Синтаксические конструкции

Эмоционально-оценочного характера Аналитические Введение цитат
Безвольный и робкий муж… Никто в доме не может слова сказать, шагу ступить… По всякому поводу и без повода… Она убеждена, что… Эти люди видны, как на ладони… Не родственные чувства заставили Простакову…, не заботливость вызывает её желание… …хочет осуществить свой план Конец 18 века – время назревших противоречий, показавшее… Фонвизин решает проблему… От крепостного права страдают не только подневольные люди, но и … Идеалы героев отчётливо видны в том, … Автор замечает, что… Он говорит: … … и только слышит в свой адрес: … … слышит лишь одно: …

 

Памятка для проверки сочинения.

1. Проверьте сначала содержание сочинения:

· Соблюдены ли пропорции В+З=1/3Vсоч?

· Есть ли связь между абзацами? Если нет, то вставьте «мостики» - переходы.

· Все ли тезисы сочинения доказаны? Если нет, то докажите примерами и цитатами из текста. Если цитата длинная, её лучше пересказать.

· Есть ли повторы и тавтологии? Если есть, то их надо заменить синонимами или местоимениями.

· Не сбились ли вы на пересказ? Если да, сократите.

· Нет ли ухода от темы? Если есть, уберите лишнее.

2. проверьте пунктуацию и грамматику. Для этого прочитайте сочинение сверху вниз.

3. проверьте орфографию. Для этого прочитайте сочинение снизу вверх по слогам, вдумываясь в каждую орфограмму.

 

Занятие №14. Составление планов характеристик одного литературного героя.

Сегодня мы попытаемся провести подготовительную работу к написанию сочинения «Татьяна Ларина – «милый идеал» А. С. Пушкина».

· С чего начинается работа над темой?

· Найдите ключевое слово темы.

· Дайте толкование этому слову.

· Какое слово в теме говорит о тональности (настроении), в котором должна быть выдержана вся работа?

· Сформулируйте задачу темы.

· Сформулируйте основной тезис сочинения.

· Какой тип вступления лучше всего выбрать?

· Озаглавьте его.

· Каким из трёх путей характеристики можно пойти?

· Какие черты привлекают поэта в Татьяне? Запишите эти черты в столбик. Распределите их в логической последовательности. Это будут арабские подпункты.

· К каждому подпункту подберите аргументы из текста. Положите закладки в текст. Внесите аргументы-иллюстрации в план в виде буквенных подпунктов.

· Попробуйте сформулировать вывод-заключение.

 

Примерный план.

1. Роман А. С. Пушкина – «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».

2. Татьяна Ларина – героиня романа, наделённая, по мысли Автора, идеальными чертами.

А) Отсутствие внешней привлекательности и красота души.

Б) Отличие Татьяны от барышень того времени:

· Одиночество. Единственно близкий человек – няня, что говорит о народности воспитания героини

· Глубокая одухотворённость, погружённость в себя, выразившиеся в неприятии детских игр, забав, времяпрепровождения (не играет в куклы, не вышивает, «играть и бегать не хотела», «любила на балконе предупреждать зари восход», любовь к «страшным рассказам» и вера в «преданья простонародной старины»)

В) Мечтательность, романтичность, почерпнутые из французских романов

· Воображает себя героиней романов

· Экзальтированность чувств, проявленная в письме

Г) Самоотверженность, смелость, искренность, проявленные Татьяной в любви к Онегину

· Стремление понять себя, сопоставить свои чувства с чувствами няни

· Несмотря на романтизм, экзальтированность, «Татьяна любит не шутя».

· Глубина переживаний героини (гл. 4 строфа 24)

· Стремление познать и понять возлюбленного, проявившиеся в посещении его обители

Д) Любовь Татьяны к природе – ещё одна черта, которая роднит её с Пушкиным (гл. 7 строфа 29)

Е) Умение видеть пошлость, пустоту высшего света, глубина ума Татьяны, отсутствие кокетства, стремление к простоте (гл.7 строфы38, 43)

Ж) Простота и безыскусность – те качества героини, которыми любуется Пушкин (гл. 8 строфы 14, 28)

З) Верность данному слову, преданность мужу, твёрдость (гл. 8 строфа 33)

3.Татьяна Ларина – эталон женственности и верности, истинно народный русский характер, который не перестанет восхищать читателей.

Задания

1. Подберите к данному плану иллюстрации, цитатный материал. Дополните план буквенными подпунктами.