Катерина.

  1. Хочет вернуть то время, когда она жила с маменькой, ходила в церковь,
    слушала рассказы странниц.
  2. Хочет летать как птица.
  3. Хочет жить вольно и радостно.
  4. Хочет быть Тихону верной женой.
  5. Хочет быть чистой перед Богом и людьми.
  6. Любит Бориса и хочет быть любима им.
  7. Хочет помогать бедным.

Борис

  1. Хочет получить бабушкино наследство, которое должен заплатить ему дядя (Дикой) при условии, что Борис будет почтителен с ним.
  2. Любит Катерину и мечтает об ответном чувстве.
  3. Хочет Катерине счастья.
  4. Не может жить в доме у Дикого и мечтает вернуться в Москву.
  5. Хочет приспособиться к нравам и обычаям города Калинова.

Кабаниха.

  1. Хочет, чтобы её сын Тихон и Катерина жили в любви и согласии.
  2. Хочет властвовать в доме безраздельно.
  3. Ревнует сына к Катерине и хочет сохранить на него своё влияние и, власть

над ним.

  1. Хочет, чтобы жизнь Тихона и Катерины соответствовала традициям и дедовским порядкам.
  2. Хочет счастья для своего сына.

Тихон.

1. Хочет вырваться из-под опеки матери, чтобы погулять вволю,

2. Хочет угодить матери.

3. Любит Катерину и желает ей счастья.

4. Ни о чём не хочет думать и ни за что и ни за кого не хочет отвечать.

 

Итак, попробуйте объяснить, кто из героев находится в конфликте друг с другом.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV

Кроме внутреннего конфликта персонажа, а также конфликта между противостоящими друг другу персонажами 8 драме, как правило, есть ещё третий уровень конфликта над личностный конфликт, в котором обнаруживается несовместимость, противоречивость каких-либо общих и одинаково важных для жизни человеческого общества ценностей: тогда столкновение личных интересов становится пьесе частью этого общего конфликта.

Все три уровня конфликта сходятся и разрешаются в пьесе тем или иным образом в одной точке в момент драматической кульминации, когда предельно обнажаются страсти, и одни герои торжествуют, а другие - терпят поражение. После кульминации совершается окончательная и необратимая перемена в судьбах главных действующих лиц, а вслед за этим изменяется и мир, в котором они живут.

В «Грозе» кульминация наступает, когда Катерина признаётся принародно в супружеской неверности (действие четвёртое, явление шестое). После этого возвращение к прежней жизни для неё уже совершенно невозможно. Кабаниха торжествует: она была права, «куда воля-то ведёт!» Но в чём же заключается третий уровень драматического конфликта в «Грозе», конфликт каких общечеловеческих ценностей открывается в этой семейной истории? Чтобы ответить на этот вопрос, можно условно разделить героев «Грозы» на две группы: старшее и младшее поколения, что-то вроде отцов и детей. К старшему поколению мы отнесли Кабаниху, Дикого, Феклушу, к младшему - Катерину, Тихона, Бориса, Варвару, Кудряша. К младшим героям пьесы мы также отнесём и Кулигина, поскольку он не принимает те правила жизни, которые стремится сохранить Кабаниха, которые естественны для Дикого и которые, наконец, оплакивает Феклуша. Реплики взяты из разных сцен.

Просмотрите их и из каждой реплики выпишите главные, ключевые слова.