Практическая часть
Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинений-сравнительных характеристик по комедии Грибоедова «Горе от ума». Темы:
1. Чацкий и Молчалин
2. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Обратимся к первой теме.
· Какие герои сопоставляются: сопоставимые или противоположные?
· Сформулируйте основной тезис.
· Какой тип вступления подойдёт для этой темы?
· Озаглавьте вступление.
· Озаглавьте основную часть.
· Напишите вступление.
· По каким критериям расходятся взгляды героев?
· Сформулируйте арабские пункты плана.
· Подберите иллюстрации к каждому пункту.
· Найдите в тексте цитатный материал. Положите в текст закладки, обозначив их пунктами плана.
· Озаглавьте буквенные пункты плана.
· Найдите в статье Гончарова «Мильон терзаний» материал, который соответствует теме. Сделайте выписки. Подумайте, в каких фрагментах сочинения можно использовать данные цитаты для аргументации.
· О чём можно написать в заключении? Озаглавьте 3-ий пункт плана.
· Сравните свой план с образцом.
Образец плана.
1. Главный конфликт комедии Грибоедова «Горе от ума» - противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего».
2. Чацкий и Молчалин антиподы.
· Отношение к службе
· Отношение к чинам
· Отношение к свободе суждений
· Отношение к покровительству знатных и влиятельных лиц
· Как чувствуют себя в обществе? Как ведут себя и почему?
· Роль героев в комедии
3. Почему процветают молчалины и преследуются чацкие?
Обратимся ко второй теме. Для подготовки к сочинению заполните таблицу, подобрав материал к сочинению:
Вопросы сравнения | «Век нынешний» | «Век минувший» |
Отношение к воспитанию | ||
Отношение к моде на всё иностранное | ||
Отношение к службе | ||
Отношение к времяпрепровождению | ||
Отношение к крепостному праву | ||
Идеалы | ||
Отношение к чинам | ||
Отношение к свободе суждений | ||
Отношение к покровительству знатных и влиятельных лиц |
· Расставьте данные пункты сравнения в логической последовательности.
· Подберите цитатный материал из критической литературы. Сделайте выписки.
· Сформулируйте основной тезис сочинения.
· Какой тип вступления подойдёт для этой темы? Озаглавьте 1-ый пункт.
· Озаглавьте буквенные пункты плана.
· О чём можно написать во вступлении? Озаглавьте 3-ий пункт плана.
· Сверьте свой план с образцом:
Образец плана.
1. Россия накануне восстания декабристов.
2. Противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии
· Отношение к моде на всё иностранное
А) преклонение перед всем иностранным
Б) Чацкий ратует за то, «Чтоб истребил господь нечистый этот дух // Пустого, рабского, Слепого подражанья…»
· Отношение к воспитанию и образованию
А) Воспитываются, согласно моде, иностранными гувернёрами. Серьёзное образование не в чести. Фамусов считает, что необходимо «собрать все книги бы да сжечь»
Б) Люди, всерьёз занимающиеся наукой и искусством, считаются чудаками, сумасшедшими.
· Отношение к времяпрепровождению
А) «Вчера был бал, а завтра будет два». Праздность
Б) Резко отрицательное отношение Чацкого к безделью и праздности, их обличение в монологах
· Отношение к службе
А) «Служить бы рад, прислуживаться тошно", - считает Чацкий
Б) Подхалимство и низкопоклонство – принцип жизни фамусовского общества
· Отношение к чинам
А) «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», - считает Чацкий
Б) Главное для Фамусова и ему подобным достижение в жизни – чины и богатство
· Отношение к покровительству знатных и влиятельных лиц
А) Покровительство знатных и влиятельных лиц – первый путь наверх для представителей «века минувшего»
Б) Чацкий считает, что всего надо добиваться своим умом, без протекций
· Отношение к свободе суждений
А) «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь» (Молчалин)
Б) Самостоятельность в суждениях Чацкого
· Отношение к крепостному праву
А) Резко негативное отношение к крепостному праву Чацкого. Монолог «А судьи кто?..»
Б) Фамусовское общество «разливается в пирах и мотовстве» благодаря крепостному праву
· Идеалы
А) Максим Петрович и Фома Фомич – идеалы фамусовского общества
Б) Явных кумиров у Чацкого нет. На страницах комедии показаны его единомышленники как внесценические персонажи
3. Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» вечен.
Домашнее задание: написать черновик сочинения по одной из тем.
Занятие №16. Речевые ошибки и их предупреждение.
Первый тип речевых ошибок, который мы рассмотрим, - это лексические ошибки.
Одна из лексических ошибок – это употребление слова в несвойственном ему значении.
Задания.
