Контракты (2 часа)
Цель занятия: выявить условия действительности контрактов, их отличия от пактов, проанализировать критерии и значение классификации римских контрактов, содержание отдельных контрактов.
Контрольные вопросы:
1. Что римские юристы понимают под «контрактом»? Можно ли говорить об изменении понимания римской юриспруденции о контрактах и об эволюции института договора в римском праве? Чем обусловлено такое изменение?
2. Какие условия влияют на действительность соглашения (договора)?
3. В чем состоит различие между контрактами и пактами? В каком направлении происходит дальнейшее развитие норм о пактах?
4. По каким основаниям можно классифицировать контракты?
5. Какие контракты относятся к вербальным? Каковы отличительные признаки стипуляции?
6. Какие контракты относятся к литеральным?
7. Какие контракты относятся к реальным? Каковы общие признаки, характерные для контрактов этой группы?
8. Какие контракты относятся к консенсуальным? Каково их происхождение и отличительные черты?
9. Какие контракты называются безымянными? Чем обусловлено их появление в римском праве?
Письменные задания и казусы:
1. Что из перечисленного следует считать ошибкой, порочащей договор:
- сказано не то, что хотел сказать;
- не сказал то, что, может, быть, самое важное для соглашения;
- думал, что подарок, а оказалось - купля-продажа;
- думал, что допустимо, а оказалось запрещено законом.
2. Проанализируйте преимущества и недостатки вербальных, литтеральных, реальных и консенсуальных контрактов. Результаты оформите графически или в виде таблицы.
3. Если при совершении стипуляции о продаже раба Памфила продавец пообещает передать Памфила и Стиха, то какое из обязательств продавца имеет силу?
4. Разбойник передал свою добычу на хранение Сею, который не знал, что вещи краденые.
Действителен ли такой договор хранения? Кто вправе требовать возврата вещей у хранителя – вор или собственник?
5. Покупатель приобрел раба - грека-учителя, захваченного пиратами. Продавец сообщил, что он не может указать ни достоинства раба, ни его пороки, поскольку купил - и то через уполномоченного – всю партию рабов сразу. Покупатель, осмотрев раба и поговорив с ним, купил его. Вдруг на третьем месяце после покупки раб упал и забился в эпилептическом припадке. Решите казус и ответьте на следующие вопросы:
а) Это явный или скрытый недостаток?
б) Какие возможности (права) есть у покупателя?
Как изменится решение казуса, если продавец выставил эксцепцию: не обещал, не знал и не мог знать о болезни раба, но соглашается уплатить треть стоимости и совершить реституцию, а покупатель соглашается на возвращение трети уплаченного, с тем, чтобы оставить раба в своей собственности?
6. Флавий, владелец 3 лошадей, договорился с Юлианом, которому принадлежала 1 лошадь, об объединении лошадей в четверку для последующей продажи. При этом Флавий должен был получить 3/4 от вырученной суммы, а Юлиан – 1/4. Однако лошадь Юлиана погибла до продажи.
Какой договор был заключен? Прекращается ли обязательство и обязанность Юлиана предоставить лошадь? Изменится ли решение, если четверку лошадей предполагалось использовать для перевозки грузов?
Источники1, 2, 3, 4
Основная литература1, 2
Дополнительная литература1, 3, 6, 9, 12, 15, 16