Обучающее сочинение-речевая характеристика персонажа по драме А. Н. Островского «Гроза».

Тема: «Речевая характеристика Катерины»

Речь Катерины в «Грозе» представлена несколькими стилистическими пластами, что показывает сложность её натуры и конфликт между задатками натуры (природы) и воспитанием.

Задание №1.

Заполните таблицу примерами из текста:

Лексика и фразеология речи Катерины.

Народнопоэтическая лексика Религиозная лексика Просторечная и разговорная лексика
     

 

План.

1. Речевая характеристика как элемент композиции литературного произведения и её роль в создании художественного образа.

2. Речевая характеристика Катерины. Совмещение в речи героини разных стилистических пластов – доказательство сложности её духовного мира и противоречия между воспитанием и природными задатками.

· Религиозность воспитания Катерины и религиозные элементы её речи

А) странницы и богомолки в доме

Б) насыщенность речи героини религиозной лексикой и фразеологией

В) Катерина в церкви (д. 1 явл.7, д. 3 сцена 2 явл.2) Экзальтация

Г) боязнь греха и его предчувствие. Мотив искушения в речи героини. Толкование ею слова «гроза».

· Духовное богатство, поэтичность и мечтательность, порождённые воспитанием на устном народном творчестве. Народнопоэтические элементы в речи героини. «…а вечером опять рассказы да пение". (д. 1 явл.7)

· Свободолюбие, решительность, неспособность ко лжи, искренность – те черты, которые даны Катерине от природы.

А) Свободолюбие, стремление к полёту, желание оторваться от земли. (Д. 2 явл.7) «Отчего люди не летают?» (д.1 явл.7)

Б) «Такая уж я зародилась, горячая!»- страстность натуры, проявленная ещё в детстве. ( Д. 2 явл. 2)

В) «Напраслину-то терпеть кому ж приятно?» Острое чувство справедливости. (Д. 1 явл. 5)

Г) «Что мне только захочется, то и сделаю». Решительность и своеволие. (Д.2 явл. 2)

Д) «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Ложь ей претит. Правдивость. (Д.2 явл 2, д.3 сцена 2 явл.3)

· Противоречие между природными задатками Катерины (решительность, свободолюбие, отсутствие смирения) и воспитанием (религиозная экзальтация, поэтичность) – конфликт драмы, причина трагедии.

· Использование речи как элемента композиции для выявления диссонанса в душе героини, приведшего к трагедии.

· Островский – мастер речевой характеристики.

Задание №2.

Напишите черновик сочинения по данному плану, используя материалы таблицы.