Модуль 6.

1. Понятие общества. Сферы общественной жизни.

(с интернета)

Существует много определений понятия «общество» . В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

 

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

 

2. Структура общества. Общество и государство.

(Берницкий)

Общество – не только некая совокупность людей, это ещё и совокупность некоторых форм и типов общественных формирований.

Общество не самоорганизуется, необходима организация и управление.

 

Индивид – семья – производственное объединение (общественное формирование).

 

На основе того, что существует множество форм отдельных общественных формирований и специальных структур, которые тоже являются общественными формированиями, мы можем дать следующее определение: Общество – полиструктурная система общественных формирований, создающая средства, предметы, среду и условия своего существования и развития.

Общество – не только отношения, его нельзя соотнести с какой то отдельной структурой, оно само структурировано, но в тоже время целостно и системно.

Общество имеет свою структуру, чаще всего, рассматриваемую через его сферы: экономическую, политическую, правовую, институциональную, духовную, эстетическую и пр., в которых закрепляется какая-либо социальная функция деятельности человека. Философское познание системы общества выявляет входящие в него морфологические элементы: социальные отношения, социальные субъекты (классы, страты), социальные процессы, социальная мобильность, социальная динамика и пр.

 

Государство и общество не одно и то же, государство – отдельная структура общества.

 

С античных времён и в некоторых случаях в настоящее время понятие общество синонимизируется с понятием государство.

1). Первыми специальными работами о государстве были работы Платона «Государство». Для Платона государство – это население, и оно характеризуется тем, что само по себе выступает как защита, создаёт материальные блага и управляет населением. Платон различает идеальное государство, 2 правильных государства (аристократия и монархия) и 4 неправильных государства (демократия, тимократия, олигархия и тирания). Источник зла по Платону – частная собственность, а значит нужно уничтожить её причину: уничтожить богатство и постоянную семью. Идеальным государством у Платона являлась Спарта: запрет накопительства, количественное распределение имущества, не существовало семей.

2). Аристотель считал, что государство появилось, когда семьи создали поселения. Источник зла – частная собственность, но она неизбежна и неустранима, поэтому лучше чтобы собственность была частной, а распределение её общим.

3). В средневековье государство – разросшаяся семья, продукт Бога, так как царь – посланник Бога.

4). В 18 веке в эпоху Просвещения появилось новое толкование государства: государство – продукт общественного договора. (Гюббс и Руссо). Гоббс: изначально человечество было в состоянии войны всех против всех. Есть 3 причины существования людей: 1) абсолютная свобода; 2) равенство (насилие равного ущерба); 3) желание зла друг другу.

Появились короли, которые следят за соблюдением этих общественных правил.

Руссо считал, что изначально человечество существовало в золотом веке: люди желали друг другу добра и поэтому были в согласии с природой, но нашёлся наивный человек, который огородил участок и сказал: «это моё». И появились другие такие люди, а отсюда и частная собственность. Чтобы преодолеть борьбу за неё люди установили общественные правила, и вновь отсюда короли.

1) Государство должно быть небольшим.

2) Порядок в нём должны поддерживать образованные люди (короли т.д.), однако научные знания им давать нельзя, потому что это порождает вражду между ними.