Запас крена судна
Практическое занятие № 1. Акватория порта.
Цель занятия.Определение площади акватории, глубины акватории, площади маневрового рейда.
Продолжительность – 2 часа
Теоретическая часть
С учетом условий естественного режима проектируемого порта, эксплуатационных и навигационных требований выбирается компоновка гидротехнических сооружений. Она определяет глубину, размеры и площадь основных элементов и всей акватории порта.
При проектировании портовой акватории определяется навигационная глубина, необходимая для безопасного передвижения расчетного судна с заданной скоростью при самых неблагоприятных расчетных условиях.
Вход в порт должен быть удобным и безопасным для прохода судов. Его размешают в наиболее глубоководной части акватории и в наибольшем удалении от берега.
При наличии интенсивных потоков наносов учитывают требования предохранения от зависимости подходных каналов.
Для устранения опасности навала судна на головы оградительных сооружений судно при: входе в порт должно двигаться по возможности прямолинейно и лишь после захода на защищенную акваторию может совершать поворот по кривой. Угол между осью входа и направлением господствующего ветра должен находиться в пределах 45 - 75° . Для устранения опасности выброса судна на берег угол между осью входа в порт и направлением береговой линии должен быть больше 30° .
По практическим рекомендациям ширина входа равна 5-6 ширинам судна и должна быть не менее длины наибольшего расчетного типа судна, посещающего порт.
Исходные материалы и данные:
Приложения № 1, 2, стр. 23-28.
Содержание и порядок выполнения работы:
1.Глубина акватории порта
Нн =Тгр+ Z1+Z2+Z3+Z0 ,
Где Тгр – осадка расчетного судна в грузу, м. ( выбирается из приложения № 2, стр. 25, по двум последним цифрам зачетки, либо по номеру в списке журнала группы)
Z1-навигационный запас глубины, м;
Z2-волновой запас, м;
Z3-скоростной запас, м;
Z0- запас на крен судна, м.
Скоростной запас
Скорость судна | Величина запаса, см | |
Узлы | м/с | |
1,6 | ||
2,1 | ||
2,6 | ||
3,1 |
Таблица 1
Запас на крен судна определяется в зависимости от типа судна по табл. 2.
Запас крена судна
Тип судов | Величина запаса в долях ширины судна, м |
Танкеры | 0,017Вс |
Сухогрузные комбинированные | 0,026Вс |
Лесовозы | 0,044Вс |
Таблица 2
Проектная глубина акватории порта рассчитывается по формуле:
H = Н н + Z4
где Z4 - запас на отложение наносов, м.
Полученную расчетную глубину акватории приводят к типовой. Согласно «Нормам технологического проектирования морских портов» стандартными являются :глубины (м): 5,0; 6,5; 7,25; 8,25; 3,75; 11,5; 13,0; 15,0, 16,0; 18,0; 20,0; 22,0.
2.Площадь акватории
Пощадь акватории порта состоит из маневрового рейда, операционной части и рейдовых стоянок и рассчитывается по судну с наибольшими габаритами.