БИЛЕТ 55. Аксиология.

Аксиоло́гия — теория ценностей. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

1. Эго единое – целостность, связ с Я. Эго-единое есть такая сила жизни субъекта, которая строит его внешнее тело и организует изображения его внутреннего мира, соединяя эти две реальности между собой. Функции: строительство внешнего тела (эмбриогенез), создание внутреннего мира, обеспечение их единства, получение порции опыта. Жизненный опыт зависит от тела, от размера. Опыт растёт всегда и хороший, и плохой. Он может быть получен и сквозь отрицат. Плохое заставляет человека меняться.Хорошее делает человека эгоистом. Останавливает человека в развитии. При плохом есть мотивация.

2. Способность оценки. Внутр.дифференциация: эго единого делится на множество эго измерений.(эго шкал); реализация каждого эго шкалы как шкалы «эргомера» - измерит.величины. ; появление ценностей – факторов, повышающих показания эгомеров; эгомерное переживание; эгомеры реализуются в исп.активностях живого существа; закон эгореализ. Ценность – оценка измер.объекта + субъект оценки. Оценить значит измерить сколько в этом субъекте Я (эго единое). Положительная ценность – на сколько моё Я может реализовать себя.

3. Закон эгореализации – закон субъективности роста показателем главного эгомера. Выражение активности в повышении или снижении показаний эгомера. Закон эгореализации выражается в том, что 1) получает свою оценку текущая ситуация, в которой находится субъект, 2) формируется представление о желательной ситуации, где эгомер даст высокую величину, 3) по противоположности, исходя из принципов несовместимого в данной онтологии, формируется представление о ситуации, которая несовместима с желательной ситуацией, 4) рождается побуждение достичь желательной ситуации и избегать нежелательной ситуации. 5) Необходимо далее сформулировать гипотезу о возможном пути перехода от текущей ситуации к желательной – так, 6) чтобы этот путь мог быть реализован эфферентными активностями субъекта, т.е. был телесно реализуемым в конкретной внешней среде и при данном конкретном теле субъекта.

4. Эгомерная модель живого существа. Субъект предстает как система эгомеров – от самого главного ко все более частным, так что образуется иерархия эгомеров, вплоть до самых простых эгомеров. Каждому простому эгомеру сопоставлена законом эгореализации некоторая типичная деятельность на основе эфферентных органов субъекта, которая повышает значения данного эгомера. В каждый момент времени у субъекта есть множество эгомеров, но не все из них активны, выражаясь в соответствующих эгоповышающих деятельностях. Часть эгомеров активны, реализуя себя в эгоповышающих деятельностях, а часть ждут своей очереди, чтобы активироваться.

5. Элементы социальной аксиологии. Между человеком и обществом формируется базовый ценностный обмен. В составе общества создаются разного рода ценности, распределяются тем или иным образом между субъектами и потребляются ими. Отсюда три основных сферы социальной жизни – создание, распределение и потребление ценностей. Если общество строится на принципах общественного разделения труда, то удается создавать более качественные ценности, но затем нужно обменивать их между разными специалистами, используя ту или иную систему распределения.