, генная инженерия, смена пола.

3.Осмыслите глобальные проблемы современности в упражнении РТВ и проиллюстрируйте свое ощущение от размышления над понятиями:

· духовный кризис;

· угроза мировой войны;

· экологическая проблема;

· демографическая проблема;

· истощение природных ресурсов;

· угроза энергетического кризиса;

· глобальное изменение климата;

· сейсмическая активность и тектоническая динамика;

· неравномерное социально-экономическое развитие государств;

· падение космических тел на Землю.

 

 

Вопросы и схемы для обсуждения на семинаре:

1. Каким новым содержанием в начале 20 века наполняются «вечные» философские проблемы: «Кто мы сегодня?», «Что такое человечество?», «С какого рода вызовом оно столкнулось сегодня?» «Стоит ли отвечать на вызов эпохи?», «Что нас ожидает?»

2. Что такое человечество? Каковы его особенности как субъекта истории? Какие коллизии присущи ему во всепланетном масштабе?

3. Каковы доводы в пользу тезиса, подвергающего сомнению реальность существования феномена «человечество»?

4. Какие аргументы доказывают действительное существование того, что обозначено понятием «человечество»?

5. Какие факты истории человечества демонстрируют его единство?

6. В чем отличия целостности человечества на разных ступенях единения (до 20 века, в начале 21 века, «будущего ассоциированного человечества»?

7. Какое философское осмысление имеют термины: «мировое хозяйство», «хозяйственная деятельность человечества», «мировой валовой продукт», «мировая экономика», «мировое культурное пространство»?

8. Должен ли человек полагаться на естественный, эволюционный процесс развития культуры, или мир находится в состоянии упадка и нуждается в целенаправленном оздоровлении, улучшении?

9. Какие факты современной жизни показывают, что человечество, будучи сущностно единым, представлено многообразием динамичных социокультурных форм?

10. В чем философский смысл понятия «будущее»? В чем прогностическая функция философии?

11. В чем суть приемов «инерционного анализа», «трендового анализа» будущего?

12. Какой веер возможностей учитывает «сценарный подход»?

13. Какие аргументы выдвигают составители оптимистических и пессимистических сценариев будущего?

14. Какие вопросы являются предметом научного предвидения и социального прогнозирования?

15. С чем связана возрастающая неопределенность в предвосхищении непосредственного, обозримого и отдаленного будущего?

16. Почему исследования будущего могут быть только трансдисциплинарными? Каково место философии в кругу других дисциплин, исследующих будущее?

17. Для чего отдельному человеку продумывать позитивный сценарий своего будущего? В чем суть расходящихся сценариев?

18. Как в сценариях будущего решается вопрос об эволюции человечества? Какое место в эволюции отводится биологическим и технологическим факторам?

19. Каковы варианты ответа на вопрос: «Будет ли человек развиваться дальше или этот процесс уже завершен?

20. Каковы возможности генетики в изменении человеческого тела? Какие опасности таит «соматическая» и «евгеническая» генная инженерия?

21. Чем характеризуется этап научно-технической революции, начавшийся в 70-80 годы 20 века? Как должно измениться социальное состояние общества в соответствии с этими реалиями НТР?

22. Какие реалии современной жизни описывает понятие О.Тоффлера «футуршок»?

23. Какой смысл вкладывает Н.Моисеев в понятие «стратегия человечества»?

24. Как восстановить паритет общества и биосферы? Как соотнести экологические, технологические и социальные программы, чтобы гармонизировать их в целостном единстве?

25. Каковы альтернативы, предпосылки выбора тех точек социального бытия, которые, по терминологии И.Пригожина, принято называть точками бифуркации?

26. Чем отличается «политический пейзаж» начала 21 века от биполярного мира 20 века?

27. Какие реалии описывает понятие «Золотого миллиарда»? В чем суть его противостояния остальному миру?

28. В чем противоречивость современного мира?

29. Что обусловливает дезинтегрированность и расколотость российской цивилизации?

30. Какие факторы являются стабилизирующими для российского социума на рубеже веков?

31. Каким должен быть социальный порядок в России на рубеже веков?

32. Каковы основные факторы превращения реформ в источник повышения жизненных стандартов в России?

33. Какова роль доверия в комплексе социальных ценностей, без которых гармоничное развитие России маловероятно?

34. В чем состоят пределы рыночной системы на современном этапе?

35. Что означает для российской цивилизации переход к философии и парадигме превентивности?

36. Каковы проявления нравственной, психологической, биологической деградации части человечества?

37. В чем актуальность проблемы направленности исторического процесса?

38. Каковы концепции единства и преемственности общественного развития?

