Синтаксические конструкции
Эмоционально-оценочного характера | Аналитические | Введение цитат |
Безвольный и робкий муж… Никто в доме не может слова сказать, шагу ступить… По всякому поводу и без повода… Она убеждена, что… Эти люди видны, как на ладони… Не родственные чувства заставили Простакову…, не заботливость вызывает её желание… …хочет осуществить свой план | Конец 18 века – время назревших противоречий, показавшее… Фонвизин решает проблему… От крепостного права страдают не только подневольные люди, но и … Идеалы героев отчётливо видны в том, … | Автор замечает, что… Он говорит: … … и только слышит в свой адрес: … … слышит лишь одно: … |
Памятка для проверки сочинения.
1. Проверьте сначала содержание сочинения:
· Соблюдены ли пропорции В+З=1/3Vсоч?
· Есть ли связь между абзацами? Если нет, то вставьте «мостики» - переходы.
· Все ли тезисы сочинения доказаны? Если нет, то докажите примерами и цитатами из текста. Если цитата длинная, её лучше пересказать.
· Есть ли повторы и тавтологии? Если есть, то их надо заменить синонимами или местоимениями.
· Не сбились ли вы на пересказ? Если да, сократите.
· Нет ли ухода от темы? Если есть, уберите лишнее.
2. проверьте пунктуацию и грамматику. Для этого прочитайте сочинение сверху вниз.
3. проверьте орфографию. Для этого прочитайте сочинение снизу вверх по слогам, вдумываясь в каждую орфограмму.
Занятие №14. Составление планов характеристик одного литературного героя.
Сегодня мы попытаемся провести подготовительную работу к написанию сочинения «Татьяна Ларина – «милый идеал» А. С. Пушкина».
· С чего начинается работа над темой?
· Найдите ключевое слово темы.
· Дайте толкование этому слову.
· Какое слово в теме говорит о тональности (настроении), в котором должна быть выдержана вся работа?
· Сформулируйте задачу темы.
· Сформулируйте основной тезис сочинения.
· Какой тип вступления лучше всего выбрать?
· Озаглавьте его.
· Каким из трёх путей характеристики можно пойти?
· Какие черты привлекают поэта в Татьяне? Запишите эти черты в столбик. Распределите их в логической последовательности. Это будут арабские подпункты.
· К каждому подпункту подберите аргументы из текста. Положите закладки в текст. Внесите аргументы-иллюстрации в план в виде буквенных подпунктов.
· Попробуйте сформулировать вывод-заключение.
Примерный план.
1. Роман А. С. Пушкина – «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».
2. Татьяна Ларина – героиня романа, наделённая, по мысли Автора, идеальными чертами.
А) Отсутствие внешней привлекательности и красота души.
Б) Отличие Татьяны от барышень того времени:
· Одиночество. Единственно близкий человек – няня, что говорит о народности воспитания героини
· Глубокая одухотворённость, погружённость в себя, выразившиеся в неприятии детских игр, забав, времяпрепровождения (не играет в куклы, не вышивает, «играть и бегать не хотела», «любила на балконе предупреждать зари восход», любовь к «страшным рассказам» и вера в «преданья простонародной старины»)
В) Мечтательность, романтичность, почерпнутые из французских романов
· Воображает себя героиней романов
· Экзальтированность чувств, проявленная в письме
Г) Самоотверженность, смелость, искренность, проявленные Татьяной в любви к Онегину
· Стремление понять себя, сопоставить свои чувства с чувствами няни
· Несмотря на романтизм, экзальтированность, «Татьяна любит не шутя».
· Глубина переживаний героини (гл. 4 строфа 24)
· Стремление познать и понять возлюбленного, проявившиеся в посещении его обители
Д) Любовь Татьяны к природе – ещё одна черта, которая роднит её с Пушкиным (гл. 7 строфа 29)
Е) Умение видеть пошлость, пустоту высшего света, глубина ума Татьяны, отсутствие кокетства, стремление к простоте (гл.7 строфы38, 43)
Ж) Простота и безыскусность – те качества героини, которыми любуется Пушкин (гл. 8 строфы 14, 28)
З) Верность данному слову, преданность мужу, твёрдость (гл. 8 строфа 33)
3.Татьяна Ларина – эталон женственности и верности, истинно народный русский характер, который не перестанет восхищать читателей.
Задания
1. Подберите к данному плану иллюстрации, цитатный материал. Дополните план буквенными подпунктами.