Достаточно ли я хорош? От четырех до пяти лет
В возрасте между четырьмя и пятью годами ребенок пытается разобраться, достаточно ли он хорош. Если родители ожидают от него слишком многого, ребенок начинает ощущать себя неадекватно.
Непоследовательные родители, которые хвалят, а потом ругают ребенка за то же самое действие, ставят его в тупик. Он боится совершить поступок или принять решение, поскольку выбор может оказаться неверным, связанным с наказанием. И вот налицо зарождение страха перед обязательствами!
Реакция на один из вышеперечисленных сценариев будет следующая: в ребенке проявится дух соперничества, он начнет игнорировать собственные интересы или станет пассивно-агрессивным.Неудивительно, что раны раннего детства отразятся и на: взрослых отношениях, поскольку действия их партнеров могут запустить механизм воспоминания.
ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ
Этап развития | Адекватность |
Цель развития | Определить собственную адекватность |
Родительские противоречия | Неадекватные ограничения, смятение, смешанные послания |
Пугающие послания, которые ребенок получает от одного или обоих родителей | "Ты плохой, потому что совершаешь ошибки", "Делай, как я скажу, иначе я не стану любить тебя" |
Детские раны | Страх оказаться неоцененным по достоинству, страх перед действием, могущим вызвать наказание, чувство вины |
Условная реакция | Возникновение духа соперничества или игнорирование собственных интересов, пассивная агрессивность, отдаленность. Или демонстрация низкой самооценки, превращение в Преследователя |
Сценарий отношений | Преследователь и Дистанцер: "Люди, которых я люблю, отвергнут и бросят меня. Только если я сдамся на их милость, они будут меня любить" (условная любовь) Преследователь: "Поскольку я не совершенен, мной должны управлять – это способ быть любимым" Дистанцер: "Я не смогу стать хорошим, так зачем же зря стараться?" |
Позитивное партнерство (как помочь своему партнеру избавиться от его/ее ран) | Установите четкие границы и ограничения путем мягкого направления партнера в нужную сторону. Хвалите его, делайте ему комплименты. Помогите партнеру принять решение, а затем оцените и вознаградите его усилия и сделанный им выбор |