Античная философия
План занятия:
- Истоки греческой философии: мифология, протонаука, предфилософия
- Милетская школа и Гераклит. Элейская школа и Демокрит.
- Софистика как философский метод.
- Философия Сократа и его метод.
- Идеалистическая система Платона.
- Философская система Аристотеля.
- Эллинистические школы философии: киники, скептики, стоики, Эпикур.
- Неоплатонизм.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
- Почему Древняя Греция ассоциируется в памяти человечества с «золотым веком» всемирной истории?
2.Что такое античность и античная философия?
3.В чем заключается роль и значение греческой мысли в мировой истории философии?
4.Расскажите о периодизации греческой философии.
- Известный античный историк и философ Диоген Лаэртский, написавший книгу «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», утверждал: «Занятия философией, как некоторые полагают. Начались впервые у варваров, а именно: у персов были их маги, у вавилонян и ассириян — халдеи, у индийцев — гимнософисты... И всё же это большая ошибка — приписывать варварам открытия эллинов: ведь не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов». Прокомментируйте это утверждение.
- Какой была основная философская идея мыслителей милетской школы?
- Как объясняли милетцы наличие одновременно и единства мира, и его многообразия (и тождества между вещами, и их различия)?
- Как трактовали первоначало мира Фалес и Анаксимен?
- 7. Какова специфика трактовки первоначала Анаксимандром?
- Как понимать утверждение Пифагора о том, что весь мир есть Число?
- Каким образом Число разворачивается в бесконечное многообразие мироздания в пифагорейском учении?
- В чем заключаются главные различия философских доктрин милетцев и Пифагора?
- Вспомните основные черты олимпийской религии и мифологии. За что Ксенафон критиковал их?
- Можно ли назвать Ксенафон атеистом? Какая трактовка божества была им предложена?
- Раскройте основные идеи Парменида. Как вы понимаете его утверждение о реальном существовании только того, что можно мыслить без противоречий?
- Объясните, что представляет собой апории Зенона. Какую цель преследовал он, выдвигая их?
- Каковы основные идеи Гераклита? Как вы понимаете тезис о единстве и борьбе противоположностей?
- В чем заключается основные различия элейского и гераклитовского учения?
- В одном из своих произведений Гераклит утверждает: « этот космос, один и тот же для всего существующего, не создан никем из богов и ни кем из людей, но всегда он есть, был или будет вечным живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами потухающим». Как вы думаете, почему Гераклит называл мироздание огнем?
- Выделите мотивы элейской философии в системе Демокрита.
- Попробуйте объяснить смысл демокритовского утверждения: если всё делимо до бесконечности, тогда Бытия нет.
18. Какие идеи Гераклита заимствовал Демокрит при построении своего философского учения?
19. Если атомы, по большому счету, бескачественны, то почему образованный из них реальный мир в учении Демокрита обладает бесконечным количеством качеств и свойств? Можно ли называть его, с демокритовской точки зрения, виртуальной реальностью?
- Если атомы неощущаемы, то откуда мы знаем об их существовании, с точки зрения демокритовской системы?
- Каковы исторические условия появления софистики.
- Кто такие софисты? Чем отличаются друг от друга понятия «мудрец», «философ» и «софист»?
- Что такое софизм? Приведите примеры каких-нибудь софизмов. Определите, какие логические законы нарушаются при построении софизмов?
24. Каковы основные философские идеи софистов? Раскройте содержание понятий «субъективизм», «релятивизм», «агностицизм», «скептицизм».
25. Каковы основные философские идеи Сократа? В чем заключается его противостояние софистике?
- Что такое майевтика? Почему Сократа часто сравнивали с софистами? Что общего между их учениями?
- Известный Софист Протагор написал сочинение «О богах», главной мыслью которого было следующее утверждение: «О богах я ничего не могу знать: ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют; слишком многое препятствует мне узнать это, и прежде всего — темнота предмета и краткость человеческой жизни». Какой принцип софистической философии лежит в основе этого утверждения?
- 30.В чем заключается центральная мысль платоновского учения?
- Почему Платон сравнивает наш мир с пещерой, а чувственные предметы — с тенями?
- Как вы думаете, какие идеи Сократа, бывшего учителем Платона, оказали влияние на становление платоновского учения?
- Откуда мы знаем, по Платону, о мире идей, если он сверхчувственный? Что связывает нас с этим миром?
