Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности
В своей деятельности социальный педагог руководствуется:
- Конституцией РФ;
- Декларацией прав и свобод человека;
- решениями Правительства Российской Федерации;
- Законом РФ "Об образовании";
- Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
- Типовым положением о детских дошкольных учреждениях;
- Уставом ДОУ;
- локальными правовыми актами дошкольного учреждения;
- Правилами внутреннего распорядка ДОУ;
- Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- настоящей инструкцией и трудовым договором (контрактом).
Социальный педагог должен знать:
- нормативно-правовую базу деятельности (законы, подзаконные акты, постановления, распоряжения, инструкции, социально-правовые и социально-экономические основы деятельности социального педагога в системе учреждении, оказывающих помощь ребенку)
- теорию социальной педагогики и психологии; возрастную психологию, изучающую личность ребенка, его духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение, особенности развития психических функций; социологию; основы дошкольной педагогики и психологии;
Социальный педагог обязан соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка.
Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания. Международный уровень нормативно-правовых основ социально-педагогической
деятельности представлен, прежде всего, Конвенцией ООН о правах ребенка (1989).
Конвенция — международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу.
Данный документ, в своем роде единственный, охватываетширокий круг вопросов, касающихся законных прав и условийсуществования детей. Основная цель Конвенции состоит в максимальнойзащите интересов ребенка.
Исходными являются следующие положения Конвенции:
· несовершеннолетние, ввиду умственной и физической незрелости, имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;
· вместе с тем они не только объекты воздействия воспитателей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели целого комплекса прав и возможностей;
· в решении всех вопросов, связанных с интересами несовершеннолетних, любыми учреждениями приоритет отдается этим интересам;
· семья рассматривается как основная ячейка общества, естественная среда для развития и благополучия детей и обеспечивается защитой и заботой с тем, чтобы она могла полностью реализовать свои обязанности в обществе;
· целью воспитания является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе идеалов, провозглашенных ООН (мир,достоинство, терпимость, свобода, равенство, солидарность и др.),
· традиций и культурных ценностей каждого народа;
· должно проявляться особое внимание к несовершеннолетним, находящимся в трудных (неблагополучных) условия
41 Социально-педагогические положения в нормативно-правовых документах федерального уровня.