Способы прокладки утка

 

Описанные ниже способы создания переплетений являются основными приемами ткачества гобеленов. Они повсеместно применяются в паласной технике ткачества и с их помощью практически можно выткать любой рисунок.

 

4.3.1. Полотняное переплетение.Каждый гобелен начинается и заканчивается концевой частью. В мини-гобеленах она может составлять 0,5-1 см. Концевую часть ткут такими же нитями, что и сам гобелен. Если же концевую часть гобелена нужно подогнуть, то используются любые нити, но лучше такие же, как нити основы.

Выполнение концевой части начнем с правого края будущего гобелена (рис.4), хотя ткачество гобелена можно начинать как с правого края, так и с левого. Для этого заложим конец нити утка в зев, открытый проборной планкой, слева направо приблизительно на 3–5 нитей основы (рис.4, а). Новый уток, если нужно, вводят как продолжение старого. Он может быть другого цвета или другого качества. В старинных шпалерах прокладка утка производилась только в одном направлении. В этом случае первая уточная прикидка перекрывала нечетные нити основы, вторая уточная нить – четные. Мы будем работать непрерывной нитью утка, прокладывая ее «туда-обратно» и меняя ее лишь в том случае, когда это требует рисунок. Поэтому в следующем ряду прокладываем уток в противоположный зев справа налево по всей ширине основы, перебирая нити основы руками.

Рис. 4. Техника выполнения переплетения «уточный репс». Паласная техника ткачества

Прокидки утка одного цвета редко тянутся от края до края гобелена, так как каждое изменение цвета в общей композиции требует смены утка. Рекомендуется менять уток даже в монохромных участках гобелена, так как за счет этого можно избежать деформации (так называемого кирса) тканой поверхности гобелена.

После прокладывания утка в одну сторону, опускаем нить вниз на плетенку, прибиваем и подравниваем ее (рис. 4,b). Потом двигаемся в обратном направлении, но теперь уток легко проходит в открытый зев под перебороной планкой. При этом моточек пряжи перекладываем из левой руки в правую.

При обратной прокидке уток лучше прокладывать другой, но при этом нельзя оставлять свободные петли на лицевой поверхности и изнанке гобелена (рис. 4,с). Уток должен иметь равномерное натяжение по всей ширине гобелена иначе начнут стягиваться нити основы и, соответственно, боковые стороны гобелена. Во избежание перетяжки гобелена после нескольких уточных прокидок его лучше прикрепить к боковым рамам.

Проложенная уточная нить прибивается колотушкой. Но предварительно необходимо равномерно распределить уток между нитями основы и слегка подвинуть его пальцами вниз на плетенку. Потом колотушкой прибить уточную нить, начиная с дальнего от мотка (левого) конца. Зубцы колотушки необходимо держать под прямым углом к основе.

Такое переплетение в гобеленовом ткачестве называется «уточным репсом» потому, что на поверхности гобелена образуется продольный рельефный рубчиковый эффект вдоль нитей утка (рис.4, d). Его особенность заключается в том, что нити утка, плотно прибитые к краю гобелена, полностью «прячут» под собой нити основы. Гобелен получается плотный и эластичный. Такая техника ткачества позволяет создавать рисунок любой сложности. В древности эту технику называли паласной. Фактически же это простейшее полотняное переплетение.

В зависимости от толщины нитей основы и утка, а также выбранной плотности, изменяется фактура («туше») гобелена. За счет этого на гобелене можно создавать акценты в виде рубчиков различной величины и различных направлений.

Типично репсовые, но продольные рубчики получаются тогда, когда нити основы в несколько раз толще по сравнению с нитями утка. Ровная, застилистая поверхность гобелена образуется тогда, когда плотность основы небольшая, а нить утка тонкая. Если взять толстую нить утка, то получим ярко выраженные столбики из нитей утка. Такое туше поверхности гобелена называется зернистостью. Итак, на примере полотняного переплетения, зная тонкости техники ткачества, можно получить три разных декоративных эффекта.

При ткачестве гобелена нужно помнить что, чем тоньше уточная пряжа, тем чаще нужно делать прокидки и, следовательно, больше времени уйдет на изготовление гобелена. Однако возможности передачи мелких деталей композиции при использовании тонкого утка больше.

Кромки гобелена должны быть плотными, поэтому 2-3 первых и последних нитей основы обвиваются дополнительной прокидкой утка (рис.4,е). Это предохраняет гобелен от перекосов.

В технике ткачества «уточный репс» можно работать двумя приемами. На рис. 5 показана техника исполнения приема «ткачество с просветами на прямую нить основы». Рассмотрим ее подробнее.

Сначала разберемся, почему могут получаться просветы. Нити основы на рис. 5 обозначены серым цветом. Для описания приема ткачества возьмем два утка - темный и светлый. Первую прокидку делаем темным утком. После заработки концевой части темный уток подводим к левому краю гобелена и делаем прокидку в правую сторону. Светлый уток вставляем между нитями основы, начиная от правого края светлого мотива рисунка гобелена (рис.5, а). Затем протягиваем светлый уток до левого края границы светлого рисунка до встречи с темным утком.

 

Рис. 5. Техника исполнения приема «ткачество с

просветами на прямую нить»

 

Два утка, встретившись на границы изменения цвета, направляются назад каждый в свою сторону (рис. 5,b). Между ними остаются маленькие щели, которые и называются просветами.

Ткачество с помощью этого приема может осуществляться с просветами на прямую нить. При этом нити разного цвета не соединяются между собой, а лишь заполняют каждая только свой участок рисунка гобелена.

При ткачестве с помощью приема «ткачество с просветами на косую нить» тканый рисунок выходит несколько стилизованным. При выполнении этого приема прокидки утка темного цвета делаются только в середине мотива рисунка, ограниченного этим цветом. Длина прокидок будет уменьшаться или увеличиваться в зависимости от размера мотива на одну или две нити основы после одной (или двух) уточных прокидок. Участок утка одного цвета ступенчато будет двигаться за утком другого цвета, сохраняя свои размеры в зависимости от мотива рисунка (рис.6,7). Но за счет ступенчатости уточных линий тканый рисунок будет казаться непрерывным.

Прием «ткачество с просветами на косую нить»позволяет создать контуры сложных рисунков. Практически любой рисунок можно выполнить в этой технике.

 

 

Рис. 6. Техника исполнения приема «ткачество с просветами на косую нить»

 

 

Рис. 7. Фрагмент гобелена, выполненный с помощью

приема «ткачество с просветами на косую нить»

При этой технике ткачество гобелена может осуществляется вразнобой цветовыми пятнами, а не в строгой последовательности, определенной чередованием уточных нитей рисунком гобелена.

Используя самую простейшую технику паласного ткачества, можно создавать на лицевой поверхности гобелена не сложные декоративные эффекты, например, длинные уточные настилы. Техника получения настилов показана на рис. 8.

Суть выполнения приема настилов заключается в следующем. Уток одного цвета (например, серый, как это показано на рис.8) прокладываем справа налево, перекрывая две нити основы (1 и 2), и затем протаскиваем его под следующими двумя нитями основы (3 и 4) (рис. 8,а). Выйдя на лицевую сторону, серый уток перекрывает теперь сразу четыре нити основы (5, 6, 7 и 8) и уходит наизнанку. После этого уток фона, например, черный, проходит в обратную сторону обычным полотняным переплетением (рис. 8,b). Дальше, работая серым настилочным утком, с каждым рядом постепенно сокращаем площадь настилов (количество перекрываемых основных нитей), закрепляя их полотняным переплетением фонового (черного) утка. В четвертом ряду настилочный серый уток уже перекрывает только одну нить основы.

Рис. 8. Техника исполнения настилов:

1 - уток фона;

2– настилочный уток.

Эффекты ступенчатости настилов можно использовать для создания специальных декоративных эффектов в гобелене.