1. Объясните лексическое значение слов: взяточник, казнокрад, лебезит, угодничает, властная, бесцеремонная, деспотичная, самодурство, произвол, корыстолюбие, цинизм, пресмыкательство, тунеядец.
2. Сравните лексическое значение слов: скупость – алчность. Составьте с ними предложения, которые можно включит в сочинение «Характеристика госпожи Простаковой».
3. Подберите синонимы к словам: взяточник, угодничать, властный, наглый, самодурство, произвол, корыстолюбие, тунеядец. Объясните различие в оттенках значения.
4. Объясните разницу в лексическом значении слов порок и недостаток.
5. Подчеркните слова, употреблённые в несвойственном им значении. Отредактируйте предложения.
· Я занавесила лампу газетой, чтобы свет не мешал маме спать.
· Я делюсь с мамой всеми своими чувствами.
· Хитрая Катя притаилась за дверью, наблюдая за раздумьями Серёжи.
· Я насушила немного чёрных сухарей просто так, для лакомства.
· Портрет висит под самым потолком и свысока на всех смотрит.
· Когда мама не может найти чего-нибудь в комнате, она зовёт меня, потому что я находчивый.
6. Объясните разницу между значениями слов: самолюбивый – себялюбивый. Составьте с каждым из них предложения, чтобы разница значений выявлялась в контексте.
7. Какую ошибку допустили учащиеся в предложениях, что они имели в виду, как заменить слово?
· Остап всегда был очень самоуверенный, он всегда знал, как ему поступить.
· Я бы хотел, когда вырасту, быть добрым, смелым и равнодушным.
Паронимами обычно называют однокоренные слова, напоминающие одно другое по звучанию и значению (одеть – надеть, главный – заглавный)
Пароназмами называют разнокорневые слова, имеющие отчасти сходное звучание и вследствие этого иногда смешиваемые в речи (эскалатор – экскаватор)
8. Найдите и исправьте речевую ошибку в предложениях:
· В Гринёве он видел оружие для выполнения своих коварных замыслов.
· На карнизе подвешены занавески.
· Народ добивался освобождения от крепостнического права.
· Многие хотят записаться в кружок фигурного катания, не подразумевая о том, что будничные дни этого спорта выглядят совсем по-другому.
return false">ссылка скрыта· В облике певца поэт подозревал себя.
· Когда наступила война, его демобилизовали на фронт.
· Это произведение Лермонтова было высоко оценено не только современниками поэта, но и его предшественниками.
9. Объясните разницу в значении паронимов: презренно – презрительно, униженно – унизительно, боязно – боязливо, дворовый – придворный, игрок – игрун, нетерпимый – нестерпимый, смертный – смертельный. Составьте с ними предложения, в которых проявлялось бы значение паронима.
Занятие №17. Составление планов сравнительных характеристик.
Сопоставляться могут разные персонажи:
А) Лица одного поколения с разным складом характера (Онегин и Ленский, Татьяна и Ольга Ларина)
План.
10. Время действия произведения
11. Сопоставление характеров персонажей
12. Характеристика взаимоотношений персонажей
13. Отношение автора к тому и другому персонажу
14. Мнение критиков о персонажах
Задание №1.
Ваша тема – Онегин и Ленский. Составьте сложный план по этой теме, выполнив следующие действия:
1. Конкретизируйте 1-ый пункт предложенного плана.
2. Выделите черты сходства и различия характеров персонажей, их образования и воспитания. Это будут буквенные подпункты для 2-ого пункта плана. Подберите в тексте иллюстративный материал, дополните буквенные подпункты. Не забывайте, что сопоставлять героев надо параллельно!
3. Выделите этапы взаимоотношения героев. Вставьте эти этапы в план в качестве буквенных подпунктов для 3-его пункта плана. Найдите ответ в тексте на вопрос: почему они стали друзьями? Порассуждайте, друзья ли они, по вашему мнению, или приятели.
4. Найдите в тексте цитаты, характеризующие авторское отношение к героям. Где в развитии событий, в лирических отступлениях, в тональности повествования видно авторское отношение? Обобщите материал, конкретизировав 4-ый пункт плана и дополнив его буквенными подпунктами.
5. Сделайте выписки из критических статей, касающиеся Онегина и Ленского, их взаимоотношений. Сопоставьте позиции критиков, прокомментируйте, дополните своими рассуждениями. Конкретизируйте 5-ый пункт плана. Если необходимо, дополните его подпунктами.
Б) Сопоставление лиц одного поколения, принадлежащих разной социальной среде (Базаров и Аркадий Кирсанов)
План.
