Генезис социологической мысли.
Генезис — это процесс происхождения социологии, охватывающий и подготавливающий ее образование до непосредственного результата — возникновения качественно новой самостоятельной науки об обществе.
Изучение истории социологии - это в первую очередь изучение генезиса самого общества через модели его самопознания. Это особенно важно для понимания сегодняшних реалий, так как повседневная ситуация ставит множество практических проблем, осмыслить и решить которые призваны отечественные социологи.
Является ли социология самостоятельной наукой?»
На него существует два альтернативных ответа.
1. Представители одного считают, что наука об обществе существует как разделфилософского знания — социальная философия. Они проводят периодизацию истории социологии в рамках традиционной рационалистической философии начиная от Платона. Но такой подход ведет к тождеству социальной философии и социологии: любые взгляды, касающиеся проблематики общества, рассматриваются как социологические. В результате, социология «тонет» в философии, снимая вопрос о статусе последней как самостоятельной науки, и, естественно, о собственной истории.
Необходимо отметить, что действительно долгое время наука об обществе существовала как философское знание, которое вплоть до XVII века оставалось единым и нерасчлененным — «знанием обо всем». В частности, Аристотель развивает свои социально-философские взгляды на общество, получившие название «Политики». В ней за точку отсчета (историческую единицу, клеточку) было взято государство. Это привело к тому, что вплоть до Сен-Симона наука об обществе в рамках философии сводилась главным образом к учению о государстве, его устройстве, управлении, праве и т. п В ней изменчивые конкретно-исторические закономерности государства (единичное) представляли как всеобщее (рецептурное) для всех времен и народов. Естественно, такие попытки были несостоятельны. Поэтому на рубеже XVIII-XIX веков традиционная (от Платона до Гегеля), в том числе и социальная, философия терпят крах. К этому времени целый ряд самостоятельных дисциплин (политэкономия, историография, статистика, антропология и др.), имеющих разные предметы, обретает один объект — общество. Наряду с ними возникает и социология как самостоятельная нефилософская научная дисциплина.
2. Представители альтернативного подхода именно в этом качестве понимают социологию. Она является: а) самостоятельной социальной дисциплиной, б) теорией, возникшей как позитивная наука об обществе, в) наукой, строящейся по канону опытно-математического естествознания, г) теорией, которая обретает суверенный понятийный аппарат. В этом качестве социология имеет свою историю развития, возникновения и становления.
В данной главе выделены и рассмотрены два периода: предыстории и предсоциологии.
Предыстория социологии охватывает время до рубежа XVI—XVII веков, когда наука пробивала себе путь в культуре в рамках объективно-исторического процесса мучительной и драматической (трагической) борьбы за достижение истины.
Предсоциологияохватывает период до рубежа XVIII—XIX веков, в течение которого сознательно вырабатывается новый идеал позитивной науки, выходящий за пределы философской (натурфилософия, метафизика) сферы. Данный период непосредственно привел к возникновению новой научной дисциплины — социологии.
Такой концептуальный подход к генезису социологии обусловил необходимость прорисовывания общей логики истории развития научного познания, имеющей философский фон. Пристальное всматривание в историю, исторические переломы, персоналии необходимо для того, чтобы понять истоки наступления новаций с учетом совершающихся изменений во взглядах на историко-философский опыт развития научного познания.