Особенности развития и становления социологии в США.

Развитие прикладной социологии (англ. Applied sociology) – совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта.

 

Историю американской социологии довольно условно можно разделить на четыре этапа.

1. Институционализация – период с начала 90-х гг. XIX в. До начала 20-х гг. XX в. Это этап экстенсивного развития, поиска тем и формирования теоретических позиций. Именно тогда, когда в 1892 г. В Чикагском университете впервые в мире был открыт факультет социологии, была основана знаменитая Чикагская школа социологии. Центральной её фигурой считается Роберт Парк (1864-1944). В ней работали почти все крупнейшие американские социологи того времени: А.Смолл, У.Томас, Дж. Г.Мид и др. В 1906 г. Было образовано Американское социологическое общество, преобразованное впоследствии в Американскую социологическую ассоциацию.

2. Эмпирический этап. Он начался с опубликования в 1918 г. У.Томасом и Ф.Знанецким их пятитомного труда «Польский крестьянин в Европе и Америке», и с этого момента, на протяжении двух десятилетий, в США безоговорочно господствовал эмпиризм – прикладная социология.

В этот период открывается множество исследовательских центров, факультетов социологии при университетах, безудержно растёт число эмпирических исследований, как правило, лишённых какой-либо теоретической основы («бихевиоризм» и др.).

3. Этап формирования и широкого распространения структурно-функционального направления в социологии в 40-х – 50-х гг. (Т.Парсонс, Р.Мертон и др.).

4. «Критический» этап». Он начался с осознания в начале 60-х гг. кризиса теоретических, методологических и эмпирических предпосылок для социологических исследований и заключается в радикальном пересмотре основ американской социологии. Считается, что этот этап продолжается и в настоящее время.

Таким образом, можно отметить такие особенности развития американской социологии:

1. во-первых, если в Европе социология долго развивалась на инициативной основе, то в США она сразу стала складываться как университетская дисциплина;

2. во-вторых, с самого начала американская социология стала формироваться как прикладная (эмпирическая) наука, называемая в Америке индустриальной социологией или менеджментом. По сути, это социология труда. Её главный постулат заключается в том, что наряду с самим трудовым процессом на рабочем месте огромное значение имеют структура, методы и стиль управления.

Эмпирическая социология стала своеобразной альтернативой теоретическому обобщению социальной жизни. Теория, как показало историческое развитие, часто расходится с социальной действительностью. Именно поэтому в США статус "большой теории" был поставлен под сомнение: "То, что объясняет всё, не объясняет ничего конкретно". К тому же необходимость эмпирических социологических исследований была обусловлена общественными потребностями.

Принято считать, что в истории социологии труда, или менеджмента, существовали три главные школы.

1. Классическая школа, или движение за научный менеджмент (1890-1920). Её представляли Ф.Тейлор, Г.Эмерсон, Г.Таун и др. (именно первую в мире систему научной организации труда Фридерика Тейлора В.Ленин называл "потогонной системой капитализма").

2. Школа человеческих отношений в промышленности. Сформировалась в конце 20-х годов XX в. и существует по сей день. Представители - Э.Мэйо, А.Маслоу, Д.Макгрегор и др.

3. Эмпирическая школа, которая связана с именами П.Друкера, Д.Дэвиса, А.Слоуна, Г.Саймона и др.

Интересно, что в первой половине XX в. эмпирическая социология в США не пользовалась авторитетом в официальных кругах. Так в 1946 г. Сенат США отверг предложение об учреждении в национальном научном фонде (NSF) организации, финансирующей научно-исследовательские программы отделения социальных наук. В этот период исследования, в основном, проводили частные фирмы, фонды и университеты. И лишь с 1955 г. социологические исследования стали получать правительственные дотации, а после принятия в 1963 г. президентской программы Л.Джонсона правительственные чиновники стали всё чаще привлекать социологов для апробирования и оценки эффективности подобных разработок.