Древняя техника ткачества настилами встречается в восточных коврах. В узорном российском ткачестве она называется выборной,потому что настилы используются на отдельных выбранных участках ковра. В том случае, когда узор из настилов проходит по всей ширине ткани, техника ткачества называетсябранною (от слова «брать», «переберать» основу).В древних шпалерах настилы встречаются реже, но в современном ткачестве гобеленов этот прием используют очень часто для создания разных декоративных эффектов. Встречаются гобелены, почти полностью выполненные в технике настилов.

Очень близка к технике настилов другая техника ткачества, которая в ручном узорном ткачестве называется «перебор под полотно».Рассмотрим технику выполнения этого приема на примере, показанном на рис. 9.

При ткачестве в этой технике сначала делаем прокидку справа налево обычного фонового утка, например, темного цвета, и затем обратно (1 и 2-й зев). Затем другой уток светлый или в тон фонового утка прокладываем в тот же зев (во 2-й зев), что и темный, но не на всю длину прикидки, а только на тот фрагмент мотива, в котором мы добиваемся определенного декоративного эффекта (рис. 9,а).

 

 

Рис. 9. Техника исполнения приема «перебор под полотно»:

1- фоновый уток;

2- дополнительный декоративный оттеночный уток.

 

Конец светлого утка оставляем на изнанке. Затем как обычно прокладываем темный фоновый уток в противоположный уже 3-й зев, и снова светлый уток прокидываем в тот же 3-й зев и так далее (рис. 9, b). В результате в каждом зеве будет по две уточных нити, которые позволят создать иллюзию объема.

В данной технике можно прокладывать уток и в противоположный зев – эффект будет таким же. Можно делать не одинарную, а полную прокидку утка (то есть слева-направо и справа-нелево). Кроме того, если взять более толстую нить дополнительного узорного утка, можно получить более рельефный узор.

 

4.3.2. Косая прикидка. Иногда в ткачестве гобеленов для того, чтобы подчеркнуть тонким контуром линию мотива, пользуются косой прикидкой. Она делается не перпендикулярно нитям основы, а по косой линии мотива. Поскольку гобелен ткется снизу вверх, прежде всего, выполняют ту часть мотива, которая требует обрамления. Затем этот фрагмент как бы «подчеркивается» с помощью косой прикидки, и только после этого заполняются утком правая и левая части мотива (рис. 10).

 

 

Рис. 10. Фрагмент гобелена, выполненный с помощью

приема «косая прокидка»

 

4.3.3. Криволинейная прокидка.Разнообразные очертания узора чаще всего требуют криволинейных контуров и форм. Криволинейная прокидка проходит сквозь основу по любой кривой линии, соответствующей замыслу художника. Фрагмент гобелена, который выполнен в технике «криволинейная прокидка», показан на рис. 11.

 

 

 

Рис. 11. Фрагмент гобелена, выполненный с помощью

приема «криволинейная прокидка»

 

Косая прокидка используется для выделения контура узора, а с помощью криволинейной прикидки ткутся фрагменты любых форм.

 

4.3.4. Сокращенная и увеличенная прокидка. Для моделирования форм изображения, а также для выделения мягких переходов одного цвета в другой, или, наоборот, для создания ярких декоративных эффектов применяется сокращенные или увеличенные прокидки.

При сокращении уточной прикидки уток захватывает небольшое число нитей основы, а при увеличении длины уточной прикидки – захватывается большее их число. Это позволяет мягко подчеркивать контуры рисунка, создавать светотеневые эффекты.

 

 

Рис.12. Техника выполнения сокращенных прокидок

 

4.3.5. Растяжка или штриховка.На основе последнего приема ткачества, увеличивая или сокращая число перекрываемых утком нитей основы, основывается техника штриховки (рис.13). Эта техника ручного ткачества очень часто применялась как в древних шпалерах, так и в современных гобеленах.

