ТЕМА ЛЕКЦИИ Познание как предмет философского анализа.
Эпистемология.
Цель лекции – рассмотреть познание как процесс приобретения знания и его структуру.
План лекции:
1. Теория познания как философская дисциплина.
2. Субъект и объект познания.
3. Чувственное и рациональное в познании.
4. Проблемы истины.
5. Знание научное и ненаучное. Формы и методы современного научного познания.
Рекомендуемая литература
1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012.
2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005.
3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
4. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006.
6. Клюшина Е.В.. Гносеология: Конспект лекций. Казань: КГЭУ, 2004.
На прошлой лекции была рассмотрена нематериальная сфера бытия, субъективная реальность – сознание. Частным случаем этой реальности является познание. Посвятим этой теме лекцию.
Основная часть
1. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит закономерные связи реального мира.
Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, отражение мира в сознании людей, движение от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.
«Теория познания» в переводе на греческий – «гносеология» (от греческих слов «gnosis» – знание, Logos – понятие, учение), т.е. учение о знании. Также используется термин «эпистемология», который имеет более выраженный научный смысл – учение о научном знании. Оба термина широко используются в философской литературе.
Теория познания – это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания, и ряд других проблем.
Субъектом познания, «центром» всей гносеологии является человек: она использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. Такая опора теории познания тем более необходима потому, что, во-первых, познавательный процесс всегда происходит в определенном социокультурном контексте, а, во-вторых, сегодня набирает силу тенденция социологизации гносеологии, т.е. процесс преобразования последней в подлинное социально-гуманитарное исследование.
2. Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, он всегда обязан считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами. Человек (субъект) постоянно ищет объект познания.
Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств, накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры, также является познающим субъектом, так какполноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познания является окружающий мир, а именно, та его часть, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Объект познания – это реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию.
3.Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, – это способность органов чувств человека доставлять полученную информацию в мозг, где она перерабатывается и закрепляется в форме ощущений, восприятий, представлений.
Ощущения – это наиболее элементарная форма чувств. Это отражение предмета (ситуаций, событий) при их непосредственном воздействии на некоторую из чувствительных систем – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др. Существуют многообразные виды ощущение: зрительные, осязательные, слуховые, суставные, ощущения равновесия, ускорения и т.д., т.е. ощущения способны фиксировать лишь отдельные свойства предмета. Ощущения человека отображают разнообразные объективные свойства окружающих нас предметов: их твердость или мягкость, шероховатость или гладкость, их тяжесть, температуру, запах и вкус, окраску вещей и издаваемые звуки. Благодаря этому ощущения являются средством связи сознания с миром. Потеря способности ощущать неизбежно влечет за собой потерю сознания, способности познавать мир. Например, у людей, от рождения слепых, глухих и немых, сознание очень бедное. Но если восстановить хотя бы некоторые из этих органов чувств, сознание человека расширяется и обогащается.
Восприятие – целостное отражение свойств материальных объектов. Как и ощущение, восприятие возникает в результате действия предметов на органы чувств, т.е. на базе ощущений. Но в то же время, восприятие не есть механическая сумма ощущений. Это – цельный чувственный образ предметов и явлений, диалектическая сумма данных отдельных ощущений.
Поскольку восприятие есть цельный чувственный образ предметов, то в восприятии познаются такие стороны предметов, которые не отражаются в ощущении – форма, пространственность, длительность и т.д. Например, мы ощущаем звук, цвет, а воспринимаем море. Особенностью восприятия является то, что оно всегда отражает данную ситуацию, то, что непосредственно воздействует на человека в данный момент.
Представление – воссоздание, воспроизведение в сознании чувственного образа предмета в памяти. И ощущение, и восприятие существуют только при непосредственном контакте с предметом. Без предмета нет ни ощущений, ни восприятия. Другое дело – представление. Представления возникают и в ходе отсутствия непосредственного воздействия внешних предметов на органы чувств. Это объясняется тем, что со многими предметами окружающей природы мы в своей деятельности сталкиваемся довольно часто и так же часто можем их представить в своем сознании. Представление суть переходная к рациональному форма чувственного познания, ибо в нем в зародыше содержится элемент абстракции, отвлечение от второстепенных черт предмета.
Рациональное познание признает разум и логическое мышление основой познания. Здесь велика роль языка, который, закрепляя слова за теми или иными представлениями и абстракциями, способен произвольно и свободно вызывать мыслительные образы в отсутствии реальных предметов, более того, вызывать одни и те же мыслительные формы у разных людей и разных поколений.
Рациональное познание (абстрактное, логическое мышление) осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения. Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – мысленное выделение наиболее существенных для исследования свойств предмета при отвлечении от других его свойств.