39. Каковы стадии экономического роста по У. Ростоу: традиционное общество, переходное общество, сдвиг, зрелость, массовое потребление.

40. Какие теории технологического детерминизма и технократизма?

41. Каковы теории Д. Белла, Р. Арона, Д. Гелбрейта о доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах?

42. Как развиты концепции информационного общества в трудах Э. Тоффлера, И. Масуды?

43. Каковы новые глобальные проблемы на рубеже тысячелетий?

44. В чем сущность и критерии глобальных проблем современности?

45. Какова типология глобальных проблем современности?

46. Почему первой среди глобальных проблем является угроза термоядерной войны?

47. В чем суть экологической угрозы? Прокомментируйте индийскую пословицу «Когда Вы убьете последнего зверя и отравите последний ручей, тогда Вы поймете, что деньгами питаться нельзя».

48. В чем суть демографической проблемы современности?

49. В чем суть интерсоциальных проблем?

50. В чем сущность опасности, нависшей над человеческой телесностью? Почему нет однозначного решения проблемэвтаназии, клонирования, пересадки органов, абортов, продления жизни, суррогатного материнства, генной инженерии, смены пола?

51. Каковы проблемы систем "Человек - общество" и "Природа - общество"?

52. Какова специфика социально-философского осмысления глобальных проблем?

53. Какие подходы к глобальным проблемам существуют в современной философии?

54. В чем суть теории "пределов роста", "органического роста", устойчивого развития на основе коэволюции?

55. Каковы предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий?

56. В чем заключается критика ограниченности технократического мышления?

57. Каков гуманистический потенциал научно-технического прогресса?

58. Какова возможность утверждения в качестве доминирующего типа мирового хозяйства – смешанной рыночной экономики с элементами конвергентного типа?

59. Каковы перспективы становления принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике?

60. Каковы факты объединительных процессов духовной жизни в религиозном и светском вариантах?

61. Каким образом межэтническая и межкультурная интеграция в современном мире согласуется с сохранением автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры?

62. Как и какой сложится новая цивилизация? Расцвет или упадок? Торжество разума или бездумная и безвольная гибель? Экспансия в Галактику или замыкание в становящейся малонадежной биосфере Земли? Расширение в каких-то новых формах демократических установлений или торжество неорабовладельческой мегамашины?

 

БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

 

 

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

 

 

 

ПРОБЛЕМА «ЗАПАД-ВОСТОК»

В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ

 

Восточная философия Западная философия
Доминирование духовных ценностей Приоритет материальных ценностей
Общность (семейная, клановая, этническая) – основной субъект познания Индивид – основной субъект познания
Устойчивый традиционализм Склонность к модернизации
Разрыв между элитами и народом формирует особый менталитет Зависимость менталитета от роста и влияния среднего класса
Утверждение гармонии человека и природы Идея освоения природы сменяется идеей ее защиты
Особая роль государства, его мифологизация и символизация Стремление к компромиссу в отношении государство-общество
Созерцательное отношение к миру Активное отношение к сущему
Усвоение западной философской культуры при сохранении самобытности Слабое восприятие восточной философии при усиливающемся интересе к Востоку в целом
Повышенный интерес к формам, деталям Направленность на содержательную сторону предметов и явлений
Характерно цикличное представление о времени Характерно линейное представление о времени

 

СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ ФИЛОСОФИИ:

ВОЗМОЖНОСТЬ ТИПОЛОГИИ

 

ЗА

 

Аристотель утверждал о преимуществе зон, заселенных греками (по теории Парменида, есть жаркие, холодные, промежуточные зоны).

 

Боден (16 в.) пытался обосновать превосходство северных народов над южными.

 

Монтескье (18 в.) сравнивал народы с теплым и холодным климатом.

 

Кант (18-19 вв.) выделял влияние Севера и Юга в аспекте физическом, торговом и теологическом (распространении религии).

 

Гегель (18-19 вв.) считал: слишком жаркий или холодный климат исключает страну из истории, культуры, философии.

 

Сакральные традиции соотносят Север с духом, полнотой, единством, личностью. Юг – с тьмой, ущербностью, смешением, временностью.

 

ПРОТИВ

 

Отношения «Север-Юг» воспринимаются как экономические: богатые регионы – бедные регионы.

 

Понятие Севера неопределенно в историческом и политическом смыслах.

 

Трудно объединить вместе такие философии, как индийская и кубинская.

 

Восприятие вызывает идеализация Севера и нордической культуры в философии Ницше.

 

Для стран с большой территорией это деление невозможно применить.

 

Сравнимость национальных философий (например, шведской – испанской) не дает основания для сравнения в целом, по регионам.

 

ЧЕЛОВЕК ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА