Катерина.
- Хочет вернуть то время, когда она жила с маменькой, ходила в церковь,
слушала рассказы странниц. - Хочет летать как птица.
- Хочет жить вольно и радостно.
- Хочет быть Тихону верной женой.
- Хочет быть чистой перед Богом и людьми.
- Любит Бориса и хочет быть любима им.
- Хочет помогать бедным.
Борис
- Хочет получить бабушкино наследство, которое должен заплатить ему дядя (Дикой) при условии, что Борис будет почтителен с ним.
- Любит Катерину и мечтает об ответном чувстве.
- Хочет Катерине счастья.
- Не может жить в доме у Дикого и мечтает вернуться в Москву.
- Хочет приспособиться к нравам и обычаям города Калинова.
Кабаниха.
- Хочет, чтобы её сын Тихон и Катерина жили в любви и согласии.
- Хочет властвовать в доме безраздельно.
- Ревнует сына к Катерине и хочет сохранить на него своё влияние и, власть
над ним.
- Хочет, чтобы жизнь Тихона и Катерины соответствовала традициям и дедовским порядкам.
- Хочет счастья для своего сына.
Тихон.
1. Хочет вырваться из-под опеки матери, чтобы погулять вволю,
2. Хочет угодить матери.
3. Любит Катерину и желает ей счастья.
4. Ни о чём не хочет думать и ни за что и ни за кого не хочет отвечать.
Итак, попробуйте объяснить, кто из героев находится в конфликте друг с другом.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV
Кроме внутреннего конфликта персонажа, а также конфликта между противостоящими друг другу персонажами 8 драме, как правило, есть ещё третий уровень конфликта над личностный конфликт, в котором обнаруживается несовместимость, противоречивость каких-либо общих и одинаково важных для жизни человеческого общества ценностей: тогда столкновение личных интересов становится пьесе частью этого общего конфликта.
Все три уровня конфликта сходятся и разрешаются в пьесе тем или иным образом в одной точке в момент драматической кульминации, когда предельно обнажаются страсти, и одни герои торжествуют, а другие - терпят поражение. После кульминации совершается окончательная и необратимая перемена в судьбах главных действующих лиц, а вслед за этим изменяется и мир, в котором они живут.
В «Грозе» кульминация наступает, когда Катерина признаётся принародно в супружеской неверности (действие четвёртое, явление шестое). После этого возвращение к прежней жизни для неё уже совершенно невозможно. Кабаниха торжествует: она была права, «куда воля-то ведёт!» Но в чём же заключается третий уровень драматического конфликта в «Грозе», конфликт каких общечеловеческих ценностей открывается в этой семейной истории? Чтобы ответить на этот вопрос, можно условно разделить героев «Грозы» на две группы: старшее и младшее поколения, что-то вроде отцов и детей. К старшему поколению мы отнесли Кабаниху, Дикого, Феклушу, к младшему - Катерину, Тихона, Бориса, Варвару, Кудряша. К младшим героям пьесы мы также отнесём и Кулигина, поскольку он не принимает те правила жизни, которые стремится сохранить Кабаниха, которые естественны для Дикого и которые, наконец, оплакивает Феклуша. Реплики взяты из разных сцен.
Просмотрите их и из каждой реплики выпишите главные, ключевые слова.