Глоссарий

АНАЛИЗ ДАННЫХ МНОГОМЕРНЫЙ –анализ зависимостей и взаимозависимостей между несколькими характеристиками.

АНОМИЯ (букв. – безнормность) – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ –совокупность индивидов, ограниченная неформальным или формальным членством. Ее члены взаимодействуют на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга. Группы различаются по степени кооперации и солидарности, по степени социального контроля. Когда каждый член группы идентифицирует себя с ней (появляется чувство "мы"), формируются устойчивое членство в группе и границы социального контроля. Каждый индивид входит в несколько групп – разных в различные периоды своей жизни. Он является членом семьи, класса, студенческой группы, трудового коллектива, группы друзей, членом спортивной команды и т.д. Социальные группы могут быть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными.

Малые группы формируются в пределах охвата межличностными отношениями. В больших группах личные контакты между всеми членами уже невозможны, однако такие группы имеют четкие формальные границы, контролируются определенными институциональными отношениями, чаще всего формальными. Существуют также большие группы, члены которых не связаны ни межличностными, ни формальными отношениями и не всегда могут идентифицировать свое членство – они связаны только на основе близости интересов, образа жизни, стандартов потребления и культурных образцов (имущественные группы, группы происхождения, должностного статуса и т.п.). Это группы, членство в которых основано на близости или совпадении социального статуса, называются статусные группы.

ДЕВИАЦИЯ – девиантное поведение – социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т.д.) Часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но которые самим обществом определяются как девиантные или на которые "наклеивается ярлык" девиантных. Социология изучает девиацию как социально обусловленное явление, поскольку представления о норме и девиации связаны с социальным контекстом и варьируются в различных обществах и даже субкультурах. Определение действия как девиантного предполагает наличие в обществе некоторого нормативного консенсуса – фундаментального согласия по базисным ценностям.

Современное общество не обладает культурным единством и ценностным консенсусом, для него характерен широкий плюрализм ценностей и норм. В такой ситуации различие между нормой и девиацией становится неопределенным, все более и более локальным, групповым, а социальная реакция на девиацию носит не всеобщий, а социально ограниченный характер. Поэтому главным вопросом становится вопрос о том, кто в обществе определяет девиацию, "наклеивает ярлык" девиантности. Некоторые социологи считают, что все люди в какой-то мере девиантны, поскольку никто не соответствует полностью социальному идеалу, канонам социально приемлемого поведения. Социология изучает девиацию в связи с механизмами социализации. Девиация является продуктом определенных социальных процессов, приводящих к выпадению индивидов из "нормальных" ролей и групп, ограничению их доступа к обычным ролям и видам деятельности, к принятию ими ценностей девиантной культуры.

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ– важнейшее понятие теоретической социологии. Введено в социологию М.Вебером, который основным признаком социального действия считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, на ответную реакцию со стороны других участников взаимодействия. Действие, не ориентированное на других людей и не обладающее определенной мерой осознанности этой ориентации, не является социальным. Вебер определял социологию как науку, которая пытается интерпретировать смысл действия (отсюда название – "понимающая" социология) и объяснить социальную действительность как производное от индивидуальной осмысленной деятельности.

ДЕТЕРМИНИЗМ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ –теория общества, в которой последнее трактуется как социальная целостность, существующая, функционирующая и развивающаяся через посредство человека и его деятельности. Исходит из органического взаимодействия структурных и личностных элементов в конкретно-исторических условиях их бытия (в данной социальной системе), отдавая приоритет элементам личностным. Вместе с тем детерминизм не исключает экономической направленности, т.е. признает определяющее значение, в конечном счете, структуры экономической.

ДЕТЕРМИНИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ– методологическая позиция, исходящая из признания определяющей роли техники в общественном развитии. Считается, что техника развивается по своим, не зависящим от человека, законам (подобно природе) и определяет развитие социальной и культурной жизни. Т.е., социальное признается производным от техники. В отношении человека к технике на этом методологическом фундаменте выделяются две противоположные позиции: техницизм – вера в безусловную благотворность развития техники для человека и человечества и антитехницизм– недоверие, страх перед непредсказуемыми последствиями новых технологий.

ДИСФУНКЦИЯ –недостижение социальной системой решения конкретной социальной задачи, необеспечение общественной потребности.

ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ –объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся связь социальных явлений и процессов. Современная социология понимает социальные законы как относительно устойчивые и воспроизводящиеся типы отношений между различными социальными общностями. Социальные законы – это законы социальной деятельности людей. Они являются результатом деятельности множества индивидов, сформировавших определенную систему общественных отношений, определенные способы деятельности, определенные формы общественной связи.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ– процесс и результат самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом. Идентификация – один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности и т.п. тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует. Каждый индивид обладает несколькими различными идентичностями, что порождает проблему личностной интеграции. Если личности не удается решить эту проблему, возникает ситуация, получившая название кризиса идентичности. В различных типах общественных систем идентификация личности происходит по-разному. Современная ситуация отличается кризисом характерных для индустриального общества механизмов и оснований идентичности, когда люди не могут соотнести себя с такими социальными общностями, как государство, нация, класс, профессиональная группа и даже пол.

ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ– одна из основных проблем в социологии. Для ее изучения используются различные методологические подходы. Общество проходит в своем развитии определенные стадии, от простых форм к более сложным и дифференцированным. Социальные изменения рассматриваются как процесс адаптации системы к окружающей среде на основе дифференциации и увеличения структурной сложности. К. Маркс подчеркивал значение классовых противоречий и классовой борьбы, порождаемых противоречием производительных сил и производственных отношений.

Согласно марксизму, развитие общества происходит путем революционного перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Социальная революция – это коренной, качественный переворот во всей структуре общества. Такой переворот невозможен без политической революции – завоевания государственной власти прогрессивным классом, способным осуществить революционные преобразования всего общества. Теории индустриального и постиндустриального общества отводят решающую роль в социальных переменах технологическим изменениям, которые происходят в ходе технологических революций Переход от доиндустриального к индустриальному обществу – это долговременный революционный процесс кардинального изменения всех сфер общества (социальной структуры, всей системы общественных отношений, образа жизни и уровня жизни людей, культурных и моральных ценностей).

ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА –интегральный показатель уровня социального развития населения страны, включающий три ведущих показателя: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, индекс уровня жизни.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – совокупность уникальных психофизических и социокультурных свойств человека, характеризующих его своеобразие.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ– начавшийся в Великобритании в ходе промышленной революции конца XVIII – начала XIX вв. и распространившийся на другие страны процесс превращения экономик и обществ с преобладанием сельского хозяйства и ремесла в экономики и общества, основанные на машинном (механизированном) производстве. Индустриализация предполагает развитие разделения труда и новых производственных отношений, урбанизацию, изменения в структуре занятости населения и т.д. Процесс индустриализации является основой более широкого процесса модернизации. При общности основных черт индустриализация в разных странах происходит по-разному и в различные исторические периоды.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО– общество, в котором произошла индустриализация, создавшая новые технологические основы его развития. Отличительные особенности индустриального общества:

1. Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной).

2. Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3–5%) и рост доли занятых в промышленности (до
50–60%) и сфере услуг (до 40–45%).

3. Интенсивная урбанизация.

4. Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры.

5. Образовательная революция. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования.

6. Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего избирательного права).

7. Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния").

8. Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления". Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ– относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Любой социальный институт включает систему санкций – от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений. Таким образом, социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

ИНТЕРЕС СОЦИАЛЬНЫЙ– это интерес любого социального субъекта (личности, социальной группы, класса, нации), связанный с его положением в определенной системе общественных отношений. Важнейшее значение имеют классовые интересы, которые обусловлены положением классов в системе производственных отношений. Однако любые социальные интересы, в том числе и классовые, не ограничиваются сферой производственных отношений. Они охватывают всю систему общественных отношений и связаны с различными аспектами положения своего субъекта. Обобщенным выражением всех интересов социального субъекта становится его политический интерес, в котором выражается отношение данного субъекта к политической власти в обществе. Социальная группа, стремясь реализовать свой интерес, может вступить в конфликт с другими группами. Любая социальная трансформация общества сопровождается резким изменением баланса интересов. Конфликт классовых, национальных, государственных интересов лежит в основе социальных революций, войн и прочих потрясений мировой истории.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО– одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ –один из основных способов развития социологического знания. Выделяют два типа социологических исследований: теоретико-прикладные, направленные на разработку новых подходов и более углубленное изучение определенных социальных проблем, и прикладные, ориентированные на практическое решение конкретных проблем. Социологическое исследование включает в себя четыре основных этапа:

1. Разработка теоретической концепции и программы исследования.

2. Полевой период (сбор первичных данных и их подготовка для обработки).

3. Обработка и анализ данных.

4. Итоговые отчеты и публикации.

Разработка программы – очень важный этап, в значительной мере определяющий успех всего исследования. В программе формулируется проблема исследования, его цели и задачи, определяется объект (социальная группа – носитель исследуемой социальной проблемы) и предмет (те характеристики, в которых выражается проблема) исследования. Формулируется гипотеза исследования, т.е. предположительное объяснение исследуемой проблемы, которое нужно подтвердить либо опровергнуть в ходе исследования. Общность, которая изучается в данном исследовании, называется генеральной совокупностью (вся молодежь, или сельская молодежь, или городская молодежь и т.п.). Однако вся генеральная совокупность обычно не исследуется. Та часть генеральной совокупности, которая непосредственно охватывается данным исследованием, называется выборкой. По полученным на выборке данным выводы распространяются на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна быть репрезентативной, т.е. состав выборки по выделенным параметрам должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.

