ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изучение электрических машин постоянного ток надо начинать с их принципа работы и устройства. Учитывая, что машина постоянного тока обратима, т.е. может работать в режимах генератора и двигателя, изучение таких вопросов, как способы возбуждения, электромагнитный момент, э.д.с. и ряд других, необходимо рассматривать в сопоставлении для обоих режимов. Очень важно правильно понимать связь между напряжением на зажимах машины U, ее э.д.с. Е и падением напряжения RяIя в обмотке якоря для генераторного и двигательного режимов; для генератора E=U+RяIя; для двигателя U=E+RяIя.
Изучая работу машины постоянного тока в режиме двигателя, надо обратить особое внимание на пуск, регулирование частоты вращения и вращающий момент двигателя, а в режиме генератора – на самовозбуждение. Характеристики генераторов и двигателей дают наглядное представление об эксплутационных свойствах электрических машин.
После изучения данного раздела студент должен:
1) знать основные конструктивные элементы машин постоянного тока: статор, обмотку возбуждения, якорь, обмотку якоря; термины: щеточно-коллекторный узел, геометрическая и физическая нейтрали, реакции якоря, коммутация, противо-э.д.с.; классификацию машин постоянного тока по способу возбуждения; внешние характеристики генераторов постоянного тока всех способов возбуждения; механические характеристики двигателей постоянного тока всех способов возбуждения; способы пуска двигателей постоянного тока: способы регулирования частоты вращения двигателей постоянного тока;
2) понимать назначение основных конструкционных элементов машин постоянного тока; принцип действия генератора и двигателя постоянного тока; уравнения электрического состояния генератора и двигателя постоянного тока; назначение пусковых и регулировочных сопротивлений; энергетические диаграммы генератора и двигателя постоянного тока;
3) уметь включать в сеть, регулировать скорость и реверсировать двигатель постоянного тока; отличать по внешнему виду машину постоянного тока от других типов электрических машин; ориентироваться в паспортных данных машин и определять номинальный момент; выбирать двигатель применительно к заданным техническим условиям.
Задача 1. В цепи (рис. 12) э. д. с. источников питания равны Е1 и Е2, а их внутренние сопротивления r01 и г02- Сопротивления в ветвях г1, г2, г3, г4. Определить силы токов во всех ветвях цепи и режимы работы обоих источников питания. Составить баланс мощностей. Решить задачу методом контурных токов.
Вариант | Данные к задаче 1 | |||||||
Е1, В | Е2, В | r01, Ом | г02, Ом | г1, Ом | г2, Ом | г3, Ом | г4, Ом | |
0,1 | 0,05 | |||||||
0,1 | 0,05 | |||||||
0,1 | 0,05 | 2,5 | 2,5 | |||||
0,1 | 0,05 | 2,5 | 2,5 | |||||
0,1 | 0,05 | 2,5 | ||||||
0,15 | 0,1 | 2,5 | ||||||
0,15 | 0,1 | 2,5 | 2,5 | |||||
0,15 | 0,1 | 2,5 | 2,5 | |||||
0,15 | 0,1 | |||||||
0,15 | 0,1 |
Задача 2 В цепь синусоидального переменного тока (рис. 13) включены последовательно две катушки и емкость. Параметры катушек и емкости известны: r1, L1; г2, L2; С. Кроме того, известна возникающая э. д. с. EL1 . Найти напряжение источника, полную, активную и реактивную мощности цепи, сдвиги фаз на участках ас и се. Построить топографическую векторную диаграмму. Включить в схему ваттметр для измерения активной мощности на участке ае.
Указание. Частота переменного тока f= 50 Гц.
Вариант | Данные к задаче 2 | |||||
EL1, В | r1, Ом | r2, Ом | L1, Гн | L2, Гн | С, мкФ | |
0,032 | 0,016 | |||||
0,0127 | 0,032 | |||||
0,016 | 0,0127 | |||||
0,016 | 0,032 | |||||
0,032 | 0,016 | |||||
0,0127 | 0,032 | |||||
0,016 | 0,032 | |||||
0,032 | 0,0127 | |||||
0,0127 | 0,032 | |||||
0,032 | 0,032 |
Задача 3 К трехфазной линии с линейным напряжением UЛ подключен симметричный трехфазный приемник, соединенный по схеме «треугольник» (рис. 14). Активное и реактивное сопротивления фазы приемника соответственно равны гФ, хФ. Определить силу тока в фазах приемника и линейных проводах, а также Потребляемую приемником активную мощность в следующих режимах: а) в симметричном трехфазном; б) при обрыве одной фазы приемника; в) при обрыве линейного провода (вследствие сгорания плавкой вставки в предохранителе). Построить для всех трех случаев топографические диаграммы напряжений и на них показать векторы токов.
Вариант | Данные к задаче 3 | ||
UЛ, В | гФ, Ом | хФ, Ом | |
—4 | |||
—8 | |||
—15 | |||
—6 |
Задача 4 Трехфазный трансформатор характеризуется следующими данными: номинальная мощность SН; высшее линейное напряжение U1Н; низшее линейное напряжение U2Н; к. п. д. ηН при номинальной нагрузке и cosφ2=l; изменение напряжения ∆U % при номинальной нагрузке и cosφ2=l; напряжение короткого замыкания ик %; соединение обмоток Y/∆.
