Способы разворачивания и сворачивания бытия в онтологии Н.Кузанского

Бытие есть во всем сущ-ем, а сущ-ие сущ-ет в бытие, т.е. бытие =.сущ-ию. Бытие есть прообраз всего сущ-го-это абсолют.или творящ.бытие. Бытие есть некий экземпляр, он ни меньше ни больше того, что во всем и в чем все.этот единий прообраз разворачивается во множ. Сущ-х вещей, причем прообраз сущ-т в каждой вещи.при всем многообразии прообраз един. Здесь целое определяет части, а не наоборот. Бытие можно определит в виде округлости. Окр-ть – это точка, кот разворач из самой себя. Точка – это ноль. Ноль или ничто разворач во множество вещей, а вещи это нечто, нечто – это 1. Нечто сворачивается в ничто, в ноль Т е то, что мы видим – иллюзия.

Центр округлости прообраз бытия, единое раньше любого множества, множ возник только из единства, т к связь раньше разделения. (Рисунок сприали, смыкающ в круг. Из точек) Множество есть размноженность, кот явл залогом различенности. Из центра любая точка совпад с другой. Точка свертыв в себе всякую различенность, а множество – есть развертывание ее единства. Бог – это свернутость свернутости. Округлость мира неделима и неповторима. Из точек ничего не составляется. Прибавить точку к точке – это прибавить ничто к ничто. Т е оконченность мира-это округлость, заключающаяся в точке. Отсюда, если оказ вне мира, то мы его не увидим, т к мир это лишь точка. Но отсутствие формы не явл отсутствием существ-я. Мир это не сама округлость, а ее образ. Вечность мира раньше самого мира. А вечным может быть только мышление и разум т е мир всегда уже есть. А поск есть мышл то сразу возникает время. А раз есть время, то есть и движение. Оно интеллектуально и даже без тела мысль в движении сохран. Как возникает материя, вещь? Материя не возникает из своей противополож-ти – духа. Вещь, предъявляемая как материя лишь возможность сущ-я вещи. Материя уже есть, она сразу должна быть, т к ей негде развернуться, кроме как в самой себе.Материя – форма пребывания мысли. Что есть человек? Это есть свернутость свернутости, кот разворач из себя мир. Все, что произвел человек – произведение его разума. Каждый чел свободен в своем разуме и имеет свободный дух.Животные подчиняются природе. Но она не может навязать челу необходимость.Субстанция животного гибнет с гибелью тела, а у чел. никогда.Человек – микрокосмос, кот просвечивает макрокосм и чел стан совершенным. Он изнач соверш. Проблема – а к о возник. Матер. Мир?

+рисунки (оставить место)

18. Тождество Формы и Материи у Дж. Бруно. Множественность и бесконечность миров. Каким образом существуют вещи? У них есть причина существования. Причина находиться вне вещи. Начало вещи не совпадает с причиной существования вещи. Мы не можем познать целое через часть. Кто видит статую, не видит скульптора. Первопричина всегда Бог. Причина существования Бог. Причина совпадает с целью существования. Причины делятся на два вида 1) формальная причина. Т.е. проще говоря, что для некоего действия необходим некий образец, форма, в которой имеется структура будущей вещи. 2) действующая причина. Материя - пассивное начало- возможность быть сделанной- мир уже существует , как и мышление. Форма- активное начало- возможность сделать- дает способность различения => материя и форма тождественны. Интеллект не имеет смысла без материального воплощения. Материя не может существовать без формы. Бруно создал онтологическую модель мира, на принципах тождества, формы и материи. Форма потенция мышления, материя ее актуальность. Все вещи имеют предел, то возникает движение, которое является залогом бесконечного разворачивания мира.

Вывод, джордано создал онтологическую модель мира принципом построения которая является тождество формы и материи. форма есть потенция мышления, материя есть ее актуальность, поскольку мышление бесконечно, и его потенция есть свернутая точка постольку действительность как актуализация потенции есть разворачивающая бесконечная окружность. поскольку все вещи имеют пределы то возникают движение которое является залогом бесконечного разворачивания мира. Мир бесконечен относительно начала, а начало относительно конца. Соответственно существует бесконечное множество миров. Так как любой края может стать центром окружности.