Философия Ф. Шеллинга и романтическое направление в философии
Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (Schelling, FriedrichWilhelmJoseph) (1775–1854),
В течение жизни область теоретического интереса Шеллинга изменялась от изучения природы к философии Откровения. Вначале испытал сильное влияние И.Канта и Г.Фихте, затем – романтиков и Гете. Центральным понятием философии Шеллинга можно считать идею свободы, которую он последовательно в течение всей своей жизни искал сначала в природе, затем в творчестве личности и, наконец, в природе божественного творения.
В своих ранних Шеллинг конструирует своеобразную натурфилософскую картину целостного развития мира. Исходя из первоначального параллелизма субъективного (Я, сознательное) и объективного (природа, бессознательное) рассматривает, каким образом достигается единство и развитие природы и духа. Он последовательно раскрывает этапы развития природы в направлении к осознанию ею самой себя как целесообразного целого. Таким образом бессознательное (природа) порождает сознание (человек) как будущую форму познания бессознательного. Диалектический метод, открытый Фихте для анализа становления самосознания, Шеллинг распространяет на анализ природных процессов и процессов познания природных явлений. Возникающие противоречия сознательного и бессознательного снимаются введением идей предустановленной гармонии двух деятельностей: сознательной деятельности воления и бессознательной – продуцирующей мир природы. Основанием данной гармонии является продуктивность любой деятельности. В качестве наиболее яркого образца такого рода продуктивности Шеллинг рассматривает эстетическую деятельность. Каждое произведение искусства может быть понято как продукт одновременно сознательной и бессознательной сферы духа, а весь объективный мир природы может рассматриваться как изначальная, еще не осознанная поэзия духа.
Постановка вопроса о философии природы, независимой непосредственно от «Я», и разработка теории объективной продуктивной деятельности сознания делают философию Шеллинга достаточно популярной на рубеже 18–19 вв. как в среде европейских естествоиспытателей, так и немецких поэтов.
Обращаясь к анализу эстетического творчества, Шеллинг показывает, как преодолеваются противоречия теоретического и нравственного практического в искусстве. По Шеллингу, художник – это «Гений» (интеллигенция), действующий как природа. Именно в его творчестве разрешаются противоречия, неустраняемые никаким иным способом. Для объяснения этого процесса Шеллинг вводит понятие интеллектуальной интуиции, которое оказывается формой самосозерцания Абсолюта, представляющего из себя тождество субъекта и объекта (тождество понимается не как совпадение субъекта и объекта, а как переход предшествующего к последующему). С этого момента Шеллинг все больше переходит на позиции пантеизма неоплатоников и Б.Спинозы, рассматривая бога и универсум как различные моменты становящегося тождества, в котором Вселенная есть развернутая потенция абсолютного организма и абсолютного произведения искусства.