Этапы работы над данным сочинением

1. Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем стихотворение на части

! В стихотворении нас интересует образ лирического героя и его переживания

· Выделить в тексте ключевые слова

· Разбить его на части

· Озаглавить каждую часть

· Проследить, как от части к части меняются переживания лирического героя, его образ или события

· Какую роль в движении мысли играют изобразительно-выразительные средства, синтаксические конструкции и другие средства

2. Синтез – мысленное объединение всего и выход на тезис

3. Тезис (суждение, мысль) – выход на идею, тему, проблему произведения, обобщение. Свои рассуждения по данному поводу

 

Примерный план

1. Вступление.

Варианты:

· История создания (если это важно для раскрытия содержания)

· Можно начать с самого яркого, бросающегося в глаза (ритм, сравнение)

! Нельзя чем- то увлекаться одним, нельзя терять целое.

· Лирическое или философское вступление (своё восприятие настроения стихотворения, чувств, эмоций или же идеи, основной мысли)

2. Основная часть

Можно начать с темы, основной мысли, настроения стихотворения, его родства с другими произведениями других поэтов на ту же тему. А можно этим закончить.

То есть:

· От общего к частному

· От частного к общему

А) раскройте тему, идею, композицию, строфику

Б) излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя. Тут же объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства

В) какое впечатление произвело на вас стихотворение? Интерпретация идеи, проблемы. Выход на собственные размышления.

! Характер начала. Вступления работы определяет логику сочинения:

· Если высказано предположение, его надо проверить, чтобы подтвердить, опровергнуть или уточнить

· Если мнение сразу выражено твёрдо и убеждённо, дальше его надо обстоятельно доказать

! Лучшее впечатление производят работы, где сразу же обсуждается композиция стихотворения, его основные части и образы, связь между ними (уподобление, контраст), а дальше рассматривается каждая из частей со всем комплексом её особенностей. И в заключение делается вывод, не повторяющий, а развивающий мысль вступления.

3. Заключение-вывод

! Особую опасность представляет трудность совместить эмоциональность с использованием терминов. Если в работе преобладает интонация трезвого анализа, термины не помешают. А если автор стремится к большей речевой и эмоциональной свободе, он должен ограничить их употребление.

 

Занятие №27. Речевые ошибки и их предупреждение.

Ещё один тип лексических ошибок – нарушение лексической сочетаемости и тавтологические ошибки и повторы.

В языке существует большое количество слов со свободной сочетаемостью – правила их соединения с другими словами определяются не языком как таковым, а внеязыковой деятельностью (выпить молока, белая берёза). Такие сочетания, как, например, «выпить берёзу», является невозможным в силу несочетаемости самих явлений.

Задания.

1. Составьте словосочетания, подобрав к каждому из существительных прилагательное из числа данных ниже: враг, друг, плут, успех, мороз, отказ; даны прилагательные: закадычный, отъявленный, заклятый, шумный, категорический, трескучий.

2. Найдите и исправьте ошибки в нарушении лексической сочетаемости.

· Я бы изобрела транспорт, который бы с сильной скоростью доставлял людей домой.

· Ты меня крупно обидела

· Он очень сильно подружился с моими детьми: Валеком и Марусей.

· В старом саду вполголоса льётся отвесный дождь.

· Когда в разговоре хоть немного упоминали её имя, она краснела.

· Когда идёт листопад, кажется, что льётся золотой дождь.

· С берёзы с малым шелестом падают листья.

· Чехов высмеивает людей с маленьким умом.

· Шабашкин с маленькой улыбкой спросил, нет ли каких приказаний.

· Девочка выполняет гимнастику у открытого окна.

3. Вставьте пропущенные слова.

· Однажды мы с мамой … пироги с вареньем.

· Володя … шараду.

· Иногда я … завтрак.

· Он … к тому времени уже много картин.

4. Составьте предложения с данными словосочетаниями: причинять боль – приносить радость – производить хорошее впечатление.

 

Представляется необходимым разграничивать следующие речевые неправильности:

1. Тавтологические ошибки

2. Повтор одного и того же слова

3. Неуместное употребление однокоренных слов

4. Неуместное употребление однокоренных слов в сочетании с тавтологией

 

Суть явления тавтологии – дублирование смысловых компонентов высказывания, своего рода информативная избыточность, не оправданная речевыми условиями.

Задания.

1. Найдите и исправьте тавтологию:

· Толпа быстро кинулась на Шабашкина.

· У него в Михайловском была целая библиотека книг.

· Осенний парк кажется грустным и печальным.

· Мцыри хотел обрести волю и свободу.

· Только что здесь лил сильный, проливной дождь.

2. Найдите и устраните повторы слов.

· Муравьи снова сделали свой домик, но кто-то опять разрушил их домик.

· У меня есть друг Коля. Мы всегда ходим в школу и обратно. Мы всегда ходим друг к другу, когда непонятен новый материал. Если я болею, Коля ходит ко мне, носит уроки. Когда болеет Коля, я хожу к нему.

· К слугам Фамусов относится грубо, к Чацкому относится враждебно, а к тем, кто имеет власть относится, заискивающе.

· Он думал, что он опоздал и ребята ушли, не подождав его, но когда он подошёл ближе, он увидел, что он успел вовремя.

3. Найдите и исправьте неуместное употребление однокоренных слов.

· Косые лучи солнца обдали комнату светлым светом.

· В кашпо растёт растение плющ.

· Немного полетав по комнате, он вылетел в окно и полетел в лес.

· Она служила при дворе служанкой.

· Однажды со мной на рыбалке случился такой случай.

4. Найдите и устраните неуместное употребление однокоренных слов в сочетании с тавтологией.

· Я бегом побежал в лес

· Этот человек локтем облокотился на стол.

· Тогда всех солдат выстроили в строй.

· До сих пор писатель помнит нежным воспоминанием эту озорницу-кошку.

· Хлестаков ходил важной походкой, как генерал.

 

Класс

Занятие №1. Тип сочинения – речевая характеристика персонажа.

С помощью речевой характеристики писатель раскрывает характер героя, создаёт художественный образ. В драме речь выходит на первый план, так как портрет, интерьер, внутренний монолог и авторская характеристика либо отсутствуют, либо играют второстепенную роль.