Мера подобия (или степень отклонения) называется ошибкой выборки. Надежной считается выборка с ошибкой в 3–5%. Существуют специальные коэффициенты для расчета объема выборки в зависимости от допустимого уровня ошибки. Теперь необходимо перейти от теоретической модели объекта исследования к модели эмпирической, т.е. "разложить" теоретические понятия на эмпирические индикаторы – такие характеристики, которые могут быть измерены. Здесь очень важно найти точки соприкосновения теоретических понятий с реальными социальными процессами и явлениями. Поиск эмпирических значений теоретических понятий – сложная процедура, в ходе которой можно "потерять" важные характеристики объекта. Следующий шаг – превращение эмпирической системы в числовую, т.е. поиск способов количественного (числового) выражения и измерения качественных признаков и их взаимосвязей. Для решения этой задачи конструируются специальные единицы измерения, строятся шкалы и т.д. Когда проведены эти операции и разработан инструментарий исследования, проводят его проверку на небольшом количестве респондентов (опрашиваемых) – так называемое пилотажное исследование. Только после этого наступает второй – полевой этап социологического исследования, т.е. работа на основном массиве. Используются следующие основные методы сбора данных:

1. наблюдение (включенное и невключенное);

2. анализ документов (один из основных методов – контент-анализ, т.е. анализ смысловой нагруженности текстов);

3. опросы (анкеты и интервью);

4. тесты.

В обработке данных, полученных в результате социологического исследования, используются многочисленные методики – от простейших методов первичной обработки (таких, как группировки и эмпирическая типологизация) до сложнейших математических методов обработки, позволяющих построить модели многомерной зависимости различных характеристик исследуемого объекта. Существуют специальные компьютерные программы, которые делают эти методы достаточно доступными. Двум основным методологическим подходам, существующим в социологии, соответствуют два основных типа социологических исследований, условно обозначаемые как "количественные" и "качественные". В русле социологии социоцентрической ориентации проводятся традиционные "количественные" исследования, ориентированные на изучение массовых, социально-статистических явлений и процессов. В них все индивидуальное отсеивается как случайное. Такие исследования надежны в стабильных обществах, где социальные тенденции устойчивы и долговременны. Не случайно расцвет "количественной" социологии приходится именно на такие периоды.

В переломные, нестабильные периоды общественного развития требуются более гибкие подходы, которые способны уловить только формирующиеся социальные тенденции, только возникающие социальные явления. В таких ситуациях более эффективным оказывается "качественное" исследование, которое, в соответствии с установками гуманистической методологии, ориентировано именно на индивида, его субъективное восприятие меняющейся реальности и выработку новой жизненной стратегии. Это "другая" методология социологического исследования. Она существенно отличается от стратегий и процедур "количественной" социологии, так как базируется на иной логике на всех стадиях научного поиска: от теоретической установки исследователя, фокуса его интереса до процедуры сбора и интерпретации данных. Главное отличие общей стратегии качественного исследования состоит в открытом, поисковом, неструктурированном подходе к проблемной ситуации; в многомерном исследовании объекта на основе отсутствия предварительной схемы, оставляющей "за скобками" исследования многие, особенно новые, аспекты исследуемой проблемы: здесь теоретическая концепция формулируется не в начале исследования, а "на выходе"; в естественном изучении объекта в естественных для него условиях с использованием гибкого, неформализованного инструментария (нарративные. т.е. повествовательные интервью, фокус-групповое исследование и т.п.).

Современная социология все более широко использует "качественные" методы и виды исследования отдельных общностей (кейс-стади), труднодоступных для анализа другими методами (таких, как преступные группировки, социальные элиты, религиозные секты и т.п.); этнографические исследования различных уникальных культурных групп (казачество, крестьянство и т.п.); исторические исследования – семьи, истории жизни человека и т.д. Однако в крупных социологических исследованиях методы "количественной" и "качественной" социологии обычно используются совместно в различных комбинациях или параллельно.

КЛАСС– понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах:

1. для обозначения социальных страт, составляющих особую, "открытую" систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от "закрытых" кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно статус достижимости, "открытые" социальные границы и высокий уровень социальной мобильности;

2. как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (высший, низший и средний классы);

3. как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории – марксистская и веберовская.

В марксизме класс используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего, в системе общественного производства. Основным критерием выделения классов считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов – эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс выделял понятия "класс в себе" – это класс, члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и "класс для себя" – класс, выработавший классовое самосознание. Таким образом, в марксизме классы – это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных.

Веберовская теория класса альтернативна марксизму. Вебер рассматривал классы как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е. как и у Маркса, классы у Вебера – это "экономические классы". Однако отношение к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. Классом, по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные "возможности жизни", прежде всего, перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим – квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре "экономических класса" – класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и другие факторы, ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо "экономических классов" и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур (политической, социокультурной и т.п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах.

В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения классов. Классы и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение – только в современном индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. Постиндустриальное общество часто определяют как "постклассовое", подчеркивая то обстоятельство, что классы перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако, несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классами, обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ –метод количественного анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов (имен, тем, лозунгов и т.п.).

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ– это совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества, которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям. Механизмы и средства социального контроля чрезвычайно многообразны. Социальный контроль осуществляется в обществе, прежде всего через социализацию, в процессе которой происходит усвоение индивидами социальных ролей и интернализация ценностей и норм данного общества. Через социализацию социальный контроль осуществляется как внутренний контроль личности за своим поведением.