Определить: а) фазные напряжения первичной и вторичной обмоток при холостом ходе; б) коэффициент трансформации; в) номинальные токи в обмотках трансформатора; г) мощность потерь холостого хода; д) активное и реактивное сопротивления фазы первичной и вторичной обмоток; е) к. п. д. трансформатора при cosφ2=0,8 и значениях нагрузки 0,6 и 0,8. Построить векторную диаграмму для одной фазы нагруженного трансформатора при активной нагрузке (cosφ2=l).
Указание. Считать, что в опыте короткого замыкания мощность потерь распределяется между обмотками поровну.
Вариант | Данные к задаче 4 | |||||
SН, кВ*А | U1Н, кВ | U2Н, В | ηН, % | ∆U, % | ик, % | |
98,5 | 3,5 | 5,0 | ||||
95,5 | 3,4 | 5,5 | ||||
3,3 | 4,5 | |||||
3,4 | 5,0 | |||||
96,5 | 3,2 | 4,5 | ||||
96,2 | 3,0 | 5,5 | ||||
96,5 | 2,9 | 5,0 | ||||
96,6 | 2,95 | 4,5 | ||||
95,2 | 3,8 | 5,5 | ||||
95,4 | 4,0 | 5,0 |
Задача 5 Трехфазный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором питается от сети с линейным напряжением 380 В. Величины, характеризующие номинальный режим электродвигателя: мощность на валу Р2Н; частота вращения ротора n2Н; коэффициент мощности cosφ1Н; к. п. д. ηН. Обмотки фаз статора соединены по схеме «звезда». Кратность критического момента относительно номинального Км=Мк/Мн.
Определить: а) номинальный ток в фазе обмотки статора; б) число пар полюсов обмотки статора; в) номинальное скольжение; г) номинальный момент на валу ротора; д) критический момент; е) критическое скольжение, пользуясь формулой
ж) значения моментов, соответствующие значениям скольжения; sН; sK; 0,1; 0,2; 0,4; 0,6; 0,8; 1,0 (по формуле п. е.); з) пусковой момент при снижении напряжения в сети на 10 %. Построить механическую характеристику электродвигателя n=f(M).
Вариант | Данные к задаче 5 | ||||
Р2Н, кВт | n2Н, мин-1 | cosφ1Н | ηН, % | Км | |
1,1 | 0,87 | 79,5 | 2,2 | ||
1,5 | 0,88 | 80,5 | 2,2 | ||
2,2 | 0,89 | 83,0 | 2,2 | ||
3,0 | 0,84 | 83,5 | 2,2 | ||
4,0 | 0,85 | 86,0 | 2,2 | ||
5,5 | 0,86 | 88,0 | 2,2 | ||
7,5 | 0,87 | 88,5 | 2,2 | ||
0,89 | 88,0 | 1,8 | |||
0,89 | 88,0 | 1,8 | |||
0,90 | 90,0 | 1,8 |
Задача 6 Установленные на предприятии трехфазные асинхронные двигатели потребляют суммарную активную мощность Р при среднем значении коэффициента мощности cosφ1. Напряжение (линейное) в питающей сети Uл. Мощность потерь в питающих проводах составляет в этих условиях 0,1 Р. Для снижения потерь в питающих проводах часть асинхронных двигателей заменяется синхронными, работающими в режиме перевозбуждения. В результате среднее значение коэффициента мощности предприятия повышается до cosφ2 (φ2>0). Активная мощность, приходящаяся на долю синхронных двигателей, составляет m % от Р, причем величина Р остается в сумме неизменной.
Определить: а) ток в линейных проводах питающей сети до установки синхронных двигателей и после нее; б) реактивную мощность, потребляемую синхронными двигателями; в) ток, потребляемый синхронными двигателями; г) величину и знак угла сдвига по фазе этого тока относительно напряжения; д) годовую экономию энергий в питающих проводах (при двухсменной работе, установленном числе часов работы в смену и числе рабочих дней в году). Построить векторную диаграмму (для одной фазы).
Вариант | Данные к задаче 6 | ||||
Р2Н, кВт | U, В | cosφ1 | cosφ2 | m, % | |
0,86 | 0,95 | 0,7 | |||
0,87 | 0,96 | 0,5 | |||
0,88 | 0,96 | 0,5 | |||
0,85 | 0,95 | 0,5 | |||
0,86 | 0,95 | 0,7 | |||
0,88 | 0,96 | 0,7 | |||
0,83 | 0,95 | 0,8 | |||
0,84 | 0,95 | 0,8 | |||
0,85 | 0,95 | 0,8 | |||
0,84 | 0,95 | 0,8 |
Список литературы
1. Касаткин А.С. Электротехника: учеб. пособие для вузов/А.С. Касаткин, М.В. Немцов. – М.: Высшая школа, 2005. – 542 с.
2. И.А. Данилов, П.М. Иванов «Общая электротехника с основами электроники».- М. Высшая школа,2008.-663 с.
3. Савилов Г.В. Электротехника и электроника. Курс лекций. - Москва, 2008. – 324 с.
4. Рекус Г.Г. «Основы электротехники и электроники в задачах с решениями».- М. Высшая школа, 2005.- 445 с.