Диалектика
План занятия:
1. Понятие диалектики. Фундаментальные черты развития.
2. Эволюция философских взглядов на проблему развития.
3. Синергетика как концепция самоорганизации материальных систем.
4. Закон единства и борьбы противоположностей.
5. Закон перехода количества в качество.
6. Закон отрицания.
7. Категории диалектики.
8. Детерминизм и индетерминизм.
9. Закон. Динамические и статистические закономерности.
Задание для «Книги Идей»:
Прочтите главу «Диалектика».
1. Выпишите определение из словаря и проиллюстрируйте следующие термины: диалектика, развитие, диалектический метод, метафизический метод.
2. Выполните упражнение РТВ, взяв за основу ступени развертывания противоречий: тождество – различие – противоположность – конфликт – разрешение – тождество. Нарисуйте комикс.
3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития. Проиллюстрируйте основные категории закона: качество, количество, мера, скачок, эволюция, революция. Выполните упражнение РТВ, иллюстрируя этот закон.
4. Закон отрицания выражает направленность, преемственность развития, его форму. Выполните упражнение РТВ, иллюстрируя форму циклического развития: тезис – антитезис – синтез и спираль как символическое выражение данного закона.
5. Выпишите определения из словаря и проиллюстрируйте следующие термины: закон, детерминизм и индетерминизм, динамическая закономерность, статистическая закономерность.
6. Выпишите определения из словаря и проиллюстрируйте парные категории диалектики: общее и единичное, свобода и необходимость, закономерность и случайность, причина и следствие, возможность и действительность, форма и содержание, целое и часть, сущность и явление.
7. Проиллюстрируйте основные требования принципа противоречия на конкретной проблеме из области дизайна:
· выявление предметного противоречия;
· всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;
· исследование другой противоположности;
· рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей на основе знания каждой из них;
· прослеживание этапов развития данного противоречия;
· анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результат его развертывания и обострения;
· определение места противоречия в системе других противоречий предмета.
8. проиллюстрируйте на конкретной проблеме из области дизайна следующие искажения требований диалектического метода:
· субъективизм;
· односторонность или субъективистское объединение случайно «вырванных» сторон предмета;
· игнорирование его сущности или подмена ее второстепенными, несущественными моментами;
· абстрактный подход к предмету без учета определенных условий места, времени и других обстоятельств;
· некритическое рассмотрение предмета;
· модернизация или архаизация прошлого;
· отождествление предпосылок возникновения предмета с ним самим;
· понимание разрешения противоречия как «нейтрализации» его сторон.
Вопросы и схемы для обсуждения на семинаре:
1.Каковы фундаментальные черты развития?
2.В чем взаимосвязь понятий развитие и движение?
3.Почему развитие обязательно необратимо и направленно?
4.Как и с чем в развитии осуществляются преемственность и связи прошлого, настоящего и будущего?
5.Как эволюционировали философские взгляды на проблему развития?
6.В чем отличие теологические концепций, тейярдизма, эмерджеризма, эволюционизма на проблему развития?
7.В чем сущность синергетического подхода к проблеме развития?
8.Каковы различия закрытых и открытых систем? Проиллюстрируйте тенденцию закрытых систем к линейности, равновесности и противоположную тенденцию открытых систем.
9.Каковы возможности применения идей синергетики к анализу социальных и духовных явлений?
10.Раскройте представление о диалектике как концепции саморазвития на основе внутренней противоречивости вещей, явлений, процессов.
11.Каковы исторические формы диалектики? Приведите примеры рассуждений в духе стихийной диалектики древних, идеалистической диалектики, материалистической диалектики, диалектики с позиций субъект – объектных отношений.
12.Каковы принципы диалектики?
13.В чем суть и потенциал универсального применения закона единства и борьбы противоположностей?
14.Каковы этапы развертывания борьбы противоположностей?
Проиллюстрируйте внутренние и внешние, основные и не основные, главные и неглавные, антагонистические и неантагонистические противоречия.
15.Каким образом закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник и причину развития? Сопоставьте логику действия этого диалектического закона с доказательством существования Бога Фомой Аквинским: «Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное. Так как ничто не может быть одновременно само по себе и движущим и движимым без постороннего вмешательства, то приходится признать, что существует Перводвигатель, то есть Бог… Второй довод: все, что мы видим, с чем соприкасаемся, есть следствие чего-то, что породило это нечто, то есть все имеет свою причину. Должна быть главная причина – Первопричина, а это и есть Бог».
