Этапы учетного цикла

Первый этап учетного цикла – анализ операций на основе первичных документов.

Все изменения в имуществе и обязательствах фирмы находят свое отражение в финансовом учете. Данные изменения можно разделить на три группы:

1) обмен имуществом и обязательствами между фирмой и внешней организацией (операции купли-продажи товарно-материальных ценностей);

2) хозяйственные операции, совершаемые внутри фирмы, состав активов и обязательств (например, начисление амортизации, расходование ТМЗ при изготовлении продукции);

3) внешние изменения в социально-экономической жизни (например, форс-мажорные обстоятельства, колебания рыночной стоимости ресурсов).

Все хозяйственные операции выражаются как в натуральном, так и в денежном выражении.

При заполнении финансовых документов в странах дальнего зарубежья существуют определенные требования:

- каждый частный итого подчеркивается одной чертой, а окончательный итог – двумя чертами;

- обозначение денежной единицы проставляется перед первой цифрой числа, за исключением журналов и ГК;

- для записи сумм используются запятые (для отделения тысяч), и точки (для отделения десятичных знаков).

Пример: 1 867 долларов 62 цента в международном бухгалтерском учете будет выглядеть так: $1,867.62.

Второй этап учетного цикла – отражение операций в бухгалтерских регистрах или ГРЖ.

Эти действия необходимы для отражения хозяйственных операций в форме, которая облегчает их дальнейшую группировку на счетах бухгалтерского учета. В международной практике используют два вида регистрационных журналов: общий и несколько специальных.

В общий журнал заносятся единичные, неповторяющиеся операции. Повторяющиеся записи заносятся в специальные журналы продаж, закупок, денежных поступлений и выплат. В ГРЖ запись о каждой хозяйственной операции начинается с даты, далее в графе «Описание» указывается название дебетуемого и, с некоторым отступлением от начала строки, кредитуемого счетов. Ниже помещают краткое описание сущности хозяйственной операции. Если фирма использует номера счетов для их идентификации в ГК, то при переносе записи в ГК в графе «Справка о проводке» проставляют номера корреспондирующих счетов или «галочки», если номера счетов не используются.

Данные в ГРЖ носят вспомогательный характер, т.к. остаток счетов меняется не при осуществлении данной записи, а при их переносе из журнала на бухгалтерские счета, входящие в Главную книгу.

Третий этап учетного цикла – перенос данных из регистров или ГРЖ в ГК.

Процесс переноса хозяйственных операций из регистрационных журналов в ГК называется разноска. В процессе разноски происходит перегруппировка хронологической записи хозяйственных операций в ГК.

Форма счета в ГК состоит из следующих граф: дебетовые и кредитовые суммы и сальдо счета.

Помимо ГК в бухгалтерском учете используются вспомогательные книги. Они служат для ведения отдельных счетов, входящих в ГК. Из вспомогательной книги в главную книгу переносится только контрольный счет, сальдо которого используют при подготовке финансовых отчетов.

Первый – третий этапы учетного цикла осуществляются в течение всего учетного цикла, остальные четыре – в конце учетного цикла.