Внешний контроль осуществляется, прежде всего, через механизмы группового давления, поскольку каждый индивид включен в группу (и не в одну), в которой существуют собственные культурные нормы, свой кодекс поведения. Отклонение от них немедленно карается соответствующими санкциями – от осуждения до исключения из группы. Внешний контроль, помимо неформального группового контроля, осуществляется и через механизмы формального – административно-правового принуждения, насилия или угрозы насилия. Во всех обществах, включая и современное, насилие является важнейшим средством социального контроля. В современном обществе единственным легитимным институтом насилия признается государство. Экономическое давление также является мощным инструментом социального контроля, который используется не только собственно в сфере производства, на рынке труда, но и в других общественных сферах (экономическая мотивация в системе образования, искусстве и т.п.).

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ– открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. Таким образом, конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий. В социологии существует два направления, по-разному оценивающих природу и роль конфликтов в обществе. Еще в XIX веке сторонники социал-дарвинизма (Спенсер, Самнер, Гумплович) рассматривали конфликт как неизбежное явление в истории человеческого общества, как социальную форму борьбы за существование, стимул и важнейший механизм общественного развития. К.Маркс предложил модель классового конфликта, который носит антагонистический (непримиримый) характер и разрешается социальной революцией, разрушающей существующий строй.

В 50–60-е гг. XX века оформилась общесоциологическая концепция, получившая название "теория конфликта" (Р.Дарендорф, Л.Козер). Она исходит из представления о конфликтной природе социума. Дарендорф сохраняет понятие классового конфликта. Однако в отличие от Маркса он считает, что основной конфликт в обществе возникает по поводу распределения власти и авторитета, а не собственности. Конфликт рассматривается как результат сопротивления существующим в любом обществе отношениям господства – подчинения, следовательно, как неустранимый. Сторонники данной концепции считают, что конфликт выполняет позитивную функцию, способствуя стабилизации общества и сохранению существующего порядка.

В сложных плюралистических обществах он не сводится к противоборству двух классов, а имеет "перекрестный" характер, когда противники в одном вопросе являются сторонниками в другом. Снижение остроты и количества классовых конфликтов, которые на ранней стадии капиталистической индустриализации носили угрожающий характер, теоретики конфликта объясняют институциализацией конфликта. Постепенно в обществе сложились специализированные институты (такие, как профсоюзы, арбитражные суды и т.п.) и соответствующие ценностно-нормативные системы, предназначенные для урегулирования конфликтов. Другое направление, представленное Дюркгеймом и современными "теоретиками равновесия" (Парсонс, Мертон), рассматривает конфликт как дисфункцию в равновесной социальной системе, как патологию. Оно ориентировано не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.

КОНФОРМИЗМ– приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п. От конформизма следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргументации. Конформизм – это принятие индивидом определенного мнения "под нажимом", под давлением общества или группы. Оно обусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции.

КОРРЕЛЯЦИЯ –вероятностная или статистическая зависимость двух характеристик.

ЛЕГИТИМНОСТЬ(от лат. законный, должный, правильный) – термин, введенный в специфически социологическом смысле Вебером для характеристики социального порядка, обладающего престижем и в силу этого – фактической нормативной значимостью для социального поведения людей. То есть, легитимность – это вера в значимость социального порядка, делающая неприемлемым нарушение его норм и требований. Легитимность социального порядка гарантируется различными способами:

1. аффективным (аффективное действие) – на основе эмоциональной приверженности данному порядку;

2. ценностнорациональным (ценностнорациональное действие) – на основе уверенности в его безусловной ценности;

3. собственно религиозным образом – на основе веры в то, что от сохранения данного порядка зависит высшее благо и спасение людей.

ЛИЧНОСТЬ– система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства. Индивид становится личностью лишь в качестве члена определенного социума в процессе освоения определенных социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем "продуцируют" определенные типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им "не подходят".

МАКРО- и МИКРОСОЦИОЛОГИЯ– два уровня социологического анализа, социологических обобщений. Макросоциология – уровень социологического анализа целых обществ, социальных структур и систем, фундаментальных социальных закономерностей и процессов (структурный функционализм, эволюционизм, теория конфликтов и др.). Базовые понятия этого уровня – общество, социальная система, класс, власть и т.п. Микросоциология – уровень социального анализа, основанный на изучении непосредственных межличностных взаимодействий повседневного уровня, на отношениях в группе (символический интеракционизм, этнометодология и др.). Базовые понятия этого уровня – социальная группа, групповая динамика, лидерство и т.п.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ(от лат. мargo – край) – "пограничность", промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р.Парк), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Однако маргинализация далеко не всегда приводит к "оседанию на дно".

Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести либо к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны), либо к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ– перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации. Проблематика социальной мобильности и сам термин были введены в социологию П.Сорокиным. Движение вверх в соответствующей статусной иерархии представляет собой восходящую мобильность, вниз – нисходящую. Индивидуальная социальная мобильность связана ссоциальными перемещениями отдельных индивидов, групповая – с изменениями социальной структуры общества и самих оснований социальной стратификации (революции, реформы). Выделяют также межпоколенческую (интергенерационную) мобильность – различия между отцом и сыном, социально-экономическим классом или статусом семьи происхождения человека по сравнению с достигнутым им лично, и мобильность внутри поколения (интрагенерационную) – взлеты и падения индивидуальной карьеры.

