БИЛЕТ 28. Философская система и метод Гегеля.

Георг Гегель (1770—1831)- сумел решить проблему взаимосвязи двух миров (мир природы и мир чел-ка) в своем труде «Феноменология духа». По Гегелю связь между этими мирами заключается в движении к индивидуальному сознанию с помощью абсолютного «я». Феноменология духа – прохождение человеческим сознанием всех ступеней развития, в итоге чел-к превращается в личность. Индивидуальное сознание уже может посмотреть на мир. Гегель рассматривал проблему противоположности субъекта и объекта. Каждая последующая ступень развития сознания включает все предыдущие. Последующие предопределяются на более ранних этапах: 1ступень – сознание – предмет противостоит сознанию. 2 ступень – самосознание – предмет и сознание тождественны. 3 ступень – ступень духа – сознание постигает духовную реальность мира и самоё себя как выражение этой реальности.

Вершиной движения является освоение языка философии. Дойти до высшей точки, значит выражать мысли категориями, дойти до понятия. Гегель обозначает свою систему как абсолютный идеализм. Абсолютная идея – разум (первое определение). Абсолютная идея – сущность вещей. Гегель представил универсальную схему саморазвития абсолютной идеи – от абстрактных форм к содержанию: 1.Логика – научно-теоретическое осознание абс. идеи. Идея раскрывается в виде системы понятий и категорий (бытие, химизм познания). 2.природа – наиболее слабая часть философии Гегеля – у него природа – вспомогательное средство для развития абс. идеи. Бог создал природу, чтобы возник чел-к и человеческий дух.

Стадии развития человеческого духа: а)субъективный дух – на трех уровнях: антропология – душа, чувствующая субстанция. феноменология – превращение души в сознание.психология – теоретические и практические способности духа. б)объективный дух – охватывает сферы социальной жизни. Разворачивается в праве, морали, нравственности, религии, искусстве. в)абсолютный дух – включает в себя совокупную духовную деятельность всего человечества на протяжении истории.

Противоречия в философии Гегеля. Высказывая диалектические идеи, Гегель сказал: «Всякая идея должна быть завершена, она должна давать окончательные ответы на все вопросы». Движение абс.идеи идет по замкнутому кругу от начала истории до времени создания системы Гегеля, т.е. после системы идет повтор всех пройденных этапов.

Диалектике Гегель придает наиболее развитую форму, он вносит новое содержание в науку: 1.З-н перехода кол-ва в кач-во. 2.З-н единства и борьбы противоположностей. 3.Отрицание отрицания.

БИЛЕТ 29. Антропологическая философия Людвига Фейербаха.

Людвиг Фейербах (1804-1872) подверг Гегеля критике. В 1839 г. вышла работа «Критика философии Гегеля». В 1841 г. самая крупная его работа «Сущность христианства» - развернутая критика христианской теологии. Философская система Гегеля имеет глубокое сродство теологии. Ф. Энгельс пишет: «Критикуя Гегеля, Фейербах выплеснул из купели вместе с водой и самого ребенка», т.е. Фейербах не видит хороших кач-в диалектики. 1.Разум. 2.Бессмертие. 3.Могущество. 4.Благо.

Фейербах считает, что чем более могущественен в представлении чел-ка Бог, тем менее могущественен сам чел-к. Фейербах – материалист, но он использует слово «натура». Система Фейербаха приобретает антропологический характер. Чел-к представляется как высшее существо природы. У других философов – чел-к – это сознание. У Фейербаха – чел-к – это ещё и телесное существо. Фейербах предлагает реабилитировать биологическое начало чел-ка. Натурализм Фейербаха негрубого характера. Чувственность – обобщающая хар-ка чел-ка и тела, разума и воли. Чел-к – общественное существо. Идеи чел-ка рождаются только из общения с людьми. В ходе общей деятельности возникают общие з-ны. Фейербах в теории познания стоит на позиции сенсуализма.