В социологии наиболее известны следующие теории личности.

· Теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т. е. как на объект.

· Психоаналитические теории (З. Фрейд).

Направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя:

1) бессознательное – ид (природные инстинкты);

2) сознание индивида – эго, являющееся регулятором инстинктивных реакций;

3) супер-эго – законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания.

· Ролевая теория личности. Р. Минтон, Р. Мертон, Т. Парсонс описывают ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов – предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного статуса, который и определяет положение человека в обществе.

· Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

 

13) Американская социология 19 – начала 20 века

На рубеже XIX-XX веков, центрами социологической мысли были Франция, Германия, Англия, но начиная с 20 г-в XX века, началось развитие американской социологии. Вокруг ведущих университетов – Чикагского, Гарвардского, Мичиганского – сформировались крупные научные школы, которые и сейчас остаются ведущими в мире. Теоретическая социология все больше уступает место, практической, ученые больше предпочитают заниматься конкретными проблемами.

Выдающуюся роль в развитии социологии ХХ века сыграл П. А. Сорокин (1889-1968). Высланный в 1922 году из Советской России, он до конца жизни проработал в Гарвардском университете, сделав его одним из мировых центров социологической мысли. Труды: «Система социологии», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика». Согласно Сорокину, общество следует изучать через призму триады «личность – общество – культура», где личность – субъект взаимодействия индивидов, общество – совокупность взаимодействующих индивидов и групп, а культура – совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют люди.

Сорокина интересовал вопрос, какие группы определяют социальный процесс, то есть являются наиболее важными. Каков критерий этой важности? Он считал, что в качестве такового можно принять силу давления группы на поведение множества других людей.

Неоднородность общества нашла свое отражение в теории стратификации и социальной мобильности Сорокина. Проблема социального неравенства его интересовала всю жизнь. Он считал, что в гармоничном обществе все должны иметь равенство возможностей и быть равными перед законом, во всем остальном равенство невозможно.

Весь созданный человеком мир Сорокин называл социокультурой и делил ее на три части:

- идеологическая вселенная смыслов (системы языка, науки, искусства, религии и т.д.),

- материальная культура,

- все действия, поступки людей.

В более узком смысле социокультурой является каждая отдельная цивилизация со своей ментальностью, ценностями и типом личности. Притом ценность является основополагающим принципом, через который все остальные элементы социокультуры взаимосвязаны друг с другом. Таким образом, чтобы понять общество, следует проникнуть в присущие ему ценности, а понять это можно, изучив сознание и деятельность людей.

Учеником Сорокина был Т.Парсонс (1902-1970). Труды: «Социальная система», «Структура социального действия». Он исходил из той мысли, что общество может существовать только в состоянии равновесия, поэтому главная задача социологии – дать рекомендации по его поддержанию. Равновесие обеспечивается социальным действием, а исходными моментами действия являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию. В качестве деятеля выступают как отдельный субъект, так и социальная группа, а ситуационное окружение имеет изменяемые и неизменяемые факторы. Среди этих факторов Парсонс особо выделял два неизменяемых (биологический организм и культурные системы) и два изменяемых (личность и социальные системы). Если первые два придают социальному действию устойчивость и в какой-то мере ограничивают его, то вторые делают социальное действие непредсказуемым и свободным.

Для сохранения равновесия система должна отвечать требованиям адаптации, целедостижения, интеграции и удержания образца. Общество развивается эволюционно, и на каждом очередном уровне своего развития все более упорядочивает системные отношения. Внутренняя сложность системы повышается, возникает больше потребностей, но и больше возможностей для их удовлетворения. Три эволюционно располагающихся типа общества – примитивное, промежуточное и современное – отличаются все большей степенью дифференциации.

Одним из самых известных социологов современности является американец Р. Мертон (1910-2003), наряду с Парсонсом, своим учителем – один из основателей структурного функционализма. Его основной труд называется «Социальная теория и социальная структура». Исходным положением его теории функционального анализа является фраза «Точно также как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями». Основные понятия, которые раскрывают суть теории: функции, дисфункции и нефункциональность. Функции – те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Дисфункции, наоборот, уменьшают их. Нефункциональность – эмпирически наблюдаемые последствия, которые безразличны для данной системы.

Свою парадигму функционального анализа Мертон изложил в виде одиннадцати положений, получивших название одиннадцати заповедей. Кроме того, он сформулировал три постулата существования общества:

1. Фундаментальное условие существование общества – согласованность функционирования его частей.

