Общие положения.
1.1. Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении.
1.2. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности социального педагога. Кодекс служит ему ориентиром при планировании и организации работы:
ü решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
ü защиту законных прав людей, с которыми социальные педагоги вступают в профессиональное взаимодействие;
ü сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;
ü укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
2. Основными этическими принципами деятельности социального педагога являются:
ü принцип конфиденциальности и информированности клиента;
ü принцип компетентности (ответственность за выбор процедур и методов работы с клиентом);
ü принцип ответственности (ответственность за собственные высказывания, ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители, несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства, несет ответственность за соблюдение кодекса);
ü принцип этической и юридической правомочности (исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению социально-педагогической деятельности, руководствуется нормами Кодекса, Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения социального педагога с клиентом);
ü принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики (следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы, воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от его профессиональной деятельности );
ü принцип благополучия клиента (ориентируется на благополучие клиента, приоритетными объявляются права и интересы ребенка, придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту, должен допускать дискриминации клиентов);
ü принцип профессиональной кооперации (обязан проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы, воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег).
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе социальных педагогов в международном сообществе..
39 Инфраструктура социально-педагогической деятельности.
Социальная инфраструктура — совокупность органов и учреждений, материальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающая удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Она является внешней по отношению к социальной деятельности системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса. С одной стороны, социальная инфраструктура включает в себя высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерства), уровень региональных органов, муниципальные органы и учреждения.
Неотъемлемой частью социальной инфраструктуры, возникшей и активно развивающейся в последние годы, являются не правительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.).
Содержание социально-педагогической деятельности в России определено в документах разных уровней.
1. Международный уровень.
а) Декларация прав ребенка (1959);
б) минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985);
в) Конвенция о правах ребенка (1989);
г) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
2. Федеральный уровень.
а) Законы "Об образовании" (1992), Семейный кодекс РФ (1996), "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (1996), "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998), "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999);
б) указы и распоряжения Президента РФ, например "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (1992);
в) постановления Правительства РФ — "О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав".
г) федеральные программы: "Дети России", "Молодежь России".
3. Региональный уровень (например):
а) Закон "О правах ребенка" (Псковская область);
б) Закон "О защите прав ребенка" (Свердловская область).
Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь включает:
· учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и др.),
· учреждения и службы специализированных учреждений (дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в развитии, биржи труда и др.)
· социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки)
· службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.)
· валеологические и физкультурно-оздоровительные службы, службы здравоохранения (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому),
· социальные службы предприятий, организаций, учреждений и их общежитий; коммерческих структур, творческих общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций, юстиции, правоохранительных и административно-территориальных органов; а также частная практика.
40 Социально-педагогические положения в нормативно-правовых документах международного уровня.