МОДЕРНИЗАЦИЯ– процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую "первичную" модернизацию, исторически совпавшую с процессом генезиса западного капитализма. Более поздние теории модернизации описывают модернизацию, получившую название "вторичной", или "догоняющей" модернизации, которая осуществляется в условиях существования "образца". Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования (или насаждения) западно-европейской либеральной модели модернизации практически без учета специфики условий модернизирующейся страны, ее исторических традиций и культуры. По сути, такая модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культуры и социальной организации "универсальными" (западными) формами современности.

НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ –предписания, служащие общими указаниями для социального действия и выражающие социальные ожидания "правильного" или "надлежащего" поведения. Определенная упорядоченность поведения людей в обществе как раз и является результатом следования общим ожиданиям или нормам, система которых называется нормативным порядком, обеспечивающим сохранение и воспроизводство образца. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение – это скорее "ожидаемое" поведение. Нормы предполагают наличие легитимности. Они осваиваются в процессе социализации индивидов на основе интернализации и обеспечиваются механизмами социального контроля. Отклонение от норм наказывается санкциями.

ОБЩЕСТВО –исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности, специфический социальный организм, подчиненный своим особым законам функционирования и развития. Развитие и функционирование общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук.

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ– одна из характеристик общества модерна (современного общества), которое во все большей степени оказывается организованным на основе принципа потребления. Это связывается обычно с такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления (все больше средств тратится не на товары первой необходимости, а на предметы длительного пользования, досуг и т.п.); снижение продолжительности рабочего и рост свободного времени; размывание классовой структуры и многофакторный характер социальной дифференциации, ведущий к тому, что формирование идентичности все более и более смещается от трудовой сферы к сфере досуга и потребления; индивидуализация потребления, которое формирует индивидуальный стиль и имидж. Что касается экономики, то ее в соответствии с этими изменениями часто называют "экономикой потребителя" (а не производителя), где не предложение формирует спрос, а напротив – спрос формирует предложение. Рынок сегментирован, а индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.

ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ– широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др. Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя.

Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство "мы". Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность. Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (например, в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).

ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ –социальная реальность, общество в целом и отдельные его «части» (личность, семья, экономика, политика и т.д.). Является объектом не только социологии, но и других общественных и гуманитарных наук.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ– закрытая иерархическая структура, создаваемая под определенные цели и обладающая внутренней формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной структурой. Организация – один из важнейших элементов структуры современного общества. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От других социальных групп (семьи, групп общения и т.п.) организации отличает именно формальный характер отношений.

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ– это определенная, упорядоченная система взаимоотношений индивидов, входящих в различные социальные общности. Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенный статус. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие статусным позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧИЙ –план, фиксирующий основные этапы и график работы в соответствии с программой исследования.

ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ –теория общества, которая исходит из положения о том, что способ производства, а вслед за ним и обмен его продуктов составляет основу всякого общественного строя, рассматривает общество как социальный организм, источник развития которого заключается, прежде всего, в нем самом, а не находится вовне.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО– Это понятие было впервые предложено Д.Беллом в 1962 г. Оно зафиксировало вступление в конце 50 – начале 60-х гг. XX в. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития. Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров. Так, постиндустриальное общество определяется как общество "постэкономическое", "посттрудовое", т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений.

Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как "человек экономический" по преимуществу. Доминирующими для него становятся новые, "постматериалистические" ценности. Первым "явлением" такого человека считают молодежный бунт конца 60-х гг., который означал конец протестантской трудовой этики как моральной основы западной индустриальной цивилизации. Экономический рост перестает выступать в качестве основного, тем более единственного ориентира, цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Постиндустриальное общество определяется также как общество "постклассовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П.Бурдье назвал "культурным капиталом").

ПОСТМОДЕРН –эпоха постсовременности. Противопоставляется модерну – эпохе современности. Этот термин используется как самое широкое понятие для описания качественно нового этапа общественного развития, который следует за модерном, исчерпавшим, по мнению теоретиков постмодерна, свой исторический потенциал. Характеристики постмодерна обычно выстраиваются на основе противопоставления основным характеристикам модерна (как их отрицание).

ПОСТМОДЕРНИЗМ– особое мироощущение, характерное для человека эпохи постмодерна. Постмодернизм возник в середине 50-х гг. XX в. в США как художественное явление, в области архитектуры, скульптуры, живописи. Затем появились литературная и музыкальная формы постмодернизма. Для постмодернизма как художественного стиля характерны такие особенности, как сознательная ориентация на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль, пародийное переосмысление традиций, неприятие деления искусства на элитарное и массовое, преодоление границы между искусством и повседневной жизнью и т.п. В 80-е гг. XX в. постмодернизм сформировался как особое идейное, теоретическое течение, связанное определенным единством философских и общетеоретических предпосылок и методологических подходов. Он быстро проник во все сферы социально-гуманитарного знания, в том числе и в социологию, начал оказывать влияние на различные сферы общественной жизни – политику, культуру, международные отношения.