2. Все социальные феномены имеют функциональную природу.

3. Непременным условием социального является способность к функционированию в составе социальной системы.

Однако в условиях сложной системы эти постулаты должны быть скорректированы.

Мертон внес вклад в социологию и как разработчик концепции теорий среднего уровня. Смысл теорий среднего уровня – обеспечение гибкой связи между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования. Таким образом можно анализировать конкретные группы фактов, характерных для отдельных сфер общественной жизни. Это позволяет легко проверить гипотезу в помощью эмпирического исследования

 

14) Понятие социализации

Социализация– это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс актив воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью актив деятельности. Социализация- это не однонаправленный процесс. Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания. Под социализацией понимают процесс накопления людьми опыта и социальных установок соответствующих определению социальным ролям.

Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность), трудовой (зрелость), послетрудовой (пожил возраст).

Состав части процесса социализации: обучение (приобретение знаний), воспитание (воздействие духов сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма)

Проводники социализации: соц.институты, посредники, культура.

Десоциализация – отучение от старых ролей, норм, ценностей.

Ресоциализация– обучение нов ролям, нормам взамен утерянных или недостаточно усвоенных.

Факторы социализации:

· система образования;

· среда сверстников, друзья;

· произведения искусства, литературы;

· СМИ;

· Политические институты (гос-во, партия);

· отдел экономического и политического события;

· отдел выдающих личность.

Выделяют начальную, охватывающую период детства и юности и продолженную социализацию. Процесс начальной социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью соц зрелости, характеризуемой достижением интегрального социального статуса. Достижение последнего обычно предполагает: умение распоряжаться деньгами независимо от других, возможность обеспечивать себя средствами к существованию, проживание отдельно от родителей, самостоятельность в выборе образа жизни. Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация направлена на освоение межличностных ролей и отношений, вторичная - социальных ролей и отношений. Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами, связанными с изменением социальных ролей и приобретением новых статусов. В связи с этим часто выделяют следующие этапы: детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Социализация - процесс, который идет всю жизнь, но наиболее интенсивно он идет в детские и юношеские годы.

Отклонение в социализации принято называть девиацией: формы негатив поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступление от норм морали и права.

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию, называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1.В младенческом период глав агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком

2.В период от 3 до 8 лет кол-во агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, др люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются СМИ. Особую роль среди них играет телевидение. В ряде работ показано, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам часто вытесняя влияние родителей и сверстников. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения.

3.Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является: изменение роли агентов социализации, изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей, усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих, несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким соц статусом, противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

Основные сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности происходит ориентировка личности в системе социальных связей, знакомство с разными видами деятельности, выбор ведущей для личности деятельности. В общении переход к диалогическому общению, расширение контактов с другими людьми, умение ориентироваться на партнера по общению и более точно его воспринимать. В самосознании происходит формирование образа “Я” (знание о себе, оценка себя, отношение к себе).

 

15) Социология М. Вебера

Позитивизм с самого начала приобрел господствующие позиции в социологии. Однако по мере ее развития М. Вебер исходит из того, что социология должна познавать те значения, которые люди придают своим действиям. Для этого и вводится термин «verstehen», который дословно переводится с немецкого как «понимание».

В то же время социология, будучи наукой, изучающей человеческое поведение в максимально обобщенном виде, не может посвятить себя выявлению мотивов каждого отдельно взятого индивида: все эти мотивы настолько различаются и настолько не похожи один на другой, что мы окажемся не в состоянии составить их сколько-нибудь связное описание или создать какую-либо типологию. Однако в этом, по мнению М. Вебера, нет нужды: все люди имеют общую человеческую природу, и нам необходимо просто составить типологию различных поступков людей в их отношениях со своим социальным окружением.

Суть использования «verstehen» состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей, для того чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат.

В качестве одного из важных исследовательских инструментов в своем социальном анализе М. Вебер использует понятие идеального типа. Идеальный тип – это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя в качестве теоретической схемы изучаемого явления и выступает как своеобразный «эталон».

М. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент.

М. Вебер предполагал, что социологи отбирают в качестве характеристик идеального типа определенные аспекты поведения или институтов, которые доступны для наблюдения в реальном мире, и преувеличивают их до форм логически понятной интеллектуальной конструкции. Не все характеристики этой конструкции могут быть представлены в реальном мире. Но любую конкретную ситуацию можно понять глубже, сравнивая ее с идеальным типом. Например, конкретные бюрократические организации могут не совпадать в точности с элементами идеального типа бюрократии, однако знание этого идеального типа может пролить свет на эти реальные вариации. Поэтому идеальные типы представляют собой скорее гипотетические конструкции, формируемые из реальных явлений и имеющие объяснительную ценность.

