Чацкий – выразитель идей декабристов.

1. Декабристы и их идеи.

2. Чацкий – выразитель идей декабристов.

· Отношение Чацкого и декабристов к крепостному праву.

· Отношение Чацкого и декабристов к вопросам просвещения.

· Отношение Чацкого и декабристов к национальному вопросу

· Отношение Чацкого и декабристов к службе.

3. «Он декабрист» (А. Герцен)

Занятие №15. Тип сочинения – сравнительная характеристика.

Сравнить – значит сопоставить, поставить рядом, рассмотреть с какой-то общей точки зрения для того, чтобы найти черты сходства и различия.

Наличие общей точки зрения – основание для сопоставления. Если её нет, то сравнение невозможно. Не всегда тема, касающаяся двух героев, - сравнение.

Задание №1.

Проанализируйте данные темы. В каких из них есть основание для сопоставления? Какое? В каких случаях можно говорить лишь о том, какую роль играет один герой в судьбе другого?

1. Печорин и Грушницкий.

2. Онегин и Печорин.

3. Сёстры Ларины.

4. Печорин и Бэла.

5. Чацкий и Молчалин.

6. Чацкий и Софья.

7. Князья Игорь и Всеволод.

 

Формулировки тем показывают, что существуют сравнения по сходству и по противоположности (по контрасту).

Задание №2.

Найдите темы, в которых образы сравниваются по сходству, а где по противоположности:

1. Купец Калашников и Кирибеевич

2. Гринёв и Швабрин

3. Чацкий и Молчалин

4. Татьяна и Ольга Ларины

5. Онегин и Печорин

6. Печорин и Грушницкий

7. Князь Игорь и Всеволод

 

Сопоставление второстепенных персонажей с главными даёт возможность лучше увидеть преобладающие черты тех и других, особенности их характеров, подчеркнуть определённые качества главных героев. Например, рядом с Грушницким Печорин выглядит крупнее, ярче как личность: юнкер оттеняет значительность и глубину переживаний главного героя.

Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же. Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только отличие, можно прийти к неполному, искажённому пониманию предметов, явлений, событий. Героев. Следует иметь в виду, что в одних случаях сравнительной характеристики основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других упор на различия (Иешуа и Понтий Пилат).

Рассуждение сравнительного характера может строиться по двум композиционным схемам.

Первый вариант.

1. Основание для сопоставления

2. Сопоставление

· Черты сходства

· Черты отличия

3. Смысл сопоставления образов

Второй вариант

1. Основание для сопоставления

2. Линии сопоставления (выводы о сходстве и различии по каждой линии)

3. Вывод о смысле сопоставления образов

 

! Категорически нельзя подменять сравнение двумя индивидуальными характеристиками с обобщающими выводами в заключении, т. е. сравнивать надо параллельно, а не последовательно.

Сравнительной характеристике свойственны следующие конструкции:

· Если Татьяна …, то Ольга …

· В то время, когда Печорин …, Онегин …

· Пока Молчалин …, Чацкий …

Как присоединяются буквенные подпункты:

· Речь о Татьяне.

А Ольга в это время …

· Речь об Ольге.

Татьяна же …

· Не таков Молчалин

· Совсем иначе ведёт себя в такой ситуации Чацкий

Как присоединяются цифровые подпункты:

· По-разному герои проявляют себя и в сфере чувств.

· Воспитывались герои по-разному.

· Нет ничего общего между героями и в …