- Определите, какую науку Платон считал божественной (ближе всего находящейся к миру идей) и почему?
- Раскройте основные идеи учения Платона о душе и о познании.
- Что такое утопия? Какие принципы положены Платоном в учение об идеальном обществе и государстве?
- В чем заключается сходство и различие платоновского и аристотелевского учений?
- И Платон, и Аристотель называли материю небытием. Можно ли трактовать это их утверждение в том смысле, что материи нет?
- Можно ли утверждать, что система Аристотеля, как и учение Платона, представляет собой вариант философского идеализма? Если нет, то почему?
- Что такое эллинизация и эллинизм?
- Почему в эллинистической философии на первый план выдвинулась антропологическая проблематика?
- В чем заключается сходство всех эллинистических философских учений? Раскройте содержание понятия «эвдемонизм».
- Каковы основные идеи эпикурейского учения?
- Почему можно утверждать, что учение Эпикура об удовольствиях является скорее аскетизмом, нежели гедонизмом?
- Попытайтесь определить, какие удовольствия, с точки зрения Эпикура,- являются естественными и необходимыми; какие — естественными, но не необходимыми; какие — неестественными и не необходимыми.
- Раскройте основные идеи философского учения стоиков. В чем заключается стоическое счастье?
- Раскройте основные философские идеи скептицизма. Что представляет собой счастье, согласно этой концепции? чем отличается стоическая невозмутимость души от скептической?
46. Кто такие киники и что такое кинизм? Раскройте основные положения кинической философии.
47. Что общего и в чем различие между античными киниками и современными нам циниками?
- В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «...когда мы говорим, что удовольствие — это конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые... но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения женщинами, не наслаждения всякими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение». В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)?
- Как вы понимаете известное утверждение стоика Сенеки: «Сильнее всех тот, кто владеет самим собой»?
50. Скептический мыслитель Секст Эмпирик предлагает следующую классификацию философов: «Ищущим какую-нибудь вещь приходится или найти ее, или дойти до отрицания нахождения и признания ее невоспринимаемости, или упорствовать в отыскании. Поэтому, может быть, и в отношении вещей, искомых в философии, одни говорили, что они нашли истину, другие высказывались, что воспринять ее невозможно, третьи еще ищут». Согласны ли вы с такой классификацией? Как вы думаете, к какому типу философов причисляли себя сами скептики?
- Говоря о предпочтительной позиции, которую человек должен занять в отношении к обществу, Эпикур выдвинул девиз: «Проживи незаметно!» Как такая позиция философа была обусловлена историческими условиями эпохи эллинизма? Сравните этот общественный идеал Эпикура с социальной позицией Платона.
- Чье этическое учение: эпикурейское, стоическое, скептическое или киническое — ближе лично вам и почему?
Античная философия
Этап | Главный философский интерес |
Натурфилософия | Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.) |
Интеллектуализм | Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.) |
Эллинистическая философия | Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
Неоплатонизм | Иерархия: Единое-Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя |
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
• Милетская (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр)
• Пифагорейская (Пифагор и ученики)
• Элейская (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс)
• Атомисты (Левкипп, Демокрит)
• Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик)
• Платонизм, или Академия (Платон и ученики)
• Аристотелизм, или Ликей (Аристотель и перипатетики — Теофраст, Аристоксеп, Дикеарх, Стратон)
• Эпикурейцы (Эпикур, Метродор, Гермарх, Лукреций Кар)
• Киники (Антисфен, Диоген)
• Стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)
• Скептики (Пиррон, Секст Эмпирик, Энесидем)
• Эклектики (Филон, Антиох, Боэций, Посидоний, Цицерон)
• Неоплатоники (Саккас, Плотин, Порфирий)
Тема 4
Средневековая философия. Арабо – мусульманская философия.
План занятия:
- Общая характеристика философии Средневековья.
- Принципы религиозного мировоззрения. Теоцентризм, провиденциализм, креационизм средневековой философии.
- Основные разделы христианской философии.
- Религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм.
- Средневековое свободомыслие.
- Проблема времени и бытия, свободы воли человека в философии Августина Аврелия.
- Схоластика и мистика.
- Теория гармонии веры и разума Фомы Аквинского.
- Доказательства существования Бога в схоластике.
- Дискуссия об универсалиях.
- Истоки арабской философии: ислам и античная традиция.
