Древневосточная философия

План занятия:

1.Особенности мифологического мировоззрения.

2.Истоки индийской и китайской философии: мифология, брахманизм, нумерология, предфилософия.

3.Обзор философских школ Древней Индии и Древнего Китая.

4.Некоторые основополагающие понятия индийской и китайской философии.

5.Йога: основные идеи.

6.Буддизм: основные идеи.

7.Даосизм: основные идеи.

8.Конфуцианство: основные идеи.

 

 

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1.Как соотносятся между собой философия и история философии?

2.Согласны ли вы с утверждением, что философия возможна, прежде всего, как история философии?

3.Чем объясняется единство философских вопросов, проблем и идей

в разные времена и у различных народов?

4.Kaкую роль играли мифы в жизни первобытного человека?

5.Что такое антропоморфизм?

6.Покажите на конкретных примерах, как образ жизни древних людей отражался в их представлениях о мире.

7.Почему мифологические представления об устройстве и происхождении мира часто называют наивными? Согласны ли вы с таким утверждением?

8.Почему мировоззренческие учения Древнего Востока называют религиозно-философскими?

9.Что такое Веды и Упанишады? Какова роль Упанишад в формировании индийской философии?

10.Что такое теизм и пантеизм?

11.Раскройте содержание и взаимосвязь основных понятий индийской философии: Брахман, Атман, карма, сансара.

12.Что обозначает понятие «нирвана» в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев?

13.Прокомментируйте следующий фрагмент из Упанишад: «Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так знающий (мудрец), отрешенный от имени и облика, приходит к божественному Пуруше, что выше высокого».

14.Расскажите легенду о принце Гаутаме. В чем заключается, на ваш взгляд, ее философский смысл?

15.Почему земная жизнь является, по буддистским воззрениям, несомненным страданием? Согласны ли вы с таким утверждением?

16.В чем главная причина земных страданий, с точки зрения буддизма?

17.Каким образом буддистское учение предлагает избавиться от страдании и печалей земной жизни?

18.Широко распространено мнение о том, что аскет — это человек,

который может жить в пустыне или в лесу, есть, что придется, одеваться только для того, чтобы прикрыть наготу, годами ни с кем не общаться. Как вы думаете, достаточно ли перечисленных качеств для полного понимания того, кто такой аскет?

19.В чем видел Конфуций причины общественных несчастий? Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать общественную жизнь и сделать ее благополучной?

20.Виртуальным в философии называется возможное (от лат. «виртуалис» -— возможный), т.е. то, чего нет, но что может быть при определенных условиях. Можно ли говорить, что зло (прежде всего — общественное) трактуется в конфуцианстве как виртуальная реальность?

21.Каковы основные принципы небесного порядка, которые призывает выполнять Конфуций?

22.Почему конфуцианство на длительное время стало государственной идеологией Китая?

23.В книге «Беседы и суждения», написанной учениками Конфуция, есть такие утверждения: «Учитель сказал: "Древние говорили с осторожностью, так как опасались, что не смогут выполнить сказанное... Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что люди не знают его... Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям"». На какие принципы небесного порядка (которым необходимо следовать) указывают эти утверждения Конфуция?

24.Раскройте содержание понятий «волюнтаризм» и «фатализм».

25.В чем разница между сверхъестественным и естественным фатализмом?

26.Раскройте основные естественно-фаталистические идеи даосизма. Прокомментируйте аллегорическое утверждение даосизма о том, что человеческая жизнь — это полет стрелы.

27.В чем заключается даосский принцип недеяния?

28.Как трактуется счастье в философии даосизма?

29. Китайский мудрец Лао - Цзы в своей книге «Дао Дэ Цзин» писал: «Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других». И еще: «Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя — просвещен. Побеждающий людей — силен. Побеждающий самого себя — могуществен». И еще: «Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает». И еще: «Мудрец избегает всякой крайности».

 

Индийская философия (по Канке)

 

Учение и его основатель   Основные положения Западный аналог
Чарвака (Брихаспати) Все состоит из четырех элементов (земли, воды, огня и воздуха). Потусторонний мир не существует Философия Эмпедокла
Джайнизм (Махавира) Живые субстанции от мельчайших организмов до человека идентичны душам (дживам). Освобождение души достигается правильным поведением: не вредить живому, не лгать, не воровать, не потворствовать слабостям Философия Анаксагора и Лейбница
Буддизм (Гаутама) 1.Причина страданий — жажда существования и наслаждения 2.К уничтожению страданий ведет восьмеричный путь: правильные видение, мысль, речь, действие, образ жизни, усилие, внимание и сосредоточие Отсутствует (лишь отчасти стоики)
Вайшешика (Канада) Мир состоит из девяти субстанций: земли, воды, света, воздуха, эфира, времени, пространства, души и ума Философия милетцев (Фалес и др.)
Ньяя (Готама) Основным средством освобождения человека от земных страданий считается теория познания и логика, в том числе теория силлогизма Философия Аристотеля
Санкхья (Ка-пила) Мир состоит из первоматерии и духа, а всего в нем насчитывается 25 начал Философия Пифагора
Йога (Па-танджали) К избавлению от страданий ведет медитация Лишь отчасти стоики
Миманса (Джаймини) Освобождения достигает тот, кто соблюдает ритуалы, предписания Вед Этика Сократа
Веданта (Бадараяна) Атман есть Брахман Философия Плотина

 

Китайская философия (по Канке)

 

Учение и Его основатель Главные положения Западный аналог
Конфуцианство (Кун Фу-цзы) Основополагающими этическими концептами являются: человечность, соблюдение социальных норм-ритуалов, долг-справедливость, правильные речи Философия Сократа
Даосизм (Лао-цзы) Нет ничего превыше законов Дао, т.е. Великого Предела, которого никому не дано изменить, поэтому недействие предшествует действию Стоицизм
Чань-буддизм (Бодгидхарма) Просветление достигается работой сердца и постижением единого Отчасти неоплатонизм

 

 

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (по Аблееву)

 

Ведический период   До VI—V вв. до н.э.
Классический период   VI в. до н.э.— первая половина I тыс.
Постклассический (схоластический) период   Первая половина 1 тыс.— XVIII в.
Период неоиндуизма или новейшей индийской философии XIX-XX вв.

 

return false">ссылка скрыта

 

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (по Аблееву)

 

 

Период древней китайской философии VI—III вв. до н.э.  
Средневековый период   III в. до н.э.—XIX в.
Новый период китайской философии   Середина XIX в.-1919 г.
Новейший период китайской философии   С 1919 г.

 

 

 

 

Тема 3