Этапы работы над данным сочинением
1. Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем стихотворение на части
! В стихотворении нас интересует образ лирического героя и его переживания
· Выделить в тексте ключевые слова
· Разбить его на части
· Озаглавить каждую часть
· Проследить, как от части к части меняются переживания лирического героя, его образ или события
· Какую роль в движении мысли играют изобразительно-выразительные средства, синтаксические конструкции и другие средства
2. Синтез – мысленное объединение всего и выход на тезис
3. Тезис (суждение, мысль) – выход на идею, тему, проблему произведения, обобщение. Свои рассуждения по данному поводу
Примерный план
1. Вступление.
Варианты:
· История создания (если это важно для раскрытия содержания)
· Можно начать с самого яркого, бросающегося в глаза (ритм, сравнение)
! Нельзя чем- то увлекаться одним, нельзя терять целое.
· Лирическое или философское вступление (своё восприятие настроения стихотворения, чувств, эмоций или же идеи, основной мысли)
2. Основная часть
Можно начать с темы, основной мысли, настроения стихотворения, его родства с другими произведениями других поэтов на ту же тему. А можно этим закончить.
То есть:
· От общего к частному
· От частного к общему
А) раскройте тему, идею, композицию, строфику
Б) излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя. Тут же объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства
В) какое впечатление произвело на вас стихотворение? Интерпретация идеи, проблемы. Выход на собственные размышления.
! Характер начала. Вступления работы определяет логику сочинения:
· Если высказано предположение, его надо проверить, чтобы подтвердить, опровергнуть или уточнить
· Если мнение сразу выражено твёрдо и убеждённо, дальше его надо обстоятельно доказать
! Лучшее впечатление производят работы, где сразу же обсуждается композиция стихотворения, его основные части и образы, связь между ними (уподобление, контраст), а дальше рассматривается каждая из частей со всем комплексом её особенностей. И в заключение делается вывод, не повторяющий, а развивающий мысль вступления.
3. Заключение-вывод
! Особую опасность представляет трудность совместить эмоциональность с использованием терминов. Если в работе преобладает интонация трезвого анализа, термины не помешают. А если автор стремится к большей речевой и эмоциональной свободе, он должен ограничить их употребление.
Занятие №27. Речевые ошибки и их предупреждение.
Ещё один тип лексических ошибок – нарушение лексической сочетаемости и тавтологические ошибки и повторы.
В языке существует большое количество слов со свободной сочетаемостью – правила их соединения с другими словами определяются не языком как таковым, а внеязыковой деятельностью (выпить молока, белая берёза). Такие сочетания, как, например, «выпить берёзу», является невозможным в силу несочетаемости самих явлений.
Задания.
1. Составьте словосочетания, подобрав к каждому из существительных прилагательное из числа данных ниже: враг, друг, плут, успех, мороз, отказ; даны прилагательные: закадычный, отъявленный, заклятый, шумный, категорический, трескучий.
2. Найдите и исправьте ошибки в нарушении лексической сочетаемости.
· Я бы изобрела транспорт, который бы с сильной скоростью доставлял людей домой.
· Ты меня крупно обидела
· Он очень сильно подружился с моими детьми: Валеком и Марусей.
· В старом саду вполголоса льётся отвесный дождь.
· Когда в разговоре хоть немного упоминали её имя, она краснела.
· Когда идёт листопад, кажется, что льётся золотой дождь.
· С берёзы с малым шелестом падают листья.
· Чехов высмеивает людей с маленьким умом.
· Шабашкин с маленькой улыбкой спросил, нет ли каких приказаний.
· Девочка выполняет гимнастику у открытого окна.
3. Вставьте пропущенные слова.
· Однажды мы с мамой … пироги с вареньем.
· Володя … шараду.
· Иногда я … завтрак.
· Он … к тому времени уже много картин.
4. Составьте предложения с данными словосочетаниями: причинять боль – приносить радость – производить хорошее впечатление.
Представляется необходимым разграничивать следующие речевые неправильности:
1. Тавтологические ошибки
2. Повтор одного и того же слова
3. Неуместное употребление однокоренных слов
4. Неуместное употребление однокоренных слов в сочетании с тавтологией
Суть явления тавтологии – дублирование смысловых компонентов высказывания, своего рода информативная избыточность, не оправданная речевыми условиями.
Задания.
1. Найдите и исправьте тавтологию:
· Толпа быстро кинулась на Шабашкина.
· У него в Михайловском была целая библиотека книг.
· Осенний парк кажется грустным и печальным.
· Мцыри хотел обрести волю и свободу.
· Только что здесь лил сильный, проливной дождь.
2. Найдите и устраните повторы слов.
· Муравьи снова сделали свой домик, но кто-то опять разрушил их домик.
· У меня есть друг Коля. Мы всегда ходим в школу и обратно. Мы всегда ходим друг к другу, когда непонятен новый материал. Если я болею, Коля ходит ко мне, носит уроки. Когда болеет Коля, я хожу к нему.
· К слугам Фамусов относится грубо, к Чацкому относится враждебно, а к тем, кто имеет власть относится, заискивающе.
· Он думал, что он опоздал и ребята ушли, не подождав его, но когда он подошёл ближе, он увидел, что он успел вовремя.
3. Найдите и исправьте неуместное употребление однокоренных слов.
· Косые лучи солнца обдали комнату светлым светом.
· В кашпо растёт растение плющ.
· Немного полетав по комнате, он вылетел в окно и полетел в лес.
· Она служила при дворе служанкой.
· Однажды со мной на рыбалке случился такой случай.
4. Найдите и устраните неуместное употребление однокоренных слов в сочетании с тавтологией.
· Я бегом побежал в лес
· Этот человек локтем облокотился на стол.
· Тогда всех солдат выстроили в строй.
· До сих пор писатель помнит нежным воспоминанием эту озорницу-кошку.
· Хлестаков ходил важной походкой, как генерал.
Класс
Занятие №1. Тип сочинения – речевая характеристика персонажа.
С помощью речевой характеристики писатель раскрывает характер героя, создаёт художественный образ. В драме речь выходит на первый план, так как портрет, интерьер, внутренний монолог и авторская характеристика либо отсутствуют, либо играют второстепенную роль.