- Бог и проблема первоначала в арабской философии.
- Суфийская философия.
- Представления о совершенном обществе в философских концепциях аль – Фараби, Ибн Сины, Ибн Рушда.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
В чем заключаются причины непримиримой вражды язычников и христиан? Каковы основные различия их мировоззрения?
На основании своего ответа заполните таблицу:
язычество | христианство | |
Представления о Боге | ||
Представления о природе | ||
Представления о человеке |
1. Что такое патристика? Каковы ее основные вопросы и проблемы?
2. Объясните различия между знанием и верой.
3. Раскройте основные идеи главных представителей патристики: Климента, Тертуллиана, Оригена и Августина.
4. Аврелий Августин в одном из своих произведений утверждал: «... существовало всегда не более как два рода человеческого общения, которые мы... справедливо можем называть двумя градами. Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой — из желающих жить также по духу... Два града созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, а небесный — любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний — в Господе». Что называет Августин земным градом и что — небесным? Какие принципы, с его точки зрения, лежат в основе существования первого и второго градов?
5. Раскройте смысл онтологического аргумента.
6. Раскройте содержание космологического аргумента.
7. Что представляет собой телеологический аргумент?
8. Какой из трех аргументов представляется вам наиболее убедительным? Обоснуйте свой ответ.
9. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд Берлиозу, что Кант отверг все пять доказательств существования Бога. О каких пяти доказательствах идет речь в булгаковском романе?
10. Что такое универсалии? В чем заключалась сущность средневековой полемики вокруг них?
11. Раскройте содержание понятий «реализм» и «номинализм» в контексте средневековой философии..
12. Чем отличается крайний реализм от умереного?
13. Чем отличается умеренный номинализм от крайнего?
14. Попробуйте сочинить рассуждения о каком-нибудь предмете (дереве, цветке, яблоке и т.п.) с философских позиций крайнего и умеренного реализма, а также с точек зрения умеренного и крайнего номинализма.
15. Чем, по вашему мнению, — рационалистами или сенсуалистами (т. е. опирались на разум или чувства в познании мира) — были средневековые реалисты и кем были средневековые номиналисты?
16. Почему учение Фомы Аквинского считается кульминационным пунктом в развитии схоластики?
17. Каким образом Фома Аквинский обосновывает утверждение том, что между разумом и верой не должно быть противоречий?
18. Идеи какого античного мыслителя оказали большое влияние на формирование философской доктрины томизма? Какие именно это были идеи? Как вы думаете, почему именно этот мыслитель из всех античных философов стал наибольшим авторитетом в духовной жизни Средневековья?
19. Определите, к какому аргументу доказательства существования Бога можно отнести следующее рассуждение Фомы Аквинского: «… В этом мире нечто движется. Но всё, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное: ведь оно движется лишь потому, что находится в потенциальном состоянии относительно того, к чему оно движется… Невозможно, чтобы нечто было одновременно и движущим, и движимым. Следовательно, всё, что движется, должно иметь источником своего движения нечто иное. Следовательно, коль скоро движущий предмет и сам движется, его движет еще один предмет, и так далее. Но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности, следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным; а под ним все разумеют Бога».
20. Какие противоречия пыталась преодолеть схоластика на протяжении всего своего существования?
21. Что представляет собой теория двойственной истины? Какие цели преследовали ее создатели?
22. Как теория двойственной истины выразилась в учении Иоанна Дунса Скота?
23. Что такое «бритва Оккама»? Как вы думаете, против философских идей реализма или номинализма была направлена эта «бритва»?
24. Чем объясняются, на ваш взгляд, естественнонаучные фантазии
схоласта Роджера Бэкона?
