В первой четверти XVII столетия фламандское искусство ткачества переживает новый период расцвета. Он связан с именами Рубенса и Иорданса, которые создавали картон для шпалер.

К середине XVII столетия слава фламандского шпалерного ткачества шпалер постепенно опять переходит к французским мануфактурам, в которых рядом с французскими мастерами одновременно работают и фламандские мастера. В 1658 г. в г. Менси на окраинах замка Фуку была основана небольшая мастерская шпалер. Возглавлять ее было поручено молодому живописцу Шарлю Лебрену. В период творчества Лебрена Франция стала практически мировым сосредоточением шпалерного ткачества с тремя наибольшими центрами ткацкого мастерства в Париже, Бове и Обюссоне. Лебрен, ставший в это время первым живописцем короля, был назначен директором самой большой во Франции ткацкой мануфактуры. Она размещалась в предместье Парижа Сан-Марселе и включала в себя еще несколько шпалерных мастерских, в том числе и красильню братьев Гобеленов. Теперь это огромное объединение называлось «Королевская мануфактура гобеленов и мебели», а шпалеры, которые она выпускала, стали называть гобеленами.

В это время большим успехом также пользовались шпалеры из Обюссона. Они выполнялись в чрезвычайно модном китайском стиле и назывались «шинуазери». Однако качество их выполнения было ниже, чем качество шпалер, сотканных на мануфактурах Парижа и Бове.

В XVIII столетии в Обюссоне, а в XIX столетии в Бове, выполнялись также заказы на огромные и роскошные и очень дорогие ковры для пола, которые называли «савоннери». Их также ткали в технике шпалерного ткачества. В композиционном решении савоннери сохранилось великолепие и роскошь барочных ковров и растительно-акантового орнамента наряду с аллегорическими символами и гербами, а также с элементами архитектурного и скульптурного декора.

С 30-х годов XVIII столетия в деятельности французских шпалерных мануфактур наметилось новая тенденция - как можно точнее копировать произведения живописи. Особенно виртуозно выполняли такие копии ткачи мануфактуры Гобеленов. Для этого им приходилось красить пряжу во множество цветов и самых тонких оттенков, число которых превышало 14000 оттенков. Для полного подобия шпалеры с живописным холстом ее поверхность стремились сделать поверхность шпалеры как можно более гладкой, увеличивая для этого плотность ткачества.

В этот период в Европе наряду с французскими мануфактурами существовал ряд шпалерных мануфактур других стран. Например, в Англии в г. Мортлейк в 1610 г. была создана королевская мануфактура, где работали ткачи, приглашенные из Фландрии. Сначала здесь выполнялись гобелены по картонам Рубенса, затем по купленным в Брюсселе картонам Рафаэля. Однако, просуществовав менее чем сто лет, в 1703 г. мануфактура была закрыта.

В Испании в Мадриде в XVIII столетии была основана Королевская шпалерная мануфактура, которая прославилась лишь благодаря тому, что эскизы для картонов в основном со сценами из современной жизни, создавал Франсиско Гойя. Однако деятельность мануфактуры вскоре прекратилась потому, что была замкнутой в пространстве одного города и ограниченного числа заказчиков.