В первой четверти XVIII столетия в Петербурге по указу Петра І была создана шпалерная мануфактура, производство которой налаживали мастера, приглашенные из Парижа.

Периодом расцвета Петербургской шпалерной мануфактуры принято считать 1760-1770 годы. До этого времени здесь работали российские мастера не только красильщики и ткачи, но и художники-картоньеры. Ими было создано много эффектных сюжетных и декоративных композиций гобеленов для украшения интерьеров дворцов. Здесь, как и во Франции, не прошли мимо увлечения китайскими мотивами. Создавались так называемые «китайские шпалеры» и всевозможные обивочные ткани.

Среди гобеленов петербургской мануфактуры особое место занимает тканый портрет - жанр, не распространенный в европейском шпалерном ткачестве.

С конца 1770г. в деятельности петербургской мануфактуры все большее место занимает буквальное копирование живописных полотен. К числу наиболее совершенных по тонкости колорита и по точности воссоздания сюжета относятся два гобелена – «Колоннада Аполлона» и «Храм дружбы», вытканных в золоченых рамах. Они воспроизводят два известных пейзажа Павловска, созданных С. Щедриным.

До конца 1820 г. мода на шпалеры в России проходит, и деятельность петербургской мануфактуры постепенно свертывается, а в 1858 г. она окончательно закрывается.

Неуклонный рост промышленного производства в Западной Европе препятствует последующему развитию тех отраслей декоративно-прикладного искусства, которые были связаны с индивидуальным творчеством, в частности, со шпалерным ткачеством. Однако стремление художников к творчеству настолько велико, что в конце XX - в начале XXI столетий искусство ткачества гобеленов опять возрождено, а эксклюзивные изделия художников-гобеленщиков пользуются сегодня большой популярностью и спросом.

РАЗРАБОТКА КОМПОЗИЦИИ И ЭСКИЗА ГОБЕЛЕНА

Термин «композиция» происходит от латинского слова «compositio», что означает «составление, сложение соединение частей, приведение их в порядок». В соответствии со значением самого слова «композиция» при разработке эскиза гобелена необходимо соблюдать правила составления композиции. Основными правилами являются следующие: целостность, выразительность, выявление композиционного центра и выбор формата изображения и другие. Но прежде всего необходимо разработать эскиз гобелена. Источником для информации и творческой разработки композиции эскиза гобелена традиционно являются исторические, национальные и натуралистические мотивы, трансформированные в собственном воображении автора.