Периоды средневековой философии
Этап | Основные авторы | Главные положения и итоги |
Патристика (II-IVвв.) | Блаженный Августин | Люди обладают свободой воли, реализуют свою историю |
Схоластика |
Первая фаза (VI-IXвв.) | Боэцкий Эриугена | Создание корпуса учебников Попытка вывести религию из философии |
Вторая фаза (Х-ХП вв.) | Ансельм Кентер-берийский Пьер Абеляр | Нельзя допускать отклонение свободной воли от доброй Теория концептуализма, придание схоластическому методу характера языковой игры |
Третья фаза (XIII в.) | Фома Аквинский | Возрождение аристотелизма. Придание философского веса проблеме существования |
Четвертая фаза (XIV в.) | Уильям Оккам | Концепция номинализма |
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Период становления | VII-IX вв. | |
Период расцвета | Х-ХН вв. | |
Период упадка | XIII-XIX вв. | |
Период возрождения | Конец XIX-XXI в. |
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Бог (теология) | Теоцеитризм. Всемогущая Абсолютная Личность. Монотеизм |
Онтология | Креационизм — творение из «ничего». Дуализм бытия: божественный мир и природный мир |
Антропология | Креационизм — творение из «ничего». Человек: дух + душа + тело. Идея бессмертия как приобщение души к духу. Открытие самосознания |
Гносеология | Откровение. Вера выше знания. «Философия — служанка богословия» |
Этика | Моральные заповеди Бога. |
Философия истории | Провиденциализм. Направленность истории ко «Второму пришествию» |
Социальная философия | Бог дает и устанавливает общественные законы. Социальная иерархия, подобная небесной |
Зарождение арабской философии
Калам- Фалсафа-учения,
Религиозно-философские ориентированные на
учения с элементами античные философские
рационализма модели
Мутаккалимы- Фаласифы-
сторонники сторонники
сближение в 12 веке
Толкование Независимое
Корана философское
знание
Независимое Суфизм- Толкование
философское религиозно Корана
знание философские учения
с элементами мстики.
Суфии-сторонники
Толкование Философское
Корана озарение знание
Представители Представители Представители
Аль-Бакиллани Джунайд Аль-Кинди
(у. 1013) (у. 909) (80-ок.870)
Аль-Джувайни Абу Язид Аль-Фараби
(у. 1085) (у. 874) (870-950)
Сухраварди Ибн-Сина
(1155-1191) (980-1037)
Ибн-Рудш
(1126-1196)
Арабская философия возникла в 8 веке. Центры – Багдад, Кордова.
Отсутствовали формы религиозного давления на мыслителей – Соборы,
инквизиция. Сохраняющиеся языческие традиции, религиозные споры
обусловили интерес к учению Плитона, Аристотеля.
Истоки: Прокл- ответы на все вопросы из текстов Платона | Черты: -Подчинение теологии -Соединение догматизма и рационализма -Особый интерес к формальной логике | Периоды: -Первая схоластика 11-14 вв. -Вторая схоластика 16-17 вв. -Третья схоластика (неосхоластика) 19-20 вв. |
Расцвет в средние века.
Особенности: -Основная форма-силлогизм -Основной прием-дедукция -Правовая окраска-онтологии |
Метафизический метод мышления. Термин ввел Андроник Родосский- комментатор Аристотеля |
Догматический тип мышления. Термин ввели Пиррон и Зенон для характеристики философов, признающих возможность истинного знания. Кант определял догматизм как всякое познание, не имеющее основой предыдущее исследование. Гегель считал догматизм рассудочным мышлением. Марксисты отмечали в догматизме отрыв теории от практики. |
Догма – положение, принимаемое только основе веры или подчинения авторитету. |
Догмат – положение, которое нельзя подвергнуть сомнению или критике. |
Гносеологическая основа-абсолютизация результатов познания. Психологическая основа-предпочтение известным приемам и способам познания. Социальная основа-индивидуальные, групповые, классовые интересы, связанные с сохранением и упрочением соответствующего положения. |
ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ (общих понятий) |
Общая постановка |
Платон - соответствие общих понятий истинному бытию |
Антисфен - стоики отрицали это |
Крайний реализм |
Общее существует самостоятельно |
Гильом Шампский |
Формулировка |
Порфирий- соотношение рода и вида |
Течения в философии возникли в период средневековья |
Умереный реализм |
Общее существует в единичном |
Аристотель, Фома Аквинский |
