Выбор двигателя.
В качестве автомобильных двигателей выбирают бензиновый ДВС или дизель. Дизели в основном применяются на грузовых автомобилях и автобусах, а также на ряде легковых автомобилей. Это объясняется более высокой топливной экономичностью дизелей в сравнении с бензиновыми двигателями и более низкой стоимостью дизельного топлива.
Важнейший параметр двигателя – мощность. При повышении мощности двигателя улучшаются тягово-динамические качества автомобиля, увеличивается его средняя и максимальная скорость. Но при этом повышается масса и размеры двигателя, его стоимость, и, как правило, снижается экономичность.
Комплексным показателем автомобиля с полной массой m, характеризующим «достаточность» мощности двигателя, является удельная мощность:
Nуд = Nе/m.
Автомобилям каждого типа и класса свойственны конкретные значения Nуд. Например, для автомобилей особо малого класса Nуд < 40 кВт/Т, для среднего и большого класса Nуд = 90 кВт/Т. Удельная мощность грузовых автомобилей варьируется в широких пределах в зависимости от их назначения и массы.
В общем виде эффективную мощность двигателя рассчитывают из условий достижения автомобилем максимальной скорости при установившемся движении по формуле:
Nе = ,
или в развернутом виде:
, (1)
где ψ = f +sinα и vmax – заданы в задании на проектирование;
G – полный вес автомобиля;
kF – фактор обтекаемости, определяют расчетом (по прототипу);
ηТР – механический КПД трансмиссии, определяют расчетом.
Расчетное значение сопоставляют с мощностью автомобиля-прототипа. Для выполнения тягового расчета строят внешнюю скоростную характеристику двигателя, используя, например, формулу Лейдермана или таблицу относительных величин И.М.Ленина (см. раздел «Построение теоретических характеристик двигателя»).
В ряде случаев тяговый расчет целесообразно проводить по результатам теплового расчета двигателя. При этом рекомендуется следующий порядок действий.
По данным теплового расчета выбирается мощность двигателя, отнесенная к единице его рабочего объема (литровая мощность).
Для заданной максимальной скорости автомобиля по формуле (1) определяется необходимая мощность двигателя. По определенным значениям литровой и необходимой мощностей двигателя окончательно определяют его рабочий объем (iVh = Nе / Nл) и строят внешнюю скоростную характеристику.
Nе Nе
Ме Ме
nМ nN nV n
vмах v
Рис.1. Внешняя скоростная характеристика двигателя, совмещенная