Динамика ведущего колеса.

В отличие от ведомого колеса, вращение ведущего колеса крутящим моментом Мк, изменяет направление сил трения и реакций дороги (рис.3-а).

 
 

Рисунок 3-а иллюстрирует схему качения ведущего колеса с пневматической шиной по твердой (например, асфальтовой) дороге, а рисунок 3-б – схему качения такого же колеса по мягкой (грунтовой) дороге.

 

а) б)

Рис.3. Силы и моменты, действующие на ведущее колесо.

Уравнение моментов относительно оси вращения колеса при ускоренном движении с учетом момента касательных сил инерции М запишется следующим образом:

Мк = Zк·а + Хк· rк ·cos α + М.

Произведение Zк·а , являющееся моментом сопротивления качению ведущего колеса, обозначим через Мf2, тогда:

Мк = Мf2 + Хк· rк ·cos α + М ,

где α - угол между равнодействующей радиальных реакций и вертикалью.

Со стороны корпуса автомобиля на ведущее колесо действует сила сопротивления Fк и сила инерции поступательно движущихся масс Рj , которые и вызывают реакцию дороги Хк:

Хк = Fк + Рj.

Тогда величина необходимого крутящего момента Мк в зависимости от величины моментов сопротивления движению определится как:

Мк = Мf2 + (Fк + Рj) · rк ·cos α + М .

При замедленном движении автомобиля (отрицательном ускорении) Рj и М берутся со знаком минус.

Реакция дороги Хк, уравновешивающая сопротивления движению (Fк + Рj), запишется как:

Хк = (Мк - Мf2 - М) / ( rк ·cos α).

Для случая ускоренного движения эластичного ведущего колеса по твердой недеформируемой дороге уравнение моментов имеет вид:

Мк = Хк·rд + Zк·а +М , где Хк = Fк + Рj.

Следовательно:

Мк = (Fк + Рjrд + Zк·а +М, и

Хк = (Мк - Мf2 - М) / ( rд ), здесь Мf2 = Zк·а.

При торможении автомобиля на колесо действует тормозной момент МТ, направленный против вращения колеса, и тангенциальная реакция дороги Хк в этом случае имеет вид (рис.4):

Хк = (МТ + Мf2 - М) / ( rд ).