М. Вебер, с одной стороны, предполагал, что выявляемые расхождения между реальностью и идеальным типом должны вести к переопределению типа, а с другой стороны, он также утверждал, что идеальные типы являются моделями, не подлежащими проверке.

 

16) Девиантное поведение

Девиации – это явления, не укладывающиеся в рамки норм; поступки человека, не соответствующие установившимся правилам (например, наркомания пьянство). Понятие девиантности изменяется со временем (например, отношение к ношению брюк и короткой стрижки женщинами, к курящим).

Девиации присутствуют в каждой социальной системе и могут быть результатом любого резкого изменения, например экономического или политического кризиса. Термин предложен Э. Дюркгеимом и долго связывался только с криминальными явлениями (преступлениями).

Теории происхождения девиации: 1) теория аномии (Э. Дюркгейм) – девиация происходит из-за отсутствия норм; 2) теория социальной дезорганизации – девиация возникает, когда культурные ценности отсутствуют, ослаблены или становятся противоречивыми; 3) культурологический подход – девиации возникают из-за конфликтов между нормами субкультуры и доминирующей культурой; 4) юридический подход – разработка радикальных или противоречащих друг другу законов и т. д.

Классификация девиаций: административные гражданские; • трудовые; • международные – войны, расовая дискриминация, геноцид, международный терроризм и др.; • финансовые; • экстравертные – во внешней среде, на работе, с друзьями и др; • минтравертные – пьянство, алкоголизм и др.

Типы девиантного поведения: 1) конформизм – приспособленчество, слепое следование моде; 2) инновация – частые нововведения, введение в оборот новшеств; 3) ритуализм – непринятие целей и признание только средств; 4) ретритизм – одновременное неприятие средств и целей; 5) мятеж – выступление против чего-либо в вооруженной форме.

Девиации бывают индивидуальными и массовыми На индивидуальном уровне рассматривается конкретный поступок определенного человека; на массовом – система нарушений социальных норм, девиация как вид отклонения.

 

 

17) Понимающая социология (аналогичный 15тый)

Позитивизм с самого начала приобрел господствующие позиции в социологии. Однако по мере ее развития М. Вебер исходит из того, что социология должна познавать те значения, которые люди придают своим действиям. Для этого и вводится термин «verstehen», который дословно переводится с немецкого как «понимание».

В то же время социология, будучи наукой, изучающей человеческое поведение в максимально обобщенном виде, не может посвятить себя выявлению мотивов каждого отдельно взятого индивида: все эти мотивы настолько различаются и настолько не похожи один на другой, что мы окажемся не в состоянии составить их сколько-нибудь связное описание или создать какую-либо типологию. Однако в этом, по мнению М. Вебера, нет нужды: все люди имеют общую человеческую природу, и нам необходимо просто составить типологию различных поступков людей в их отношениях со своим социальным окружением.

Суть использования «verstehen» состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей, для того чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат.

В качестве одного из важных исследовательских инструментов в своем социальном анализе М. Вебер использует понятие идеального типа. Идеальный тип – это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя в качестве теоретической схемы изучаемого явления и выступает как своеобразный «эталон».

М. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент.

М. Вебер предполагал, что социологи отбирают в качестве характеристик идеального типа определенные аспекты поведения или институтов, которые доступны для наблюдения в реальном мире, и преувеличивают их до форм логически понятной интеллектуальной конструкции. Не все характеристики этой конструкции могут быть представлены в реальном мире. Но любую конкретную ситуацию можно понять глубже, сравнивая ее с идеальным типом. Например, конкретные бюрократические организации могут не совпадать в точности с элементами идеального типа бюрократии, однако знание этого идеального типа может пролить свет на эти реальные вариации. Поэтому идеальные типы представляют собой скорее гипотетические конструкции, формируемые из реальных явлений и имеющие объяснительную ценность.

М. Вебер, с одной стороны, предполагал, что выявляемые расхождения между реальностью и идеальным типом должны вести к переопределению типа, а с другой стороны, он также утверждал, что идеальные типы являются моделями, не подлежащими проверке.

 

18) Культурный этноцентризм и релятивизм