ГЛОССАРИЙ

Абстракция – мысленное отвлечение от ряда свойств предмета.

Агностицизм – философское учение, утверждающее непознаваемость мира.

Аксиология – раздел философии, занимающийся теорией ценностей.

Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бесконечном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага своими интересами; противоположен эгоизму.

Анимизм –верование в душу и духов, будто бы влияющих на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира.

Антисциентизм – направление в философской мысли, рассматривающее науку как причину глобальных проблем человечества и природы, критически оценивающее возможность познания мира исключительно научными методами.

Антропогенез – процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

Антропоцентризм – утверждение человека в качестве высшей цели и ценности мироздания, подчеркивание его исключительности, избранности, всемогущества, приоритета по отношению ко всему миру.

Априори – независимость знания, представления от опыта.

Атрибут – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.

Аскетизм – образ жизни, который характеризуется предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, отказ от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала.

Атеизм – система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное (духов, богов, загробную жизнь); отрицание религии.

Бытие – философское понятие, обозначающее наличие явлений и предметов-самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект.

Волюнтаризм – направление философии, признающее волю как первооснову всего сущего.

Время – форма бытия материи, характеризующаяся длительностью существования всех объектов и последующие смены состояний.

Гедонизм – философское и этическое учение, рассматривающее чувственную радость, наслаждение как мотив, цель или доказательство нравственного поведения, сводящее к удовольствию все многообразие моральных требований.

Гелиоцентризм – утверждение о том, что центром Вселенной является не Земля (геоцентризм), а Солнце, в то время как Земля лишь одна из планет, подобных которой в мире существует бесчисленное множество.

Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов, смысл которых неясен вследствие древности или неполной сохранности.

Гилозоизм – учение, которое приписывает способность ощущения и мышления всем формам материи.

Гипотеза – теоретическое предположение, сформулированное на основе ряда фактов, имеющее вероятностный характер и нуждающееся в доказательстве, в ходе которого она превращается в истинную теорию или становится заблуждением.

Гносеология – раздел философии, изучающий универсальные основания и принципы познавательной деятельности.

Гуманизм - система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье.

Движение– (в широком смысле) всякое изменение.

Детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.

Диалектика– философская теория, считающая внутреннюю противоречивость сущего источником всякого движения и развития.

Дуализм – философская теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала.

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений, высказываний познаваемому объекту, знания – действительному положению дел.

Закон – существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь явлений.

Идеализм – философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального. Объективный идеализм – направление идеализма, принимающий за основу действительности личностный или безличностный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание.Субъективный идеализм - направление идеализма, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека.

Идеология – система идей, выражающая интересы и идеалы какой – либо социальной группы или класса.

Имманентное – понятие, означающее внутренне присущее предмету, явлению то или иное свойство.

Индетерминизм – учение, отрицающее всеобщий характер причинности (в крайней форме – отрицание причинности вообще).

Иррационализм– философская концепция, отрицающая возможность разумного познания действительности или существенным образом ограничивающая такую возможность.

Истина – адекватное отражение действительности субъектом.

Историзм – один из ведущих методологических принципов философии, ориентирующий на изучение явлений в процессе их возникновения, становления и развития.

Категории – наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления.

Креационизм – учение о сотворении мира высшей силой (Богом).

Культура– все виды и технологии преобразовательной деятельности в совокупности с результатами; выражение и воспроизводство сущностных сил человека, всеобщий способ, технология деятельности.

Материализм – философское направление, противоположное идеализму в решении основного вопроса философии. Материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве.

Материя - «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[1].

Метафизика – 1. метафизика тождественна философии, т.е. наука о всеобщем, первым прообразом которой было учение Аристотеля о высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук. Такое значение метафизики употреблял М. Хайдеггер. 2. Метафизика тождественна онтологии, т.е. учению о бытии как таковом независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики (распространение в XVII в., когда метафизика в данном ее значении была тесно связана с естественнонаучным и гуманитарным знанием (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.)). 3. Метафизика – определенный философский способ мышления (познания) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Сущность метафизики в таком значении – односторонность, абсолютизация одной стороны.

