Современная постановка проблемы истины (правдоподобия).

“Истина” – это философская категория, для обозначения
максимальной оценки степени соответствия суждения
реальному положению дел.

 

План

1. Теория истины47 в философии и науке. Соотношение абсолютного48 и относительного49, субъективного50 и объектного51 в истине.

2. Истина, достоверность52, правдоподобие53. Плюрализм истинности54.

3. Критерии истины: эмпирический, аналитический, практика55.

4. Истина как максимальная оценка степени соответствия суждения56 реальному положению дел.

Литература

Верстин И. С. Курс лекций по философии. 2014–2015 уч. г.

Верстин И. С. Онтология и теория познания: Учебно-методическое пособие. – М., 2012.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И. Т.и др. – М., 2004.

Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.

Трудные времена философии: Юрий Александрович Петров. Борьба против профанации методологии науки. Отстаивание философской логики / Ред.-сост. Б. В. Бирюков, И. С. Верстин. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

 
 


47истина – максимальная оценка степени соответствия мысли объекту познания – плюралистична, так как зависит от семиотического типа суждения (эмпирического, аналитического, фактуального, логического). Эмпирическая истинность присуща суждениям о материальных объектах; она устанавливается методами наблюдения, измерения, лабораторного эксперимента. Аналитическая истинность есть характеристика суждения об идеальных объектах, и для ее установления используются методы анализа и синтеза, различения и обобщения, абстрагирования и конструктивизации, и др.

48абсолютная истина – независимая от времени истинность (только при данных гносеологических предпосылках истинности); предел, к которому стремится бесконечное количество относительных истин.

49относительная истина – знание, приблизительно верно отражающее действительность, которое по мере развития науки не только углубляется, но и уточняется.

50субъективность истины – оценка степени соответствия знания реальному положению дел, производимая субъектом познания.

51объектная истина – знание, содержание которого не зависит от субъекта (ни от человека, ни от человечества).

52достоверностьполное соответствие суждения действительности.

53правдоподобие – оценка степени соответствия суждения реальному положению дел в интервале от 0 до 1.

54плюрализм – мир плюралистичен, так как он, будучи един, диалектичен как онтологически, так и гносеологически в этом единстве.

55практика – материальная деятельность на основе гносеологических образов.

56суждениемнение субъекта познания о реальном положении дел.


 

  1. Теория истины в философии и науке.

Соотношение абсолютного и относительного, субъективного и объектного

в истине.

 

Разговор об истинности – это разговор о знании, а не о свойствах реальных объектов.

На каждом этапе познания человек имеет дело с относительно истинным знанием, неполным и неточным, в силу ограниченности числа каналов чувственного познания и субъективности, всегда в той или иной мере присущей рациональному познанию.

 

 


  1. Истина, достоверность, правдоподобие. Плюрализм истинности.

Степень соответствия суждений реальному положению дел оценивается в интервале от “0” до “1”, где “0” – это ложь, а “1” – истина, а интервал между ними – бесконечное множество степеней правдоподобия суждения

[0,…,1].

Истина – как максимальная оценка степени соответствия мысли объекту познания – плюралистична.

3. Критерии истины: эмпирический, аналитический, практика.

Истина зависит от семиотического типа суждения (эмпирического, аналитического, фактуального или логического).

Эмпирическая истинность присуща суждениям о материальных объектах; она устанавливается методами наблюдения, измерения, лабораторного эксперимента. Аналитическая истинность – есть характеристика суждения об идеальных объектах и для ее установления используются методы анализа и синтеза, различения и обобщения.


4.Истина как максимальная оценка степени соответствия суждения

реальному положению дел.

Перечисленные эмпирические и аналитические методы могут оказаться недостаточно общими основаниями для обоснования собственных проблем какой-либо науки, и тогда привлекаются философские основания – универсальные принципы, законы и категории. Речь тогда идет о философской рефлексии, как способе оценки научного представления объекта познания в сознании субъекта. При этом происходит взаимовосхождение от абстрактного к конкретному. Привлекается историко-логический метод и метод “раздвоения” (“дифференциации”) единого. Всё это – конкретизация диалектического метода научного познания под названием “оборачивание метода”, когда то, что было первичным в естественноисторическом процессе, становится вторичным при его мысленном воспроизведении. Оборачивание метода имеет место, когда, например, сложная проблема дедуктивно сводится к более простым вопросам, ответы на которые прозрачны. Затем происходит возвращение к исходной проблеме, в результате редукции ответов на простые вопросы к ответам на более сложные вопросы, которые до того не решались.