Априорные формы чувственности в философии Канта

Термин "a priori" (лат.) буквально означает "из предшествующего", а термин "a posteriori" означает "из последующего". Новое значение данные термины приобрели после трудов И. Канта. "Априорным" стали называть предшествующий опыту, следовательно, независимый от опыта и определяющий его элемент знания, а "апостериорным" - эмпирические (по)знания, определяемые опытом.

Априорное у Канта имеет два уровня:

1) априорные формы человеческой чувственности, чувственного созерцания (возможность интеллектуального созерцания, интеллектуальной интуиции для человека Кантом отрицается) - время и пространство;

2) синтезирующие чувственность категории рассудка (такие как единство, множество, причинность и т. д.).

Если раньше думали, что человек познает свойства окружающего его мира, то Кант
считает, что эти свойства принадлежат НЕ МИРУ, А САМОМУ ЧЕЛОВЕКУ: «мы а priori познаем о вещах лишь то, чтó вложено в них нами самими».

Априорное знание, соединенное с нашим опытом, дает нам тот образ мира, к которому мы привыкли. То есть априорные формы знания соединяются с конкретными данными чувств.

 

разделение мира на характеристика Канта чувственные данные
реальность Вещь в себе (существует независимо от нас) на входе:
неизвестность, хаос
человеческое знание о мире Явление: априорное знание + опыт (чувственные данные) на выходе:
цвета, звуки и т.д. (упорядоченные априорными формами)

Мир, который является человеку – это явление (феномен).

Мир, как он есть (а не такой, каким он является человеку) – вещь в себе (ноумен).

Мир, как он есть (вещь в себе) – непознаваем для человека (мы всегда, и в обыденной жизни и в научном познании имеем дело с явлением, а не с реальностью)

Априорные формы

Мир является человеку таким, каким его конструируют априорные формы знания человека.

Кант выделяет у человека 2 познавательных способности: чувственность и рассудок (в котором еще выделяется разум). У каждой из них есть свои априорные формы: пространство и время; категории и идеи (разума) соответственно.

Познавательная способность Априорные формы Пример-пояснение
Чувственность (органы чувств) Ф-ция созерцания Пространство и время Мы видим дерево. Мы видим его трехмерным. Но не дерево само является трехмерным, а мы ВОСПРИНИМАЕМ его трехмерным. Так устроены наши органы чувств (все воспринимать трехмерным)
Рассудок Ф-ция мышления/подведения под понятия Категории (Например, причинность. На Канта большое влияние оказала критика причинности Юмом) Мы считаем, что каждая вещь имеет причину. Сама вещь (например, дерево) является нам с помощью органов чувств, но убежденность в существовании причинно-следственной связи есть априорная установка.
Разум(познавать не может, но может осуществлять систематизацию познания) Идеи (душа, Бог и свобода) Мы пытаемся узнать есть ли Бог, свобода, душа и каков мир в целом