Пересмотр природы универсалий: Кант-Открытие активности познающего субъекта. Гегель-Идея восхождения абстрактного к конкретному |
Современная философия: Неопозитивизм-традиции реализма. Марксизм-единство Единичного, особенного, общего |
Крайний номинализм |
Общее не существует |
Росцеллин, Беркли, Юм |
Умеренный номинализм (концептуализм) |
Общее существует в мыслях, выражающих общие признаки единичных вещей |
Пьер Абеляр, Кондильяк, Локк |
ВЫДАЮЩИЕСЯ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Августин (3 – 4 вв.). О граде Божьем
Эрмугена (9 в.). О разделении природы
Ансельм Кертенберийский (11 – 12 вв.). Монологиум
ИоахимФлорский (12 – 13 вв.). Пособие к Апокалипсису
ИоаннСолберийский (12 в.). Поликратикус
ФомаАквинский (13 в.). Сумма теологии
Бонавентура (13 в.). Путеводитель души к Богу
ПетрЛомбардский (12 в.). Книга сентенций
СитерБрабантский (13 в.). О вечности мира
РоджерБэкон (13 в.). Большой труд
Авраам - отец множества Адама - земля Непилот - наследие Эль- бог Меша - простор, свобода Урим - свет Руах- дух Ривви- учитель Шема- слава Шалом - мир Хава - жизнь Сион - солнце,сияние Гой - народ Нефеш - душа Ге-инн (Геенна)- долина сыновей Энномовых, страшное место |
КАТЕГОРИИ ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЙ ПРОТОФИЛОСОФИИ
Каббала – предание | Годеш – освящать, предназначать |
Туммим – совершенство | Хавель – дуновение, то, что восходит |
Бен – сын | Ави – отец |
Шаббат – суббота | Пейсах – праздник избавления от рабства |
Анима – душа | Хомо – человек |
Деос – Бог | Эго – я |
Провиденциа – провидение | Пропаганда – подлежащее к рассмотрению |
Фактум – соделанное, совершившееся | Фатум – рок, судьба |
Экспликацио – развертывание | Корпус – тело |
Кауза – причина | Кредо – убеждения |
Виа – путь, метод | Веритас – истина |
КАТЕГОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Трансценденс – выходящий за пределы | Социум – общество | Эмовео – потрясаю, волную | Постулатум – требование |
Нон Эссе– небытие | Конформис – подобный, сообразный | Нон Финито– беспредельность | Финитус– ограниченный |
Дедукцио – выведение | Адекватус – равный | Абстракцио – отвлечение | Спекулятивус – наблюдать, созерцать |
Волюнтас – воля | Дискретус – разделенный | Дифференцио – различие | Функцио – совершение, исполнение |
Экспериментум – проба, опыт | Эквиваленс – равнозначный | Экстенцио – протяжение | Плюралис – множественный |
Имманекс – пребывающий в чем-либо | Сепсус – чувство, ощущение | Сциенциа – знание, наука | Популос – народ |
Схоластика – школьный, ученый | Тенденциа – направление | Терминус – граница, предел | Спиритус - дух |
КАТЕГОРИИ АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Аш-шиа – приверженцы, партия |
Ирад – воля |
Насут – человеческая природа |
Захир – внешнее, явное |
Махд – благо |
Лутф – благодать |
Нур – свет |
Мана – сущность |
Муаллим – учитель, наставник |
Тарик – подлинный путь |
Судур – восхождение от высшего к низшему |
Хакк – истина |
Ал-ахира – будущая жизнь |
Хукм – мудрость |
Ал-акл – божественный разум |
Аш-шариа – закон | ||||||||
Ас-сунна – обычай, пример | ||||||||
Арвах – душа | ||||||||
Батин – внутреннее, скрытое | ||||||||
Ал-хадд – жизненная сила | ||||||||
Далал – ложный путь | ||||||||
Алим – ученый | ||||||||
Кумун – предсуществование | ||||||||
Иман – вера
| ||||||||
Ал-вакт – время | ||||||||
Илм – знание | ||||||||
Ихлас - искренность | ||||||||
Адл – справедливость | ||||||||
Султан – власть, могущество
| ||||||||
Ас-сура – ряд, рант |
КАТЕГОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Фанос – свет |
Апокатастасис – вечное возрождение |
Палингенесия – возрождение |
Фрескеия – религиозное служение |
Уитофезиа – установление родственной связи |
Эсхатос – последний, конечный |
Кенозис – творение мира |
Эленксис – разоблачение |
Хиласмос – умилостивление |
Саркисос – плотское |
Епископос – блюститель |
Патриа – отечество |
Эпигносис – полное знание |
Олефрос – наказание, погибель |
Керигма – проповедь |
Хилиас – тысяча, воплощение во времени Царства Бога |
Некрос – смерть |
Библион – книга |
Меон – небытие |
Пнюматикос – духовный |
Монахос – одинокий |
Идион – собственное, неотделимое |
Биос – жизнь |
Тиме – честь |
Тема 5