Этапы работы над анализом эпизода

1. Работа с текстом (выделение ключевых слов, языковых средств, членение на части)

2. составление плана эпизода

3. Формулирование функции эпизода, его темы, идеи, составление плана композиции эпизода

4. Составление плана анализ эпизода изнутри

5. Подбор вступления и заключения

 

Задание №1.

Определите роль и место эпизода в конкретном произведении. Таким образом, вы сформулируете основную мысль сочинения.

· Диалог Чацкого с Репетиловым

 

Задание №2.

Свяжите эпизод «Приезд Чацкого в дом Фамусова» с предыдущим. Напишите фрагмент сочинения.

 

Задание №3.

Проанализируйте психологическое состояние Чацкого в эпизоде «Первый приход Чацкого в дом Фамусова». Для этого обратите внимание на ремарки автора, интонацию, с которой произносит Чацкий свои реплики. Понаблюдайте, как развивается диалог.

 

Задание №4.

Свяжите эпизод «Первый приход Чацкого в дом Фамусова» с последующим. Напишите фрагмент сочинения.

 

Задание №5.

Сделайте выводы о роли данного эпизода в произведении. (Подсказка: функций несколько)

 

Задание №6.

Перечитайте эпизод «Дуэль Павла Петровича с Базаровым». Поставьте вопросы для анализа эпизода. Продолжите вопросник:

· Какое описание предшествует сцене дуэли?

· Найдите эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, метафоры. Какую роль играют они в описании.

· Какова тональность описания?

· Для чего это описание предваряет сцену дуэли? Какую мысль хочет донести автор?

 

Занятие №5. Подготовка к сочинению-анализу эпизода «Дуэль Павла Петровича с Базаровым».

Цель нашего сегодняшнего занятия – подготовиться к сочинению-анализу эпизода «Дуэль Павла Петровича Кирсанов и Базарова». В работе вам поможет вопросник, который вы составили.

Вопросы повторения:

· Что такое эпизод?

· Какие ошибки при анализе эпизода следует избегать?

 

· Как вы думаете, о чём можно написать во вступлении к этой теме?

 

· Озаглавьте вступление.

 

· Какую функцию играет данный эпизод в произведении?

 

· Сформулируйте тезис сочинения.

 

· Озаглавьте 2-ой римский пункт плана.

 

· Какой эпизод предшествует данному? Как он сцепляется с данным? Какие выводы о качествах героев можно сделать из сцены «Вызов на дуэль»?

 

· В чём причина дуэли? Как вы оцениваете поступок Базарова? Почему Павел Петрович так отнёсся к поступку Базарова?

 

· Напишите часть сочинения, где был бы связан эпизод вызова на дуэль с самим эпизодом дуэли.

 

· Составьте план анализа самого эпизода, пользуясь вопросами к анализу.

 

· Как изменились отношения двух героев после дуэли? Напишите фрагмент сочинения «После дуэли».

 

· О чём можно написать в заключении? Как озаглавить заключение?

 

· Составьте сложный развёрнутый план.

 

· Перечитайте фрагмент статьи Писарева об этом эпизоде. Сделайте выписки. Подумайте, в какую часть сочинения можно вставить данные цитаты.

 

· Сверьте свой план с данным.

 

План

1. Дуэль – один из важных эпизодов в русской литературе 19 века.

2. Дуэль Павла Петровича и Базарова – кульминация в конфликте двух героев, показатель изменившихся убеждений Базарова.

· Сцена вызова на дуэль. Причины дуэли. Психологическое состояние героев перед дуэлью, анализ диалога.

· Анализ сцены дуэли

А) Пейзажная зарисовка «Утро перед дуэлью». Тональность описания, достигающаяся с помощью изобразительно-выразительных средств. Роль данного эпизода в демонстрации авторской мысли.

Б) Внутреннее состояние героя перед дуэлью. О чём он думает? Как автор показывает состояние героя? Внутренний разлад между народом и Базаровым.

В) Поведение героев во время дуэли

· Чопорность и непримиримость Павла Петровича

· Ироничность, благородство, профессионализм Базарова

Г) Состояние героев после дуэли

· Состояние Базарова после дуэли

· Изменения в их взаимоотношениях

3. Роль эпизода в эволюции образа героя, во взаимоотношениях двух противников и в идейном содержании произведения

4. Оценка в критике данного эпизода.

 

Готовимся к сочинению.

Обломов и Штольц.

· Выявите основание для сопоставления Обломова и Штольца

· Выявите линии сопоставления

· В чём смысл сопоставления образов?

· Составьте сложный развёрнутый план

· Подберите цитатный материал

· Сделайте выписки по теме из критической литературы

· Напишите мостики-переходы от одного пункта к другому

 

Образец плана

1. Роман «Обломов» - книга, отразившая переход России от феодализма к капитализму.

2. Обломов и Штольц – антиподы, герои двух эпох: отмирающей и зарождающейся, это два типа мировоззрения: созерцательного и деятельного.