Сложность и неоднозначность этого духовного явления порождает весьма широкий спектр его оценок – от признания постмодернизма самой актуальной и "продвинутой" частью современной культуры до его полного неприятия и интерпретации как вируса, разлагающего современную культуру. При всей отличающей его пестроте подходов, постмодернизм создал собственную специфическую традицию социального анализа, которая отчетливо выделяется среди всех остальных. Его центральной проблемой оказывается проблема языка, текста. Реальность невозможно постичь вне языка, вне текста.

Постмодернизм отказывается от старой веры в язык, способный правдиво и достоверно воспроизводить действительность, говорить "истину" о ней. Отсюда вытекает важнейший тезис постмодернизма – о ненадежности знания, получаемого с помощью языка, и, как следствие, о проблематичности той картины действительности (эпистемы, по Фуко), которая существует в ту или иную эпоху. Это – исходная и главная идея постмодернизма, рождающая установку на сопротивление власти языковых структур, источник его негативистского пафоса. Она выражает те кардинальные изменения социокультурной ситуации, которые произошли в мире (и не только в западном обществе) под воздействием глобализирующейся системы масс-медиа, мистифицирующей массовое сознание, порождающей мифы и иллюзии.

Ж.Бодрийар назвал реальность, формирующуюся под их воздействием, гиперреальностью. Гиперреальность возникает тогда, когда культурные представления утрачивают связь с человеческой реальностью, которую они должны описывать, и становятся автономными – симулякрами. Это, ставшее модным, слово означает псевдовещь, заменяющую "исчезающую" реальность, нечто кажущееся, не обладающее никаким референтом. Таким образом, отношения человека с миром трансформируются фундаментальным образом. В мире, где доминируют искусственные модели, уже не делается различий между "словами" и "вещами".

Постмодерн характеризуется двумя основными чертами – распадом характерного для модерна единства и ростом плюрализма. Признание многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от установления какого бы то ни было иерархического порядка – главный лозунг постмодернизма. Поэтому для постмодернизма естественным оказывается отказ от идеи линейного развития истории, от принципа универсальности исторического развития, от идеи прогресса. В постмодернизме социальный мир теряет черты тотальности, выстроенности. Он предстает как неустойчивая совокупность локальных фрагментов, слабо скоординированных друг с другом, а потому таящих в себе многообразие возможностей дальнейшего развития.

В постмодернизме представление о детерминированности и универсальной направленности социального развития сменяется представлением о его неопределенности и многовариантности. Постмодернизм выражает эпохальные изменения в парадигме мирового общественного развития, суть которых состоит в замене евроцентризма глобальным полицентризмом. Постмодернизм – это отражение кризиса универсальности модерна, кризиса западного рационализма как его универсального культурного основания. Он несет в себе ощущение исчерпанности старого и непредсказуемости нового, грядущие контуры которого не ясны и не обещают ничего определенного и надежного.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ –особая сторона или сфера социальной реальности, характеризующаяся социальными законами и закономерностями развития и функционирования этой реальности, вся совокупность социальных связей и отношений.

ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ– общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе. Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, выражающим оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе социального престижа происходит, например, выбор профессии. Если в период индустриального развития наиболее престижными в нашей стране были профессии инженера, врача и учителя, то сейчас – банкира, предпринимателя, менеджера. Поэтому социальный престиж является важным показателем социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений.

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ –документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта в соответствии с решаемыми научными и практическими задачами.

ПРОТЕСТНОЕ ДЕЙСТВИЕ – (от лат. protestor – публично доказываю) –

1) единица деятельности;

2) произвольная, преднамеренная опосредованная активность субъекта, направленная на оказание определенного противодействия реализации каких-либо акций или решений, расценивающихся им как незаконные, наносящие ущерб его интересам.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ –характеристика качества выборки, соответствия распределения признаков, полученных в результате выборочного исследования, распределению этих же признаков в генеральной совокупности.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ– связанная с определенной позицией индивида в социальной системе (статусом социальным) совокупность прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статусно-ролевая структура. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации. Роль является лишь отдельным аспектом целостного поведения индивида, представляющего собой определенный ролевой набор. Индивид, выполняющий всегда несколько (множество) ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей (например, ученика и члена дружеской компании). Социологи различают роли стандартизированные, безличные, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их исполняет (официальные роли – продавец, кассир и т.п.), и роли, которые определяются индивидуальными особенностями их участников (роли влюбленных).

СИСТЕМА – научное понятие, отражающее определенную целостность, образованную из множества элементов, которые находятся в различных отношениях друг с другом и могут рассматриваться как неделимые единицы анализа. Существует возможность расчленения любого объекта с выделением тех или иных элементов в рамках разных систем. Среди множества связей элементов, образующих единство, наиболее важными являются системообразующие, т.е. те, которые обеспечивают их неразрывность как необходимое условие для относительно обособленного функционирования или развития системы.

