Тематика контрольных работ и
РЕКОМЕНДАЦИИ по их выполнению
Методические рекомендации по выполнению
Контрольных работ
Контрольные работы построены по системному принципу. Каждый вариант охватывает важнейшие вопросы конкретной темы и содержит два задания. Задания состоят из теоретического вопроса и задачи (казуса). Решение задач требует владения учебным материалом и умения его применять, поэтому для выполнения контрольной работы рекомендуется:
- изучить основную и дополнительную литературу по тематике контрольной работы;
- изучить источники римского права;
- проанализировать приведенные в задании казусы и определить подлежащие применению в данном случае нормы римского права.
Работа печатается на одной стороне бумаги формата А 4, шрифт Times New Roman, интервал полуторный межстрочный, кегль 14. Номера страниц проставляются арабскими цифрами, по центру внизу листа, начиная со второй страницы. Примерный объем работы – 12-15 листов.
Контрольная работа состоит из следующих элементов:
- титульный лист;
- содержание (план) контрольной работы;
- основная часть (изложение вопросов и решение задач);
- список использованной литературы.
Список использованной литературы должен содержать описание на источников, которыми автор работы пользовался при написании. В список включаются и те издания, которые использовались, но не отражены в постраничных сносках. Литература располагается в списке в алфавитном порядке по авторским заголовкам (фамилиям и инициалам авторов) или по основным заглавиям (если издавалась коллективом авторов).
Решения задач должны быть аргументированы, иметь ссылки на источник заимствования и содержать ход рассуждений автора, которые привели его к соответствующим выводам.
Номер варианта контрольной работы выбирается в соответствии с первой буквой фамилии студента:
1-й вариант – А - Г
2-й вариант – Д - И
3-й вариант – К - Н
4-й вариант – О - С
5-й вариант – Т - Х
6-й вариант – Ц – Я
Тематика контрольных работ
Вариант 1
Задание 1.Понятие и виды источников римского права.
Задача 1. Римский юрист Гай разработал оригинальную систематизацию права, воплотив ее в учебнике – «Институциях Гая». Укажите, в чем заключается суть этой систематизации. Использовалась ли она впоследствии в Римской империи, других государствах? В чем ее преимущества? Сравните с систематизацией, используемой в современных кодексах (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ). Какая из существующих систематизаций (институциональная или пандектная) кажется вам более удачной и почему?
Задание 2. Наследование по завещанию в римском праве.
Задача 2. В эпоху принципата вдова усыновила ребенка. Перед смертью женщина составила завещание, по которому усыновленный был лишен части наследуемого имущества. Это лицо предъявило иск о признании завещания нарушающим обязанности завещателя на том основании, что его мать не имела причин лишать его наследства.
Удовлетворит ли суд такой иск и на каком основании?
Источники 1,2,3,4
Основная литература1, 2
Дополнительная литература1, 2, 3, 6, 8, 10, 18
Вариант 2
Задание 1.Правовое положение римских граждан.
Задача 1. Составьте сравнительную таблицу правового положения физического лица (на примере римского гражданина) и юридического лица (на примере профессионального объединения – коллегии купцов) по следующим параметрам:
- возможность обладания имущественными правами;
- возможность обладания неимущественными правами;
- возможность наследовать по завещанию имущество римского гражданина;
- возможность приобретать права собственными действиями;
- возможность нести ответственность за совершенные правонарушения (деликты).
Задание 2.Приобретение и утрата права частной собственности.
Задача 2. В результате сильных дождей песчаная коса, примыкающая к земельному участку А. была смещена по течению реки и некоторая ее часть оказалась придвинутой к соседскому участку, принадлежащему Б. Кто является собственником новой земли – А. или Б.?
Каким будет связанное с этим приобретение – первоначальным или производным? Как называется этот способ приобретения права собственности?
Источники1, 2, 3, 4
Основная литература1, 3
Дополнительная литература1, 3, 6, 8, 13, 18
Вариант 3
Задание 1. Права на чужие вещи: понятие, виды.
Задача 1. Гай, собственник дома, обремененного сервитутом на запрет увеличивать высоту строения в пользу здания Тиция, посадил рядом со своим домом дерево, которое закрыло обзор его соседу (Тицию). Прошло два года, но Тиций не протестовал, и тогда Гай заявил, что сервитут прекращен, и начал строительство еще одного этажа.