Понятие – это мысль-обобщение, в которой отражаются наиболее общие, существенные свойства предметов. Суть всех явлений объясняется на основе понятий. Посредством понятий и систем понятий (теории, концепции) отображаются сферы действительности, изучаемые различными науками. Понятие выступает в качестве клеток, из которых строится теория. В этом их гносеологическая значимость.
return false">ссылка скрытаОтдельными, изолированными понятиями люди никогда не мыслят. Они прибегают к суждениям. Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо. Сравним два выражения: «Электропроводность всех металлов» и «Все металлы электропроводны». В первом выражении нет ни утверждения, ни отрицания, оно не является суждением. Во втором выражении утверждается, что металлы проводят электрический ток. Это суждение. Суждение выражается повествовательными предложениями. Если понятие отражает совокупность существенных признаков предмета, то суждение отражает отношения между предметами. Структура любого суждения состоит из субъекта суждения (все металлы), предмета суждения – то, что говорится о субъекте (электропроводны) и связки (есть, суть, является), которая часто опускается.
Умозаключение – это новое суждение (вывод), полученное из известных суждений (посылок). Например, из двух суждений: «Все металлы электропроводны» и «Медь-металл» – можно сделать вывод по умозаключению «Медь – электропроводна». Благодаря умозаключениям нам нет необходимости каждое свое суждение основывать непосредственно на данных фактах.
4. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности. Каковы же основные свойства, признаки истины? Первый и исходный из них – объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей (например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца).
Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее). Следовательно, абсолютная и относительная истины – это два необходимых момента одной и той же объективной истины.
Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом – знание идеальное, которое никогда не будет достигнуто, хотя познание все более приближается к нему; во-вторых, как такое знание, которое никогда не может быть опровергнуто в будущем: «после зимы приходит весна вследствие особенностей вращения Земли вокруг Солнца», «люди смертны» и т.д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.
Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, «истина» о существовании эфира, понятия о теплороде и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.
Относительность истины нельзя отождествлять с ее субъективностью. Истина относительна потому, что она неполна, приблизительна, но не потому, что именно так, а не иначе кому-то больше нравится думать. Иными словами, относительная истина, как и абсолютная, являются объективными в том смысле, что в них есть такое содержание, которое не зависит от познающего человека и человечества.
5. Стремление человека к познанию привело к возникновению различных видов знания. Как мы уже отмечали, определенные знания о мире и человеке дают и миф, и искусство, и религия. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Но существует специальный, существенно отличающийся от остальных, вид познавательной деятельности – наука.
Наука – это систематизированное познание действительности, опирающееся на наблюдение и изучение фактов и стремящееся установить закономерности исследуемых вещей и явлений. Например, биология изучает явления жизни, исследует распространение и развитие биологических видов, устанавливает законы наследственности и т. п.
Целью науки является получение истинного знания о мире. Высшей формой научного знания является научная теория. Можно назвать много теорий, которые изменили представления людей о мире. Это, например, теория Коперника, теория всемирного тяготения Ньютона, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна. Такие теории формируют научную картину мира, которая играет важную роль в мировоззрении людей.
Но чтобы построить теории, ученые опираются на опыт, эксперимент. Особое развитие строгая экспериментальная наука получила в Новое время, начиная с XVII века. Современная цивилизация во многом опирается на достижения и практические приложения науки.
Рассмотрим некоторые основные методы научного познания подробнее. Различают эмпирические и теоретические методы науки. Важнейшими эмпирическими методами являются наблюдение, измерение и эксперимент.
Наблюдение в науке отличается от простого созерцания вещей и явлений. Ученые всегда ставят определенную цель и задачу для наблюдения. Они стремятся к беспристрастности и объективности наблюдения, точно фиксируют его результаты. В некоторых науках разработаны сложные приборы (микроскопы, телескопы и т.п.), позволяющие проводить наблюдения явлений, недоступных невооруженному глазу.
Измерение – это метод, с помощью которого устанавливаются количественные характеристики изучаемых объектов. Точное измерение играет большую роль в физике, химии и других естественных науках, однако и в современных социальных науках, прежде всего, в экономике и социологии, широко распространены измерения различных экономических показателей и социальных фактов.
Эксперимент – это специально сконструированная ученым, «искусственная» ситуация, в которой наблюдаются и измеряются определенные явления. В научном эксперименте часто используется весьма сложная аппаратура. Эмпирические методы, во-первых, позвояют устанавливать факты, во-вторых, проверять истинность гипотез и теорий посредством их соотнесения с результатами наблюдений и установленными в эксперименте фактами.
Наиболее известными, классическими теоретическими методами являются индукция и дедукция.
Индуктивный метод – это метод вывода закономерностей на основе обобщения многих отдельных фактов. Например, социолог на основе обобщения эмпирических фактов может обнаружить некоторые устойчивые, повторяющиеся формы социального поведения людей. Это будут первичные социальные закономерности. Индуктивный метод – это движение от частного к общему, от фактов к закону.
Дедуктивный метод – это движение от общего к частному. Если у нас есть некоторый общий закон, то мы можем вывести из него более конкретные следствия. Дедукция, например, широко применяется в математике при доказательстве теорем из общих аксиом.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Что такое знание и познание?
2. Как соотносятся между собой познание и практика?
3. В чем заключается природа заблуждений?