· Противоположность внешности двух героев

А) если во внешности Штольца нет ничего лишнего, то в Обломове всё чересчур

Б) мягкость, изнеженность Обломова и воплощённая энергия Штольца

В) свободный халат Обломова и строгий деловой сюртук Штольца

· Родители, их происхождение и образ жизни, интересы

А) Обломовы – старые патриархальные дворяне, живущие в атмосфере барства, изнеженности и всеобщей любви

Б) отец Штольца – расчётливый и рационалистичный немец, а мать – тихая, музыкальная, поэтичная русская дворяночка

· Воспитание и образование героев

А) атмосфера всеобщей любви, опеки, царящая в Обломовке

Б) жесткость, материалистичность воспитания отца и поэтичность влияния матери на Штольца

· Отношение к службе, делу

А) нежелание и неумение Обломова усердно трудиться, рассеянность, проявленная на службе

Б) быстрый карьерный рост Штольца, его деловая хватка, аскетизм и гордыня

· Образ жизни

А) «лежание» - образ жизни Ильи Ильича

Б) вечное движение Штольца

· Отношение к любви и к сфере чувств

А) мягкость, сердечность, проявленная Ильёй Ильичом в отношениях с Ольгой Ильинской

Б) боязнь воображения, мечты, сентиментальности Андрея

· Отношение автора

А) двойственное отношение к Обломову:

симпатия к его доброте, сердечности, мягкости и

ненависть ко всему «обломовскому» в Обломове (барству, скандалам с Захаром, ничегонеделанью)

Б) Штольц получился каким-то автоматом, бездушной марионеткой, так как такой тип чужд Гончарову

3. Штольц – тот герой, который выпукло отразил «обломовское» в Обломове и показал его «золотое сердце».

 

Готовимся к сочинению.

«Конфликт «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

План.

Вступление. 1. Вечный конфликт «отцов» и «детей».

· Непонимание

· Причины непонимания

· Что надо делать тем и другим

2. Эпоха 6-х годов 19 века и роман Тургенева

· Конфликт либералов и революционеров-демократов

· Расстановка сил в романе

Т. Столкновение Базарова и Павла Петровича, их разногласия как в идеологическом плане, так и в психологическом является тем стержнем, вокруг которого оформляется сюжет

1. Антитеза, заложенная в портретах героев

· Волосы Павла Петровича и Базарова

· Отношение к одежде

· Руки

· Манера двигаться (медлительность П. П. и стремительность Б.)

 

2. Поведение во время спора

· Манера говорить (красноречие П. П. и афористичность речи Б.)

· Умение властвовать собой (вспыльчивость П. П. и спокойствие Б.)

3. Идеологические споры

· Спор об аристократии

· Спор о принципах и авторитетах

· Спор о нигилизме

· Спор о народе

· Спор об искусстве, природе и любви

4. Дуэль

5. Общение на 2-ом круге Базарова

Заключение. Итоги спора. Кто прав, кто виноват? Возможно ли «отцам» и «детям» понять друг друга? Финал романа и ответ на эти вопросы автора.

Занятие №13. Темы. Частные темы. Тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения.

Задание №1.

Подготовьтесь писать сочинение по теме «Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина»

3. Перечитайте стихотворения поэта: «Памятник», «Орион», «Пророк», «Эхо», «Разговор с книгопродавцем о поэзии». Выделите частные темы и мотивы этих стихотворений. Рассмотрите, в каких обликах предстают поэты в стихотворениях. Каковы свойства поэзии?

4. Определите ключевые слова в теме.

5. Определите задачу темы.

6. Какой тип вступления больше подойдёт к этой теме? Сформулируйте пункт плана 1-ый.

7. Сформулируйте тезис сочинения.

8. В арабских пунктах плана рассмотрите разноплановость решения Пушкиным темы поэта и поэзии. Этому поможет ваша работа по выделению частных тем и мотивов стихотворений на тему поэта и поэзии.

9. О чём можно написать в заключении? Озаглавьте 3-е римское.

 

Образец плана

1. Место темы поэта и поэзии в лирике поэтов допушкинской поры. (Стихотворения «Памятник» Горация и Державина). Учительная функция поэзии в русской литературе.

2. Различные образы поэта в лирике Пушкина

· Аллегорический образ поэта в лирике Пушкина

А) Образ Ориона – перекличка с древнегреческим мифом

Б) Поэт – пророк, божественность его предназначения. Перекличка с библейскими сюжетами

В) Поэт – отклик, эхо на всё происходящее в мире. Он не может не реагировать на текущие события

· Реалистический образ поэта в лирике Пушкина

А) Столкновение поэта и толпы, непонимание, ведущее к выводу о высшем предназначении поэта и ненужности растолковывать смысл поэзии черни

Б) Поэзия служит не славе, а потребностям души («Разговор с книгопродавцем…»)

· Поэзия – послание, пророчество, отображающее смысл бытия

· Свойства поэзии

А) Назначение поэзии – глаголом жечь сердца людей («Пророк»)

Б) Свойство поэзии быть выше суетности толпы («Разговор…»)

В) Свойство поэзии быть выше сиюминутных и меркантильных желаний («Разговор…»)

Г) Нерукотворность творчества. Истинная поэзия живёт в веках. («Памятник»)

Д) Верность идеалам («Орион»)

3. Актуальность темы поэта и поэзии. (Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому (…) покоя нет»

 

Задание №2.

Подготовьтесь писать сочинение на тему «Тема любви в лирике Пушкина».

1. Перечитайте стихотворения поэта: «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «Мадонна», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

2. Какое вступление подойдёт к этой теме? Озаглавьте 1-ое римское.

3. Сформулируйте тезис.

4. Вам предлагаются подпункты основной части. Дополните их буквенными подпунктами.

 

1. Многожанровость произведений на тему о любви (нет чёткого разделения на элегию, послание, романс)

2. Новаторство Пушкина в любовной лирике. Совершенно новая система ценностей, предложенная поэтом, движение от романтизма к житейской мудрости и гуманизму.

3. Что такое любовь, по Пушкину.