Метод – совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная функция – организация и регуляция деятельности, как познавательной, так и практической.

Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.

Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало.

Мышление – опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Натурфилософия – умозрительное истолкование природы, рассматриваемое в ее целостности.

Наука – специфическая форма духовной деятельности человека, обеспечивающая получение нового достоверного знания, вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного процесса.

Общественно-экономическая формация – исторически определённая ступень развития общества, сущность которой составляет совокупность сложившихся производственных отношений, общество в целом на данном, конкретном этапе развития.

Общество – общность человеческих индивидов, объединенных совместной целенаправленной деятельностью и системой отношений, возникающих из совместной деятельности; исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, как обособленной части природного мира.

Онтология– учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающей фундаментальные принципы бытия.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух направлений в философии – материализму или идеализму.

Пантеизм - философское и религиозное учение о боге и мире, объединяющее их в единое целое.

Познание – категория, описывающая процесс получения любых знаний путём повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром.

Практика– чувственно–предметная деятельность людей, направленная на преобразование действительности.

Пространство – форма бытия материи, которая выражает ее протяженность, структурность, взаимодействие.

Развитие – качественное изменение материальных и идеальных объектов, изменение от низшего к высшему, от старого к новому, от простого к сложному.

Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании.

Редукционизм – методологических принцип, согласно которому возможно осуществление полного сведения высших форм и явлений к низшим.

Рефлексия– (от лат.: обращение назад) способность человеческого мышления к критическому анализу. Философская рефлексия - размышления о предельных основаниях культуры и о смысле человеческого существования.

Секуляризация – выведение всех сфер культуры из-под контроля религии.

Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочно целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в самоконтролируемом поведении человека.

Солипсизм – направление в философии, согласно которому существует только человек и его сознание, а объективный мир, в том числе и люди, существует лишь в сознании индивида.

Социализация – усвоение индивидом социальных норм и культурных ценностей.

Способ материального производства – конкретно–историческое единство производительных сил и производственных отношений, образующее основу общественно-экономической формации.

Субстанция – (от лат.: сущность) то, что лежит в основе всего; что существует благодаря самому себе и в самом себе; предельное основание; материальный субстрат и первооснова изменений вещей. Объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание. В категории субстанции зафиксирована идея абсолютного начала, первоосновы, которая для своего обоснования не требует ничего другого.

Сущее– категория онтологии, употребляющееся для обозначения как для всей совокупности предметов и явлений, так и каждой отдельной вещи, иногда - как нечто, противоположное бытию.

Существование – философская категория, выражающая одно из фундаментальных свойств бытия. Во многих учениях - синоним бытия. В схоластике и др.- как противоположное сущности, отделяется также от сущего (определенное бытие).

Сущность – совокупность таких свойств предмета, без которых он неспособен существовать и которые определяют все остальные его свойства.

Телеология – философско-мировоззренческая концепция наличия в мире объективных внечеловеческих, (сверхъестественных) целей и целесообразности.

Теоцентризм – учение о том, что единственной подлинной реальностью, высшим благом, является Бог.

Трансцендентное– выходящее за пределы, непостижимое.

Управление – функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию её программы, цели.

Фатализм – мировоззренческая концепция изначальной предопределённости всех процессов в мире, вера в судьбу.

Философия – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.

Ценности – специфически социальные определения объектов, выявляющие их значение для человека и общества.

Цивилизация – совокупность материальных и духовных достижений общества.

Экзистенция – способ бытия (существования) человеческой личности.

Эклектика – соединение различных, иногда противоположных теоретических посылок, взглядов, ценностных суждений.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт доминирующим источником знаний, основой познания (на самом деле основа познания – практика).

Эмпирическое– основанный на опыте, опирающийся на реальные факты.

Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в человеческой деятельности. Форма бытия сознания.