Общие положения.

1.1. Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности социаль­ного педагога в образовательном учреждении.

1.2. Главной целью Этического кодекса является уста­новление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной де­ятельности социального педагога. Кодекс служит ему ориентиром при планировании и организации работы:

ü решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

ü защиту законных прав людей, с которыми соци­альные педагоги вступают в профессиональное взаи­модействие;

ü сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;

ü укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитан­ников, родителей и педагогической общественности.

2. Основными этическими принципами деятельнос­ти социального педагога являются:

ü принцип конфиденциальности и информированно­сти клиента;

ü принцип компетентности (от­ветственность за выбор процедур и методов работы с клиентом);

ü принцип ответственности (ответственность за собственные высказывания, ребенок не достиг 16-летнего возра­ста, согласие на его участие в психологических процеду­рах должны дать родители, не­сет ответственность за последствия выбранного и ис­пользованного им вмешательства, несет ответственность за со­блюдение кодекса);

ü принцип этической и юридической правомочности (иссле­дования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к прове­дению социально-педагогической деятельности, руководствуется нормами Кодекса, Нормы данного Кодекса распространяются толь­ко на профессиональные отношения социального пе­дагога с клиентом);

ü принцип квалифицированной пропаганды социаль­ной педагогики (следует избегать избыточной информа­ции, раскрывающей суть профессиональных методов его работы, воздержи­ваться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от его професси­ональной деятельности );

ü принцип благополучия клиента (ориентируется на благополучие клиента, приоритетны­ми объявляются права и интересы ребенка, придерживается доброжела­тельного и безоценочного отношения к клиенту, должен допускать дискриминации кли­ентов);

ü принцип профессиональной кооперации (обязан проявлять уважение к другим спе­циалистам и методам их работы, воздерживается от публич­ных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег).

Данные принципы согласуются с профессиональны­ми стандартами, принятыми в работе социальных пе­дагогов в международном сообществе..

 

39 Инфраструктура социально-педагогической деятельности.

Социальная инфраструктура — совокупность органов и учреждений, материальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающая удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Она является внешней по отношению к социальной деятельности системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса. С одной стороны, социальная инфраструктура включает в себя высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерства), уровень региональных органов, муниципальные органы и учреждения.

Неотъемлемой частью социальной инфраструктуры, возникшей и активно развивающейся в последние годы, являются не правительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.).

Содержание социально-педагогической деятельности в Рос­сии определено в документах разных уровней.

1. Международный уровень.

а) Декларация прав ребенка (1959);

б) минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пе­кинские правила) (1985);

в) Конвенция о правах ребенка (1989);

г) Всемирная декларация об обеспечении выживания, за­щиты и развития детей (1990).

2. Федеральный уровень.

а) Законы "Об образовании" (1992), Семейный кодекс РФ (1996), "О дополнительных гарантиях по социальной поддерж­ке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (1996), "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Фе­дерации" (1998), "Об основах системы профилактики безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних" (1999);

б) указы и распоряжения Президента РФ, например "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (1992);

в) постановления Правительства РФ — "О правительствен­ной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав".

г) федеральные программы: "Дети России", "Молодежь России".

3. Региональный уровень (например):

а) Закон "О правах ребенка" (Псковская область);

б) Закон "О защите прав ребенка" (Свердловская область).

Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь включает:

· учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и др.),

· учреждения и службы специализированных учреждений (дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в развитии, биржи труда и др.)

· социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки)

· службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.)

· валеологические и физкультурно-оздоровительные службы, службы здравоохранения (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому),

· социальные службы предприятий, организаций, учреждений и их общежитий; коммерческих структур, творческих общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций, юстиции, правоохранительных и административно-территориальных органов; а также частная практика.

 

40 Социально-педагогические положения в нормативно-правовых документах международного уровня.