Выдающиеся фил. произведения Нового времени
Френсис Бэкон. «Новый Органон» |
Рене Декарт. «Начала философии» |
Никола Мальбранш. «Размышления истины» |
Пьер Гассенди. «Система философии» |
Томас Гоббс. «О теле. О человеке. О Гражданине.» (Трилогия) |
Джон Локк. «Опыт о человеческом разуме» |
Бенедикт Спиноза «Этика» |
Готфрид Лейбниц. «Новые опыты о человеческом разуме» |
Джордж Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания» |
Давид Юм. «Исследование о человеческом разуме» |
Рационализм и реализм
Рационализм | Реализм |
Различие | |
Оформился в 17 – 18 вв. Разум – основа познания. Сам разум – важнейшая реальность. Утрата влияния в конце 19 – начала 20 в. (критика его фрейдизмом, прагматизмом и т.д.) | Утвердился в период средневековья. Реальность – основа познания. Разум – часть этой реальности. Возрождение в 20 в. В виде неореализма (Мур), критического реализма (Сантаяна) |
Сходство | |
Истоки – в античной философии (Парменид –рационализм, Платон – реализм) | |
Недооценка чувствительной ступени познания | |
Роль философии – выявление границ знания, выработка первичных понятий | |
Отличие философского знания от научного большей ролью интуиции и веры | |
Не представляют единого направления | |
Выразители – крупные философы | |
Рационалисты (Спиноза, Мальбранш, Лейбниц, Гегель) |
Эмпиризм и сенсуализм
Эмпиризм | Сенсуализм |
Различие | |
Зародился в 17 – 18 вв. Чувственный опыт – источник знания | Стал оформляться в 5 – 4 в. До н.э. (Протагор) Чувства - источник знания |
Сходство | |
Недооценка рациональной ступени познания | |
В попытке выделить все элементы чувства или чувствительного опыта- выход за их приделы | |
Совпадение представителей, начиная с 17 в.: Гоббс, Локк, Кондильяк - материалистическое направление. Юм, Беркли – идеалистическое направление | |
Объективная основа – развитие наук на эмпирической стадии вплоть до начала 19 в. Критика в марксистской теории познания. Чувство и чувствительный опыт не определяют все содержание знания. Они опосредствованы активной деятельностью субъекта. |