Кто прав в данном случае: собственник дома или его сосед Тиций? В чем заключается сущность сервитута незастройки, к какому виду сервитута он относится?
Задание 2.Эволюция наследования по закону в римском праве.
Задача 2. После смерти одного из римских граждан, не оставившего завещания, возник вопрос о судьбе его имущества. На момент открытия наследства в живых находились два сына, проживавших вместе с отцом до его смерти, и эмансипированный сын.
Кто и на каком основании может наследовать имущество? Является ли эмансипированный сын законным наследником? Кто и в каком порядке может защитить наследственные интересы сына? Изменится ли решение, если эмансипированный сын внесет в наследственную массу:
а) имущество, полученное от отца при его жизни;
б) имущество, полученное на военной службе;
в) стоимость приданого, которое он дал вышедшей замуж дочери;
г) имущество, полученное по наследству от матери.
Источники1, 2, 3, 4
Основная литература1, 2
Дополнительная литература1, 2, 3, 6, 8, 10, 18.
Вариант 4
Задание 1. Средства преторской защиты: понятие, значение, виды.
Задача 1. К каким из перечисленных правовых средств может прибегнуть римский гражданин для быстрого и эффективного пресечения готовящегося захвата его земельного участка злоумышленниками:
- преторская стипуляция;
- интердикт unde vi;
- интердикт utrubi;
- восстановление в прежнее положение (реституция);
- виндикационнный иск;
- негаторный иск;
- ввод во владение.
Обоснуйте свой ответ.
Задание 2. Понятие и условия действительности договора (контракта).
Задача 2. Римский гражданин сдал чистильщику свою одежду для чистки, но тот не вернул ее, ссылаясь на факт кражи имущества из его лавки.
Какое обязательство возникло в данном случае? Может ли собственник одежды предъявить какой-либо иск к чистильщику? Если да, то какой? Изменится ли решение, если: а) чистильщик поручил выполнить работу подмастерью; б) одежду изгрызли мыши?
Источники1, 2, 3, 4
Основная литература1, 2
Дополнительная литература1, 3, 6, 9, 12, 15, 16
Вариант 5
Задание 1.Исполнение и прекращение обязательств: понятие, способы.
Задача 1. Аврелий предоставил в пользование Нимерия повозку с ослабленной рессорой, о чем последний не знал. Чтобы возвратить повозку, Нимерий вынужден был потратиться на ее ремонт. С целью компенсации расходов он снял с повозки несколько ремней. Аврелий это обнаружил и предъявил иск. В свою очередь, Нимерий подал встречный иск о передаче в аренду некачественной вещи.
Каковы могли быть действия судьи при решении спора, учитывая наличие встречных требований истца и ответчика? Возможно в данном случае внесудебное прекращение спора? Если да, то по какому основанию?
Задание 2. Личные и имущественные отношения супругов в римском праве.
Задача 2. При заключении брака между женихом и отцом невесты было достигнуто соглашение, что каким бы образом брак не был расторгнут, приданое в случае наличия детей остается у мужа. Впоследствии муж умер и возник вопрос о судьбе приданого. Должны ли наследники мужа возвратить приданое отцу жены или нет? Каково значение и правовой режим приданого?Источники1, 2, 3, 4
Основная литература1, 3
Дополнительная литература2, 3, 6, 7, 8, 16
Вариант 6
Задание 1.Понятие и классификация (виды) исков в частном праве.
Задача 1.«Еслибудет установлено, что Нимерий Нигидий должен Авлу Агерию 100 сестерциев, но ответчик не исполняет обязательства, ссылаясь на то, что самих этих денег он так и не получил, то ты, судья, установи, так это или не так, и в зависимости от этого присуди или отклони, ибо несправедливо, чтобы кредитор получал выгоду, связав ответчика формальным обязательством, но ничего не дав».
Какие части включает данная формула иска? Выделите каждую из них в тексте формулы и опишите их значение для формулярного процесса.
Задание 2. Опека и попечительство в римском праве.
Задача 2. Умерший назначил в завещании своим детям опекуна с условием, что тот не должен предоставлять отчет об опеке.
Могут ли подопечные в случае недобросовестного осуществления обязанностей опекуном потребовать предоставления отчета? Какие меры ответственности (иски) могли быть применены к опекуну в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей?
Источники1, 2, 3, 4
Основная литература1, 2
Дополнительная литература1, 2, 3, 6, 8, 10,