Таким образом, можно считать, что развитие - общий процесс становления человека; социализация - развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.
Воспитание же можно рассматривать как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.
1. Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело с семейным, или частным, воспитанием, которое - объект семейной педагогики.
2. Воспитание осуществляется религиозными организациями. В этом случае мы имеем дело с религиозным, или конфессиональным, воспитанием; оно - объект конфессиональной педагогики.
3. Воспитание осуществляется обществом и государством в создаваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным, или общественным, воспитанием, которое и является объектом изучения социальной педагогики.
4. Воспитание осуществляется в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным, или контрсоциальным, воспитанием.
Поскольку социальное воспитание лишь составная часть процесса социализации, социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т.е. рассматривает, какие социальные обстоятельства влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания, какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и другие факторы.
Социальное воспитание — целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации
Задачи социального воспитания:
1. Оказание помощи ребенку в успешном и эффективном прохождении процесса социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции.
2. Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка.
3. Защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.
4. Охрана здоровья ребенка, организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности.
5. Помощь детям и подросткам в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни.
Результатом социального воспитания личности является воспитанность ребенка (подростка). Воспитанность — это результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихийной социализации. Однако социальное воспитание может осуществляться на разной ценностной основе.
Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общественные явления и факты реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и 14.1личности. В более узком смысле — это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.
Гуманистические ценности в современном образовании условно можно разделить на две группы (как это было предложено Н.Б. Крыловой):
1. "Ценности добродетели" — базовые ценности, составляющие содержание нравственной культуры, основу личностных нравственных качеств. альтруизм (направленность на интересы других) другодоминантность (стремление к сотрудничеству с другим) толерантность, эмпатия (сочувствие, сострадание другому, готовность прийти к нему на помощь).
2. "Ценности жизнедеятельности" составляют мотивационную основу социального поведения и творческой активности, включают нормы и эталоны должного. Самореализация (стремление наиболее полно проявить свои способности в жизни), свобода (возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки..), интерес (форма проявления потребностей), взаимопонимание), сотрудничество, поддержка (помощь ребенку в раскрытии своей индивидуальности и решении жизненных проблем).
Направления социального воспитания
Физическое воспитание воспитание культуры питания, и гигиены тела. Поддержание тела в нормальном состоянии требует выполнения правил, выработки положительных привычек…В процессе физического воспитания дети учатся совместно играть, чувствовать другого, сопереживать и т. д.
Социокультурное воспитание создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных и иных социальных способностей.
В основе нравственного воспитания ребенка лежит формирование нравственных убеждений — знаний, бесспорных для человека, в истинности которых он уверен, которые проявляются в поведении человека и становятся его руководством к действию. Следующим элементом нравственного воспитания является формирование нравственного поведения и нравственных чувств.
Умственное воспитание — процесс по развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности ребенка с целью формирования созидательного и творческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремящегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей. Воспитание ума: 1.мотивация к учению, 2.расширение кругозора и познавательной активности детей 3.систематизация полученных знаний.
Воспитание жизненной активности. Важнейшими способами развития человека, его сознания являются процессы познания мира и самопознание, творчество, деятельность, общение. В творчестве, например, важным элементом являются фантазии ребенка.
Для творчества необходимы познавательный интерес ребенка, оптимизм, воля (волевые качества), усердие. Особое значение приобретает развитие волевых качеств личности: инициативности, самостоятельности, решительности, настойчивости, а также самоконтроля (контроль за собственными действиями и поступками) и др.
Социальный педагог оказав помощь ребенку в решении его проблем, важно поддержать его в построении перспектив своего развития; необходимо осуществлять воспитательную деятельность с учетом тех направлений, которые были заявлены выше.
Принцип природосообразности взаимосвязь естественных природных и социальных процессов
Принцип культуросообразности – организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур
Принцип центрации социального воспитания на развитие личности - воспитание должно быть направлено на помощь в социальном становлении, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.
Принцип дополнительности предполагает подход к социальному развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др.,
принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей.
36 Профессиональный стандарт педагога.
Социальный педагог – организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие со взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи.
return false">ссылка скрытаВ зависимости от профиля, специализации местом работы социального педагога могут быть:
дома и микрорайоны;
социально-педагогические службы образовательных учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов);
социальные службы специализированных учреждений ;
социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;
службы муниципальных органов (социально-педагогических, культурно-спортивных комплексов, центров социальной педагогики и социальной работы, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи на дому);
службы досуга и культурной анимации ;
валеологические и медицинские службы ;
частная практика.
Социальный педагог призван способствовать развитию (саморазвитию) личности, созданию благоприятных условий, психологического комфорта, обеспечивать консолидацию всех сил и возможностей общества применительно к конкретному ребенку (взрослому), развивая его активность как субъекта воспитательного процесса.
37 Квалификационная характеристика социального педагога.
В центре внимания соц.педагога находится процесс социализации, успешная интеграция в общество. Соц.педагог по своему проф.назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду.
Соц.роли:
· посредник (между личностью и соц.службами),
· защитник (прав личности),
· участник совмест. д-ти (Побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы),
· дух. наставник (Соц. патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме),
· соц.терапевт (Содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций),
· эксперт (Отстаивание прав, определение методов допустимого компетентного пед. вмешательства в решение его проблемы).
Выделяют следующие функции социального педагога.
Образовательно-воспитательная. Он обеспечивает целенаправленное пед.влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно использовать в восп.процессе средства и возможности соц.институтов, возможности личности как активного субъекта восп.процесса.
Диагностическая. Он изучает медико-психол. и возрастные особенности, способности человека, проникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.
Организаторская. Организует соц-пед. деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, проф.ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие мед, образов., культурных, спортивных, правовых учреждений в соц-пед. работе.
Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса соц. развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, занимающихся соц.работой.
Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая. Учитывает и приводит в действие соц- правовые, юрид. и психолог. механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социально- терапевтической помощи нуждающимся.
Организационно-коммуникативная. Способствует включению добровольных помощников в соц-пед. работу, деловые и личностные контакты, налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.
Охранно-защитная. Использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер гос. принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
38 Этический кодекс педагога.