16.В чем сущность закона перехода количественных изменений в качественные?
17. Как наличие свойств проявляет сущность и содержание вещи? Почему без свойств вещь превращается в Ничто?
18.Как понятия мера и скачок отражают действие закона перехода количественных изменений в качественные?
19.Как закон отрицания отражает направленность развития, поступательность и цикличность в развитии, явление "как бы возврата"?
20.В чем отличие метафизического и диалектического отрицания?
21.Чем категории философии отличаются от категорий конкретных наук?
22.В чем диалектическое противоречие категорий единичное и общее? Как оно разрешается в понятиях отдельное и особенное?
23.Покажите, как в индукции и дедукции проявляется логическое следствие объективных взаимоотношений единичного и общего (в применении к теории и практике дизайна).
24.Каков философский потенциал категорий часть и целое (с отологической, гносеологической, антропологической, этической, эстетической точек зрения)?
25.Как эти категории объясняют разделенность, дискретность, фрагментарность мира и его составной характер, целостность, непрерывность?
26.В чем единство и противоречие мелизма и холизма, анализа и синтеза?
27.Как категории часть и целое отражаются в понятиях элемент и система?
28.Чем обеспечиваются органичная целостность системы, ее структурность?
29.Почему качества системы не сводятся к сумме свойств ее элементов?
30.В чем диалектическое единство и противоречие категорий содержание и форма?
Проиллюстрируйте категорию содержание как совокупность частей, элементов и всевозможных отношений между ними, а категорию формы как способа существования содержания (в применении к теории и практике дизайна).
31.В чем диалектическое единство и противоречие категорий явление и сущность?
return false">ссылка скрыта32.Каково гносеологическое значение понятия видимости?
Проиллюстрируйте определяющую роль сущности и внешнее, поверхностное значение явления в применении к теории и практике дизайна. Покажите процесс познания как переход от явления к сущности.
33.Что в диалектике понимается под детерминизмом бытия?
34.Как принципы общего детерминизма (всеобщая обусловленность явлений, систем и процессов; генетическое, причинное порождение; многообразие типов детерминации; упорядоченность, закономерность связей детерминации) можно применить к теории и практике дизайна?
35.Как связаны детерминизм и проблема свободы?
Продемонстрируйте, как реализуется понятие каузальной связи (наличие процесса порождения, генетического обусловливания, временное предшествование, сосуществование, возможность обратных связей, цепи причинности) в теории и практике дизайна.
36.Какой круг реалий описывают понятия полной и специфической причины?
37.Чем отличаются причина и повод?
38.В чем диалектическое единство и противоречие категорий необходимость и случайность?
39.Какие формы может принимать случайность?
40.Какова сочетаемость необходимого и случайного в реальных процессах бытия?
41.Как осуществляются взаимные переходы необходимости и случайности?
42.В чем диалектическое единство и противоречие категорий возможность и действительность?
43.Как происходит взаимопорождение возможности и действительности в процессах развития?
44.Каковы спектры возможностей?
45.Продемонстрируйте формальные и реальные, абстрактные и конкретные, обратимые и необратимые возможности, вероятность как количественную меру возможности, а также невозможность в теории и практике дизайна.
46.Каковы онтологические основы прогнозирования?
Выделите проблемы, относящиеся к теме «Диалектика» в философском тренинге Стивена Лоу «Неужели это искусство?»
НЕУЖЕЛИ ЭТО ИСКУССТВО?
Я думаю, когда произведение выставляют без меня, — это отвратительно. Так делать нельзя. Вот это — моя кровать. Если кто-то выставит ее на вернисаже, это будет плохо. Но если я сделаю это, то получится произведение искусства.
По-видимому, сегодня почти всякую вещь можно назвать произведением искусства, например, маринованную акулу Дамьена Хирста или неубранную кровать Трэси Эмина. Но что такое искусство? Что есть общего в «Макбете», обломке древней скульптуры, «Щелкунчике», росписи Сикстинской капеллы и кровати Эмина? Какое общее свойство делает каждую из этих вещей произведением искусства? Ответить на этот вопрос чрезвычайно трудно. Здесь я расскажу об одной из популярных теорий, принадлежащей Людвигу Витгенштейну (1889—1951).
Что такое произведение искусства?