1. Время действия произведения
2. Противостояние, определившееся в обществе (например, противостояние демократов и разночинцев)
3. Далее – по типу А
В) Сопоставление лиц, резко противопоставляемых автором друг другу (Чацкий и Молчалин, Печорин и Грушницкий, Кутузов и Наполеон)
План.
1. Время действия произведения
2. Причины, заставляющие автора резко противопоставить героев друг другу
3. Далее – по типу А
Задание №2.
Обратитесь к плану к сочинению «Гринёв и Швабрин в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
План.
1. Россия в чаду восстания Емельяна Пугачёва, изображённая в романе «Капитанская дочка». «Береги честь смолоду» - одна из идей произведения. Эта истина помогает не сломиться в трудные времена.
2. Гринёв и Швабрин – антиподы.
· Отношение к своему воинскому долгу
А) …..
Б) …..
· Отношение к любимой женщине.
А) …..
Б) …..
· Отношение к дружбе.
А) …..
Б) …..
· Отношение к ним других героев:
А) Пугачёва
Б) Маши
В) Семьи коменданта
3. История взаимоотношений героев.
4. Отношение Пушкина к героям
А) …..
Б) …..
5. Смысл сопоставления образов.
Дополните этот план. Конкретизируйте пункты № 4, 5.
Г) Сопоставление мужского и женского характеров (Онегин и Татьяна, Родион Раскольников и Соня Мармеладова)
План.
1. Время действия произведения
2. Характер отношений между персонажами, обусловленный средой и временем
3. Что в отношениях персонажей обусловлено складом их характеров, их взглядами, убеждениями?
4. Оценка автором и критиками взаимоотношений персонажей
Задание №3.
Расставьте пункты плана в логической последовательности. Если необходимо, дополните план.
Онегин и Татьяна.
1. Черты сходства и различия героев.
2. Онегин и Татьяна – главные герои романа.
· Сходства:
А) себялюбие Онегина и щедрость Татьяны
Б) широкие познания
В) одиночество в среде, к которой принадлежат по рождению
Г) независимость
Д) честность, правдивость
· Различия:
А) равнодушие Онегина и привязанность Татьяны к народу и природе
Б) проницательность ума
3. Отрицание эгоизма и утверждение народных начал в жизни человека. При каком условии жизнь может быть наполнена высоким содержанием?
Дополните план иллюстративным материалом.
Д) Сопоставление персонажей разных поколений, принадлежащих по происхождению одной среде (Фамусов и Чацкий, Мать и дочь Ларины)
План.
1. Время действия произведения
2. Причины различия «отцов» и «детей» (различия в восприятии, жизненном опыте и т. д.)
3. Далее – по типу А
Задание №4.
Составьте план по теме «Мать и дочь Ларины».
Е) Сопоставление персонажей разных поколений, принадлежащих по происхождению разным социальным слоям (Базаров и Кирсанов, Печорин и Максим Максимыч)
План.
1. Время действия произведения
2. Сословное противостояние
3. Возрастное противостояние
4. Далее – по типу А
Ж) Автор и герой (Автор и герой в романе Пушкина «Евгений Онегин»)
План.
1. Время создания и время действия произведения
2. Характеристика автора
3. Характеристика героя
4. Отношение автора к герою. Причины выбора героя автором
Сравнение образа автора и героя – усложнённый вариант сочинения-сопоставления. Подобное сочинение требует не просто раскрытия сходства или различия между автором и созданным им героем, но и освещения многогранности личности автора, его отношения к герою. Важно показать, что в отличие от героя, личность автора проявляется не только в системе образов, но и в трактовке событий, в понимании исторического процесса, в концепции человека и во всех других компонентах произведения, в том числе в различного рода отступлениях.
Занятие № 20. Тип сочинения – групповая характеристика.
В сочинении - групповой характеристике не следует рассматривать героев одного за другим, механически соединяя их индивидуальные характеристики в одно целое. В такой работе надо вначале показать то общее, определяющее, типическое, что объединяет персонажей в одну социально-психологическую группу, а затем выявить индивидуальные особенности, неповторимые черты конкретных её представителей.
Группа образов, отобранная для раскрытия темы, может быть однородной или иметь подгруппы, которые в свою очередь, выделяются по их общим признакам. В этом случае в каждой подгруппе тоже необходимо показать как общее, так и индивидуальное, свойственное героям.
Разумеется, в сочинении должна быть и последовательность, и цельность изложения, а потому следует продумать логические переходы от характеристики одной подгруппы к другой, не теряя в то же время связи между ними. При этом разные подгруппы героев и отдельные персонажи сопоставляются, что даёт возможность раскрыть их идейно-художественную сущность. Например, рассматривая группу (подгруппу) образов, необходимо показать принципы их создания, а также авторское отношение к героям, к изображаемому.