Межгрупповые организационные конфликты.
В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы (малые, средние или микрогруппы). В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). В этом состоит одна из существенных особенностей таких конфликтов.
В процессе управления межгрупповыми конфликтами важно учитывать их особенности.
Следует определять специфику межгруппового конфликта по содержанию некоторых его структурных элементов. В частности, при анализе такого конфликта важно учитывать субъективное содержание образа конфликтной ситуации, который носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. “Мы — они”: “мы” — хорошие, “они” — плохие; “мы” болеем за общее дело, а “они” — эгоисты, саботажники, “их” волнуют только собственные интересы, а на дело им наплевать. Каждая из сторон в межгрупповом конфликте использует это противостояние для собственного сплочения, получая ощутимый психологический выигрыш от сознания собственной правоты на фоне “очевидной” неправоты другой стороны.
Межгрупповые конфликты отличаются и по формам, в которых они проявляются и протекают. Такими формами являются:
· собрания, совещания, митинги групп;
· забастовки;
· встречи лидеров;
· дискуссии;
· переговоры и т.д.
Межгрупповые конфликты в организациях могут возникать как между структурными подразделениями, так и между группами сотрудников одного подразделения.
5.3.1 Возможные причины межгрупповых конфликтов в организации. [32]
В процессе своей деятельности каждая группа входит, по крайней мере, в частичный конфликт с каждой другой группой, с которой она взаимодействует. Существуют четыре фактора, которые наиболее существенно влияют на возникновение и развитие группового конфликта: взаимозависимость в работе, различие целей, различия в восприятии и увеличивающаяся потребность в квалифицированных специалистах.
1. Взаимозависимость в работе.
Взаимозависимость в ходе работы возникает в тех случаях, когда две (или более) группы, входящие в состав организации, зависят друг от друга в ходе выполнения своих заданий. В таких ситуациях вероятность возникновения потенциальных конфликтов оказывается достаточно высокой. Существует три различных типа взаимозависимости между рабочими группами.
Пуловая взаимозависимость.
Пуловая взаимозависимость не требует какого-либо прямого взаимодействия между рабочими группами, поскольку каждая группа фактически функционирует независимо. Однако пуловая результативность и успех деятельности всей организации определяются эффективностью работы каждой группы.
Последовательная взаимозависимость.
Последовательная взаимозависимость требует, чтобы одна группа завершила выполнение своего задания прежде, чем другая группа сможет выполнить свое. Таким образом, задания выполняются в последовательном порядке.
При таких обстоятельствах, при которых «выход» одной группы служит «входом» для деятельности другой, возможность возникновения межгруппового конфликта будет более вероятна.
Соответственная взаимозависимость.
Соответственная взаимозависимость - взаимозависимость, требующая, чтобы «выход» каждой группы служил «входом» для других групп, тем самым создающая базу для возникновения высокого уровня конфликта.
2. Различия в целях.
По мере углубления специализации отдельных подразделений организации они часто начинают преследовать различные цели.
Ограниченность ресурсов.
При распределении ограниченных ресурсов степень взаимозависимости резко увеличивается, и любые различия целей отдельных групп становятся более очевидными.
Структура системы поощрений.
Межгрупповой конфликт скорее может возникнуть в тех случаях, когда система поощрений предусматривает вознаграждение результативности каждой отдельной группы, а не результативности всей организации как единого целого. Возможности для развития конфликта возрастают еще больше, если за распределение поощрений отвечает преимущественно одна группа.
3. Различия в восприятии.
Различия в целях могут сопровождаться и различиями в восприятии действительности; разногласия в том, что представляют собой составляющие реальной деятельности, могут привести к возникновению конфликта.
Различные цели.
Различия в групповых целях можно воспринимать как совершенно очевидный фактор, приводящий к различию в восприятиях.
Различные временные горизонты.
Временные перспективы также оказывают влияние на восприятие реальности отдельными группами. Недостаток времени оказывает влияние на приоритеты и иерархию целей, преследуемых различными группами.
Несоответствие статуса.
Как правило, в рамках одной организации существует не один абсолютный стандартный статус, а несколько различных стандартов. Результатом этого является наличие достаточно большого количества иерархий статуса различных групп, которые возникают и встречаются довольно часто, что, несомненно, оказывает влияние на восприятие действительности.
Неверное восприятие.
Неверное восприятие событий и фактов приводит к возникновению у одной группы стереореотипного восприятия других групп. Несмотря на то, что различия между отдельными группами в действительности могут оказаться довольно незначительными, каждая группа стремиться их преувеличить.
Конфликты, возникающие между штатными специалистами и административно-управленческим персоналом, возможно, встречаются наиболее часто. Административный персонал и специалисты рассматривают друг друга и оценивают свои роди в организации с различных позиции.
Наиболее общие случаи, способствующие
возникновению конфликтов между специалистами
и административно-управленческим персоналом [9] Таблица 4.
Предполагаемое вмешательство в функции административно-управленческого персонала | Менеджеры-управленцы опасаются, что специалисты начнут выполнять их функции, тем самым, покушаясь на их властные полномочия. В результате специалисты часто жалуются, что управленцы не используют их в полную силу и не привлекают их к процессу принятия каких-либо (в том числе даже технических) решений |
Социальные и физические различия | Довольно часто отношения между специалистами и управленцами осложняются наличием значительной существующей между ними разницы в возрасте, уровне и специфике образования, манере одеваться и поведении. Во многих случаях специалисты моложе управленцев и характеризуются более высоким уровнем образования и профессиональной подготовки в конкретной области деятельности |
Зависимость управленцев от профессиональных знаний специалистов | Поскольку управленцы часто не обладают техническими знаниями, необходимыми для успешного руководства своими подразделениями, они вынуждены зависеть от специалистов. Образующийся в результате этого разрыв между уровнем знаний и уровнем власти может оказаться еще шире, если специалист в иерархической структуре организации занимает более низкое место, чем менеджер-управленец, что чаще всего и встречается на практике. В результате специалисты часто жалуются, что управленцы сопротивляются внедрению новых идей |
Различная лояльность | Отношения между специалистами и менеджерами-управленцами часто осложняются из-за различного понимания понятия «лояльность». Специалист может быть лояльным по отношению к своей области знания, в то время как менеджер-управленец может быть лояльным по отношению к организации. Так, сотрудник научно-производственного отдела может прежде всего считать себя химиком, а лишь затем — сотрудником организации. Лояльность же менеджера, управляющего производством, в первую очередь может распространяться на организацию. В тех случаях, когда лояльность по отношению к какой-либо из функций или отрасли знаний превышает лояльность по отношению к организации как единому целому, вероятность возникновения конфликтов резко увеличивается |