На сцене художественная галерея. Фокс, художник, внимательно вглядывается в одно из полотен. О'Корки пытается вовлечь его в разговор.
О'Корки: Вы знаете, я не уверен, что это - искусство.
Фокс: Конечно, это искусство. Ведь это висит в художественной галерее, не так ли?
О'Корки: Вы понимаете, искусство это или нет, когда видите предмет, правда?
Фокс: Я сам художник. Мои работы выставлены в другом зале.
О'Корки: Очень хорошо, что вы художник! Уж вы-то должны знать, что такое искусство.
Фокс: Думаю, что знаю.
О'Корки: Ну, тогда скажите мне, что такое искусство!
Этот внешне простой вопрос кого угодно может поставить в тупик. Мы привыкли думать, что знаем, что такое искусство. Но знаем ли мы? На самом деле для большинства наиболее очевидных определений искусства легко построить контрпримеры. Возьмем, например, первую попытку Фокса.
Фокс: Мне кажется, какой-то предмет можно назвать произведением искусства, если он предназначен доставлять нам удовольствие, если он прекрасен.
О'Корки: Так не пойдет. Большая часть традиционного искусства действительно приятна. Однако существуют произведения искусства, которые не являются прекрасными и не задумывались как таковые. Посмотрите, например, на неубранную кровать Трэси Эмина. Не слишком-то она привлекательна, не таявляются прекрасными и не задумывались как таковые. Посмотрите, например, на неубранную кровать Трэси Эмина. Не слишком-то она привлекательна, не так ли?
Фокс: Пожалуй.
О'Корки: Тем не менее вы относите ее к искусству, верно?
Фокс: Да, конечно.
О'Корки:: Поэтому вы вынуждены признать: произведение искусства не обязательно должно быть прекрасным.
Чтобы попытаться отвести возражение О'Корки, Фокс мог бы настаивать на том, что кровать Эмина в своем роде прекрасна. Но тогда почти каждый искусственный предмет можно назвать «прекрасным» в этом слабом смысле, даже мои носки. Тем не менее мои носки не являются произведением искусства.
С другой стороны, Фокс мог бы утверждать, что кровать Эмина не является подлинным искусством и поэтому не может служить контрпримером для его определения. Безусловно, многие люди считают, что неубранная кровать вряд ли может рассматриваться как произведение искусства. Однако прежде чем принимать такую скептическую позицию, стоит взглянуть на историю искусства. Вы обнаружите, что почти каждое новое движение вызывало одну и ту же реакцию: «это не настоящее искусство». Такой была позиция многих людей по отношению к импрессионизму, например. Все на свете Радикально Новое очень быстро становится просто Новым, затем – Модным, затем – Пошлым, Потом – Прошлым.
Орудия мысли: поиск необходимых и достаточных условий
Пытаясь ответить на вопрос «Что такое искусство?», мы ищем некоторое определение. Вот три примера определений того вида, который я имею в виду:
1.Необходимо, что нечто является лисой тогда, и только тогда, когда оно является лисьей самкой.
2.Необходимо, что некто является братом тогда, и только тогда, когда он является ребенком мужского пола среди нескольких детей одних родителей.
3.Необходимо, что нечто является треугольником тогда, и только тогда, когда оно является трехсторонней плоской фигурой.
Это весьма необычные определения. Каждое из них указывает на те черты (или совокупность черт), которыми должны обладать все определяемые предметы, и только они, причем не в какой-то конкретной ситуации, а во всех возможных ситуациях. Например, в любой возможной ситуации только треугольник имеет три стороны и является плоской фигурой.
Нам нужно похожее определение искусства. Мы хотим продолжить следующее утверждение:
Необходимо, что нечто является произведением искусства тогда, и только тогда, когда...
Таким образом, нас не удовлетворит такое определение произведения искусства, которое просто ссылается на несколько примеров таких произведений. И нельзя ограничиться указанием одного или нескольких свойств, которыми в силу случайных исторических обстоятельств действительно обладают некоторые произведения искусства.
Мы хотим знать, что для них существенно. Мы хотим знать, что будет верно для всех произведений искусства и только для них во всех возможных ситуациях. Выражаясь точнее, можно было бы сказать: нам нужно указать такие черты, обладание которыми и необходимо, и достаточно для того, чтобы предмет можно было назвать произведением искусства. Такие определения я называю философскими определениями.