Универсум мышления как отприц-е дествит. Соотнош истины и фил-и.(Х.Ортега-и –Гассет). ;»что такое философия?»

Фил на пределе. Множественность как принцип разворачивания фил-о дискурса (А.Бадью).

Бадью «манифест философии»: как сущ-ет фил в совр мире? Возможна ли она? Сущ-т 4 усл-я сущ-я фил-и: матема, поэма, любовь, политика. матЕма =идея, чистая природная конструкция разума; в совр. мире матема предъявляется как наука, имеющая дело с абстрактными понятиями. претендует на истину и объект знание, на пределе тк истины нет(относит зн-е) и знания субъективны; поэма=искусство\техника(масс произ-во) на пределе тк-возник когда техника завладевает миром и человеком–субъективность объективир.); политика на пределе тк демократия оборачивается в тоталитаризм; любовь(мужч\женщ)стирание границ в соц и биол сферах. Шов-место стыка фил и одного из условий. Необходимо снять все швы, уйти от 4х бинарных структур. Мир\бытие ->множественность→не-различима→мир уже различим→интеллектуальный акт→акт мышления→мышление всегда уже есть→язык→множество разных языков.

 

Универсум мышления как отприц-е дествит. Соотнош истины и фил-и.(Х.Ортега-и –Гассет). ;»что такое философия?»

Истина относительна к науке. Истина стала проверяться полезностью (истина стала утилитарной). Физика стала ограниченной. Практикум лишь часть универсума.Физика изучает повседневность,но говорит на теор.языке, она вне повседневности-физика стала метафизикой=философией; фил претендует как и физика на объяснение окр мира.За пределами повседневности находится универсум, абсолютная истина, мир чистых идей, чистого мышления.

Система истин имеет историческое измерение. Тк в разный период времени субъект познает и открывает разные истины. Но истина не имеет никакого отношения ко времени, меняется не истина, а человек, его мысли в рез-те изм-я его ориентации. Осн задача истории- понять чел-а любой эпохи. Особенности физического знания: практическая точность и подтвержд-е посредством чувтсв.восприятия. и! практическая пригодность. Истинность познания опред-я успешным действием→истина-интеллект-е следствие практической пользы→фил-я прагматизма, не более чем теория познания. Если истина исторична, то как она может и должна претендовать на внеисторичность и абсолютность? –проблема нашего времени. В осн физики-физич принципы, с кризисом физики необход их пересмотр→физики занялись философ-й науки→физ-низшая форма познания. Науки должны, не отрекаясь от своих достижений, установить взаимосвязи, не означающие подчинения- для этого нужно вернуться к философии. Философия- познание Универсума-целостная с\с умств деят в кот систематич организуется стремление к абсолютн знанию. Стремление к универсуму-врожденная и спонтанная ж\д-ть нашего разума. Научная истина-точна но недостаточна, философская и-достаточна, но не точна. Физ, идущая дальше физ-метафиз, но чтобы отыскать корень фил-и нужно обратиться к до-физ. Универсум-все имеющееся, единое целое. Мультиверсум-разлчные целые. Мы не знаем познаваем ли он, т.е не знаем решаема ли проблема, но философ-я допускает возм-ть непознаваемости своего предмета. Тк 1наша способность к познанию ограничена и 2 универсум непознаваем тк иррационален.

4. Объективация субъективности в религиозном дискурсе Маритена. Культура как основание религии (Тиллих)

Существует 3 позиции соотношения философии и религии:

1) Будет рассматривать философию как теологию и разворачивать как дискурс. Здесь теология заимствует философский язык для предъявления собственных имен. Религия начинает претендовать на истинность научного знания.

2) Будет рассматривать взаимодействие между религией и философией как синергию (взаимодействие)священного и пропанного, секулярного и сокренного.

3) Промысливает религию как мыслительный конструкт. Эта позиция предполагает философскую рефлексию.

Маритен (работа «Христианство философии») задается вопросом о существовании христианской философии. Если философия есть предъявление истины и мудрости, то нужно обратиться к христианской вере, т.к. христианство-посланная истина. Но в философии истина-человек, а в христианстве – божественная. Философия человеческая мудрость, поэтому христианство и философия не сравнимы в этом аспекте. Философия обращается к разуму, а христианская религия к вере. Религия чужда интеллектуальности. Если разум принадлежит Богу, а философ природе, то философ становиться вещью среди других вещей. Способ определения философии может быть только трансцендентальной абстракцией.

Тиллих. Бог не может существовать за пределами человеческого бытия, потому что его существование оказывается бессмысленным. Поэтому религия пытается найти и занять свое место в человеческом существовании. Только в отчужденности от человека религия предъявляет себя. Тиллих предлагает первый вариант существования религии со стороны экзистенциального начал , она понимается как вера или состояние захваченности предельным интересом или богом. Захваченность предстает в качестве спасения человечества от отчужденности.