Основными принципами системы являются: целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и невыводимость из последних свойств целого, а также зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от их места и функции внутри целого); структурность (возможность описания системы через описание её структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением отдельных её элементов, сколько свойствами её структуры); взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим компонентом взаимодействия); иерархичность (анализируемая система может рассматриваться как компонент системы более высокого уровня, а каждый элемент анализируемой системы – как система более низкого уровня); множественность описания системы (для адекватного познания каждой системы вследствие её сложности необходимо построение множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы). Множество взаимосвязанных элементов, составляющих единство, существует в неразрывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой система проявляет и образует свои свойства.

Выделяются также статичные (для которых состояние с течением времени остается неизменным) и динамичные (изменяющие свое состояние во времени) системы. Различают статистический (когда знание значений переменных системы в данный момент времени позволяет установить её состояние в любой последующий или любой предшествующий момент времени) и стохастический (когда знание значений переменных позволяет только предсказать вероятность распределения значений этих переменных в последующие моменты времени) характер взаимодействия системы и среды.

Функционирование системы в среде базируется на определенной упорядоченности её элементов, отношений и связей. Структурно-функциональные особенности этой упорядоченности (структурированности, организации) служат основой для выделения в системе её подсистем. Поведение системы (как упорядоченного целостного множества элементов, обладающего структурой и организацией) во взаимодействии со средой может быть реактивным (т.е. определяться во всех основных пунктах влиянием среды) или активным (т.е. определяться не только состоянием и влиянием среды, но и собственными целями системы, направленными на преобразование среды, подчинение её своим потребностям).

В системе с активным поведением важнейшую роль играет характер цели и её взаимосвязь с целями подсистем (здесь возможны различные варианты: от соответствия до противоречия между ними). К наиболее сложным системам относятся целенаправленные (поведение которых подчинено достижению определенных целей) и самоорганизующиеся (способные в процессе функционирования видоизменять свою структуру). Отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты её поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех её сторон и уровней. В общем плане системы можно разделить на материальные (целостные совокупности материальных объектов) и абстрактные (продукты человеческого мышления).

Особый класс материальных живых систем составляют системы социальные, чрезвычайно многообразные по типам и формам. Важной особенностью большинства сложных систем, к которым относятся, прежде всего, социальные, является передача в них информации и наличие процессов управления, которое обеспечивает автономность и целенаправленность поведения. Различают также закрытые (в которых возможен лишь обмен энергией) и открытые (в которых происходит обмен энергией и веществом) системы. Открытая система находится в стационарном состоянии подвижного равновесия, когда все макроскопические величины системы неизменны, но непрерывно продолжаются микроскопические процессы ввода и вывода веществ. Все открытые системы характеризуются самостабилизацией, саморегуляцией и могут поддерживать наличное состояние в результате включения процессов контроля. Существуют и системы, способные к постоянному самообновлению (самореферентные), которые выполняют функции, затребованные структурой самой системы. В противоположность самореферентным выделяют такие системы, функции которых предопределяются извне. Порядок, равновесие и устойчивость системы достигаются постоянными динамическими неравновесными процессами.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ –структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которой являются люди, их связи и взаимодействия.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – комплекс общенаучных методологических принципов, требующих рассматривать каждый объект как органическое целое, в котором фактическое или предполагаемое изменение одного из элементов ведет к изменению других элементов и всей системы в целом. К числу этих принципов относятся:

1) определение зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его частей;

2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями её отдельных элементов, так и свойствами её структуры;

3) изучение механизма взаимодействия системы и среды, который обеспечивает устойчивость, динамическое равновесие объекта;

4) выявление характера иерархичности, присущего данной системе;

5) исследование эволюции системы, представление её как развивающегося единого целого, выяснение того, как данный объект функционирует в системе большей сложности;

6) многостороннее описание всевозможных проявлений системы;

7) обнаружение циклической взаимосвязи генезиса (истории), структуры и функций системы.

Основные этапы реализации системного подхода:

а) правильная формулировка цели и задач исследования, определение объекта изучения и задание критериев для его анализа;

б) точное выделение рассматриваемой системы и её структуризация;

в) верное составление математической модели выбранной системы, её параметризация, установление зависимостей между введенными параметрами, упрощенное описание системы путем выделения подсистем и определения их иерархии, окончательная фиксация целей и критериев.

Смысл применения системного подхода состоит в том, что созданная модель абстрактной системы помогает лучше решить задачи исследования и перенести его результаты (по определенным правилам) на реальный объект изучения.

Системный подход к социальным явлениям и процессам предполагает два способа исследования взаимосвязей. В первом, более простом случае изучение взаимосвязей между подсистемами или элементами системы ведется лишь в одном, социологическом аспекте. Самым же сложным способом анализа является диалектический, всесторонний подход, когда эти взаимосвязи исследуются с учетом всей совокупности экономических, социальных, политических, правовых, психологических, экологических, технологических и других аспектов жизнедеятельности социума.

