Понятие о «золотой пропорции»

 

Золотая пропорция – это одно из основных понятий в искусстве, которое используется художниками с давних времен и соответствует понятиям красоты и гармонии. Начиная работу над гобеленом, для того, чтобы создать гармоничное, по композиции, цвету и красоте произведение, необходимо учесть знания и опыт, накопленные в этой области веками.

Понятие «красота» не лишено практической ценности, материальности, очевидной полезности и играет существенную роль в жизни людей. С древних времен до наших дней не прекращаются исследования этого философского критерия гармонии. Человек издавна стремится окружить себя красивыми вещами. Рассмотрим в качестве примера предметы текстиля, которые использовались в быту жителей древности. Уже тогда создатели этих предметов преследовали не только утилитарную цель – служить источником тепла или защищать от ненастья, но и одновременно стремились придавать этим предметам красивые формы, украшать их орнаментом, цветом. Некоторые предметы быта постепенно теряли свое утилитарное назначение и становились украшениями.

Но люди не только создавали красивые предметы, не только любовались ими, они все чаще спрашивали себя: почему этот предмет красив и нравится, а второй, очень похожий на него, не нравится. Уже в Древней Греции изучение сущности красоты сформировалось в самостоятельную отрасль науки – эстетику. Там же родилось представление о том, что основой прекрасного является гармония. Изучение прекрасного стало частью изучения гармонии природы, ее основных законов организации. Например, пифагорейцы впервые стали трактовать гармонию, как единство противоположностей. Они же пришли к выводу о необходимости числового выражения гармоничного соотношения частей в целом. Идеи пифагорейцев оказались чрезвычайно живучими, а изучение законов гармонии стало важной частью изучения природы. Красота и гармония стали важнейшими категориями познания мира.

Что может быть общим между понятиями красота скульптуры, красота картины, гобелена, симфонии, поэмы, костюма и так далее. Можно ли сравнить красоту храма с красотой ноктюрна? Оказывается можно, если будет открыта общая формула красоты, которая объединяет понятия прекрасного самих разных объектов. Попытки найти подобные критерии прекрасного в разных видах искусства и в природе составляют предмет эстетики. «Формул красоты» уже известно достаточно много. Уже давно в своих творениях люди отдают преимущество правильным геометрическим формам, симметричным фигурам. В пропорциях разных произведений искусства преобладают многочисленные соотношения. Но из многих пропорций, которыми издавна пользуется человек, есть одна единственная и неповторимая, имеющая уникальные свойства. Она отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равняется отношению целого к большей части.Эту пропорцию во всем мире называют по-разному: золотой, божественной, золотым сечением, золотом пропорцией.

Самые древние источники информации о золотой пропорции относятся к временам расцвета античной культуры. О ней вспоминают в своих работах великие философы Греции: Пифагор, Платон, Евклид. В эпоху итальянского Возрождения Леонардо да Винчи относил золотую пропорцию к рангу главного эстетичного принципа искусства. Лука Пачели называла золотую пропорцию божественной. Йоганн Кеплер говорил о ней, как о бессмертном сокровище.

После Кеплера понятие золотого сечения было предано забвению, и около 200 лет о нем никто не вспоминал. Лишь в 1850 г. немецкий ученый Цейзинг «открыл» его вновь.

Дать определение золотой пропорции это еще не значит ее изучить. Нужно было определить численное значение этого удивительного соотношения. Оно оказалось близким к числу 1,618. Золотая пропорция является величиной иррациональной, поэтому ее невозможно представить в виде соотношения двух целых чисел. Она отвечает простому математическому выражению вида

(1+ ): 2 = 1,6180339…

 

К такому понятию «золотая пропорция» в наибольшей степени подходит определение «формула красоты». Эта пропорция имеет наиболее четкие признаки гармонии и поэтому является господствующей в многочисленных произведениях искусства. Она знаменует собой как бы вершину эстетичных поисков художника, определенную границу гармонии природы. Но такая универсальность «формулы красоты» не делает ее простой и доступной. Многое в сущности этой константы гармониидо сих поростается неизвестным. Еще не понятно, например, почему в природе именно эта пропорция преобладает над всеми другими. Ведь золотая пропорция отвечает делению целого числа на две неравных части. Следовательно, она отвечает асимметрии. Почему же она такая привлекательна? По-видимому, в этой пропорции спрятана одна из фундаментальных тайн природы, которую еще нужно будет раскрыть.

С одной стороны «золотая пропорция» – это понятие математическое и поэтому ее изучение, прежде всего задача науки. С другой стороны «золотая пропорция» является критерием гармонии и красоты в искусстве, а это уже философские категории искусства и науки «Эстетика». В этом смысле и заключается единение науки и искусства, которые позволят создавать новые и уникальные произведения искусства.