Чацкий – выразитель идей декабристов.
1. Декабристы и их идеи.
2. Чацкий – выразитель идей декабристов.
· Отношение Чацкого и декабристов к крепостному праву.
· Отношение Чацкого и декабристов к вопросам просвещения.
· Отношение Чацкого и декабристов к национальному вопросу
· Отношение Чацкого и декабристов к службе.
3. «Он декабрист» (А. Герцен)
Занятие №15. Тип сочинения – сравнительная характеристика.
Сравнить – значит сопоставить, поставить рядом, рассмотреть с какой-то общей точки зрения для того, чтобы найти черты сходства и различия.
Наличие общей точки зрения – основание для сопоставления. Если её нет, то сравнение невозможно. Не всегда тема, касающаяся двух героев, - сравнение.
Задание №1.
Проанализируйте данные темы. В каких из них есть основание для сопоставления? Какое? В каких случаях можно говорить лишь о том, какую роль играет один герой в судьбе другого?
1. Печорин и Грушницкий.
2. Онегин и Печорин.
3. Сёстры Ларины.
4. Печорин и Бэла.
5. Чацкий и Молчалин.
6. Чацкий и Софья.
7. Князья Игорь и Всеволод.
Формулировки тем показывают, что существуют сравнения по сходству и по противоположности (по контрасту).
Задание №2.
Найдите темы, в которых образы сравниваются по сходству, а где по противоположности:
1. Купец Калашников и Кирибеевич
2. Гринёв и Швабрин
3. Чацкий и Молчалин
4. Татьяна и Ольга Ларины
5. Онегин и Печорин
6. Печорин и Грушницкий
7. Князь Игорь и Всеволод
Сопоставление второстепенных персонажей с главными даёт возможность лучше увидеть преобладающие черты тех и других, особенности их характеров, подчеркнуть определённые качества главных героев. Например, рядом с Грушницким Печорин выглядит крупнее, ярче как личность: юнкер оттеняет значительность и глубину переживаний главного героя.
Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же. Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только отличие, можно прийти к неполному, искажённому пониманию предметов, явлений, событий. Героев. Следует иметь в виду, что в одних случаях сравнительной характеристики основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других упор на различия (Иешуа и Понтий Пилат).
Рассуждение сравнительного характера может строиться по двум композиционным схемам.
Первый вариант.
1. Основание для сопоставления
2. Сопоставление
· Черты сходства
· Черты отличия
3. Смысл сопоставления образов
Второй вариант
1. Основание для сопоставления
2. Линии сопоставления (выводы о сходстве и различии по каждой линии)
3. Вывод о смысле сопоставления образов
! Категорически нельзя подменять сравнение двумя индивидуальными характеристиками с обобщающими выводами в заключении, т. е. сравнивать надо параллельно, а не последовательно.
Сравнительной характеристике свойственны следующие конструкции:
· Если Татьяна …, то Ольга …
· В то время, когда Печорин …, Онегин …
· Пока Молчалин …, Чацкий …
Как присоединяются буквенные подпункты:
· Речь о Татьяне.
А Ольга в это время …
· Речь об Ольге.
Татьяна же …
· Не таков Молчалин
· Совсем иначе ведёт себя в такой ситуации Чацкий
Как присоединяются цифровые подпункты:
· По-разному герои проявляют себя и в сфере чувств.
· Воспитывались герои по-разному.
· Нет ничего общего между героями и в …