СЛОЙ(страта, срез) – социальная общность, выступающая единицей вертикального членения социальной структуры современного общества. Важнейшие признаки выделения слоя (экономическое положение людей, разделение труда, объем властных полномочий, социальный престиж и др.) связаны со статусным положением членов данной общности в социальной иерархии.

СОБСТВЕННОСТЬ – один из важнейших социальных институтов, система исторически изменяющихся общественных отношений, возникающих в производства, обмена, распределения и потребления. Эти отношения, являясь основным классово образующим признаком, выражают характер присвоения средств производства, рабочей силы и предметов потребления. Присвоение выступает как деятельность, содержание и цель которой составляет создание, увеличение и употребление богатства. Если труд творит продукт, то присвоение делает его чьим–то достоянием.

Взаимодействие людей с вещами составляет лишь одну сторону процесса присвоения, другой его стороной являются общественные отношения между людьми, опосредованные вещами. Устойчивые социальные связи, возникающие на основе добывания, использования и распределения богатства, формируют определенный имущественный порядок, детерминирующий принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей отдельным физическим или юридическим лицам, право на такую принадлежность, раздел и передел объектов собственности.

По степени господства над объектом, мере обладания им различают полную собственность (безраздельную принадлежность вещи субъекту), владение (частичное обладание, осуществляемое под эгидой и контролем верховного собственника) и пользование (возможность временного распоряжения объектом). Ведущая роль в любом обществе принадлежит форме собственности на средства производства, которая определяет не только характер общественного труда, но и специфику способа производства, отношений распределения, обмена и потребления материальных благ, социальной структуры и взаимоотношений между разными общественными группами, социально-политического устройства и т.д.

Основными формами собственности являются общественная, групповая и частная, своеобразие сочетания которых на каждом этапе развития общества и в каждой стране зависит не только от характера применяемых средств и предметов труда, особенностей общественной организации труда (особенно специализации и кооперации), но и от соотношения больших социальных групп (классов), специфики государственных форм, исторических и культурных традиций народа.

Каждому уровню развития производительных сил, т.е. личностных и предметных (технико-технологических) элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства, соответствуют определенные отношения собственности, которые могут способствовать прогрессу или стагнации экономики. Эти отношения обычно закрепляются и защищаются государством в интересах господствующего класса, регламентируя взаимодействия между отдельными индивидами или группами людей, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим различным лицам, социальным институтам или обществу в целом. Государство может с помощью законодательства более или менее активно влиять на фактическое распределение материального богатства общества и конкретные методы его использования.

СОВОКУПНОСТЬ ВЫБОРОЧНАЯ – часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов для получения информации о всей совокупности в целом. Необходимость определения выборочной совокупности (выборки) связана с тем, что большинство социологических исследований не носят сплошного характера в силу больших затрат различных ресурсов (финансовых, человеческих и др.). При формировании выборочной совокупности необходимо учитывать наличие или отсутствие случайного (вероятностного) механизма отбора и объективности при отборе. С учетом степени проявления этих факторов различают два основных типа выборки: случайная (механическая, вероятностная) и целенаправленная.

Модель выборочной совокупности обследуемых (респондентов) обычно формируется с помощью различных приемов районирования, сегментации генеральной совокупности, расчленения её на фрагменты, в которых по определенным правилам определяются единицы отбора (например, страна, регион, тип поселения, квартал, улица, квартира, производственная бригада, школьный класс, студенческая группа, семья и т.д.). Различают также единицы наблюдения (например, случаи нарушений производственной дисциплины, балльные оценки успеваемости т.д.).

Большое значение в социологии имеют оценка качества выборки, а также природы и величины ошибок, возникающих при её расчете. Одним из критериев оценки качества выборки является её репрезентативность. Обоснование типа, объема (количества единиц) и структуры выборочной совокупности осуществляется в соответствии с характером задач и гипотез исследования при учете наличной и доступной информации, прежде всего данных статистики и результатов пилотажных опросов.

СОВОКУПНОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНАЯ – множество всевозможных социальных элементов (объектов), имеющих какую-либо общую характеристику и принадлежащих к определенной системе, которая подлежит изучению в рамках программы социологического исследования. В силу своеобразия предметной сферы любого исследования формирование генеральной совокупности может иметь некоторые особенности (в смысле определения её пространственно-временных границ).

В каждом конкретном случае социолог решает, есть ли необходимость изучать все элементы (объекты) генеральной совокупности, или некоторые из них можно без особых потерь оставить за рамками анализа (вследствие их труднодоступности, трудоемкости и т.д.) В связи с этим на практике генеральная совокупность нередко сужается до размеров реально обследуемого множества, которое и репрезентируется выборкой. Пространственные границы генеральной совокупности определяются на только по территориально-географическим параметрам (например, страна, регион, поселение, улица, предприятие и т.д.), но и по другим признакам (возраста, занятости и т.д.). Временные границы фиксируют сроки и период проведения исследования (сезон, цикл производства и т.д.).

Нередко генеральная совокупность рассматривается не только с количественной (число объектов), но и с качественной стороны (содержание признаков, интересующих исследователя). Обычно уже в формулировке темы генеральная совокупность ограничивается определенными рамками: социал