Так, например, в древние времена, когда ткач пользовался только природными красителями и количество цветов было ограничено, этот способ позволял ему обогащать композицию дополнительными оттенками. Тонкие зубцы одного цвета, входя в область другого цвета и зрительно сливаясь с ним, образовывали зону третьего цвета. В старинных шпалерах, используя контрастные цвета, приемом растяжки ткали красивые складки одежды. Богатство оттенков, эффекты светотени создавали с помощью этого приема. Соединяя методом штриховки близкие по тону цвета, сокращая или увеличивая длину прокидки и чередуя длину каждой в определенном порядке, получали очень мягкие переходы от цвета к цвету.

Последовательность ткачества в технике свободной штриховки показана на рис. 14. Это более сложная техника ткачества, чем простая штриховка.

 

 

Рис. 13. Фрагмент гобелена, выполненный в технике штриховки

 

 

Рис. 14. Последовательность ткачества в технике

свободной штриховки

 

Следует обратить внимание на то, что в технике свободной штриховки процесс ткачества гобелена происходит не по горизонтали, а по фигурной линии фрагмента узора гобелена. Как видно из рис.13, 14 здесь используется техника ткачества с просветами.

Ткачество гобелена техникой штрихов дает более интересный декоративный эффект на поверхности гобелена, чем гладкое горизонтальное ткачество. Искусно подобрав оттенки цвета можно с помощью штрихов создать иллюзию объемной формы вытканного фрагмента.

Наряду с вышеописанным простейшим приемом штриховки используются другие приемы, основанные на различном сочетании длинных и коротких прокидок уточной нити. Рассмотрим их подробнее.

 

4.3.6. Лесенка или ступенька. Этот прием ткачества применяется, где необходимо передать четкие геометрические формы ткацкого рисунка. Он получается при регулярном повторении или сокращении в 2-3-х зевах длины прокидок уточной нити (рис. 15).

 

 

Рис. 15. Фрагмент гобелена, выполненный в технике ткачества «лесенка»

 

4.3.7. Зубцы.Существует еще один прием, используемый при ткачестве геометрических форм. Он называется ткачество «зубцами». Поскольку зубцы, также как и лесенка создают штрихи, но разной толщины и четкости, то эти два приема относятся к технике штриховки, но являются ее частными случаями.

Штрихи-зубцымогут быть разной длины, формы, толщины и могут иметь разное направление, которое определяется контурами рисунка. Регулярное повторение сокращенных и удлиненных уточных прокидок позволяет художнику имитировать на тканом рисунке гобелена не только четкие прямые линии, но и извилистые линии. Техника исполнения приема показан на рис. 16, а фрагмент гобелена, выполненного с помощью штрихов в виде зубцов - на рис.17.

 

 

Рис. 16. Техника ткачества приемом «зубцы»

 

4.3.9. Реле.Для создания четких вертикалей между разноцветными фрагментами гобелена, используют прем ткачества, называемый «реле». При его выполнении нить утка одного цвета доводят до нужной вертикальной линии, обозначающей границу контура узора, и поворачивают обратно, не соединяя с прокидками утка другого цвета (рис.18).

 

 

Рис. 17. Фрагмент гобелена, выполненного в технике ткачества штрихов зубцами

 

 

Рис. 18. Техника исполнения приема «реле»

 

Участки гобелена, сотканные приемом «реле», обычно сшиваются (в старинных шпалерах их сшивали с изнаночной стороны). Для создания особого декоративного эффекта их можно оставляют незашитыми.

Способ ткачества с помощью приема «штриховка» встречается еще в древности. Он помогает расширить цветовую гамму шпалер. С помощью штрихов передается светотень, объемность форм. В ранних шпалерах в основном использовались параллельные полоски, позднее появились и зубцы. Со временем форма штрихов-зубцов становилась все свободнее, но, по-прежнему, штриховка служила для передачи постепенного перехода тонов. С увеличением красочной палитры уточных нитей штриховку все равно продолжали активно использовать для усиления живописности, плавности перехода тонов. Стоит учесть, что на плотных шпалерах техника штриховки с помощью зубцов менее заметна. Поэтому в шпалерах, сотканных в более поздние времена, мелкие зубцы почти исчезли.

Современные художники используют главным образом прием свободной штриховки и с помощью разнообразных ритмов и направлений штриховки придают ей более сильную динамику.