Динамика ведущего колеса.
В отличие от ведомого колеса, вращение ведущего колеса крутящим моментом Мк, изменяет направление сил трения и реакций дороги (рис.3-а).
Рисунок 3-а иллюстрирует схему качения ведущего колеса с пневматической шиной по твердой (например, асфальтовой) дороге, а рисунок 3-б – схему качения такого же колеса по мягкой (грунтовой) дороге.
а) б)
Рис.3. Силы и моменты, действующие на ведущее колесо.
Уравнение моментов относительно оси вращения колеса при ускоренном движении с учетом момента касательных сил инерции Мjк запишется следующим образом:
Мк = Zк·а + Хк· rк ·cos α + Мjк .
Произведение Zк·а , являющееся моментом сопротивления качению ведущего колеса, обозначим через Мf2, тогда:
Мк = Мf2 + Хк· rк ·cos α + Мjк ,
где α - угол между равнодействующей радиальных реакций и вертикалью.
Со стороны корпуса автомобиля на ведущее колесо действует сила сопротивления Fк и сила инерции поступательно движущихся масс Рj , которые и вызывают реакцию дороги Хк:
Хк = Fк + Рj.
Тогда величина необходимого крутящего момента Мк в зависимости от величины моментов сопротивления движению определится как:
Мк = Мf2 + (Fк + Рj) · rк ·cos α + Мjк .
При замедленном движении автомобиля (отрицательном ускорении) Рj и Мjк берутся со знаком минус.
Реакция дороги Хк, уравновешивающая сопротивления движению (Fк + Рj), запишется как:
Хк = (Мк - Мf2 - Мjк) / ( rк ·cos α).
Для случая ускоренного движения эластичного ведущего колеса по твердой недеформируемой дороге уравнение моментов имеет вид:
Мк = Хк·rд + Zк·а +Мjк , где Хк = Fк + Рj.
Следовательно:
Мк = (Fк + Рj )·rд + Zк·а +Мjк, и
Хк = (Мк - Мf2 - Мjк) / ( rд ), здесь Мf2 = Zк·а.
При торможении автомобиля на колесо действует тормозной момент МТ, направленный против вращения колеса, и тангенциальная реакция дороги Хк в этом случае имеет вид (рис.4):
Хк = (МТ + Мf2 - Мjк) / ( rд ).