Современная постановка проблемы истины (правдоподобия).
“Истина” – это философская категория, для обозначения
максимальной оценки степени соответствия суждения
реальному положению дел.
План
1. Теория истины47 в философии и науке. Соотношение абсолютного48 и относительного49, субъективного50 и объектного51 в истине.
2. Истина, достоверность52, правдоподобие53. Плюрализм истинности54.
3. Критерии истины: эмпирический, аналитический, практика55.
4. Истина как максимальная оценка степени соответствия суждения56 реальному положению дел.
Литература
Верстин И. С. Курс лекций по философии. 2014–2015 уч. г.
Верстин И. С. Онтология и теория познания: Учебно-методическое пособие. – М., 2012.
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И. Т.и др. – М., 2004.
Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.
Трудные времена философии: Юрий Александрович Петров. Борьба против профанации методологии науки. Отстаивание философской логики / Ред.-сост. Б. В. Бирюков, И. С. Верстин. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
47истина – максимальная оценка степени соответствия мысли объекту познания – плюралистична, так как зависит от семиотического типа суждения (эмпирического, аналитического, фактуального, логического). Эмпирическая истинность присуща суждениям о материальных объектах; она устанавливается методами наблюдения, измерения, лабораторного эксперимента. Аналитическая истинность есть характеристика суждения об идеальных объектах, и для ее установления используются методы анализа и синтеза, различения и обобщения, абстрагирования и конструктивизации, и др.
48абсолютная истина – независимая от времени истинность (только при данных гносеологических предпосылках истинности); предел, к которому стремится бесконечное количество относительных истин.
49относительная истина – знание, приблизительно верно отражающее действительность, которое по мере развития науки не только углубляется, но и уточняется.
50субъективность истины – оценка степени соответствия знания реальному положению дел, производимая субъектом познания.
51объектная истина – знание, содержание которого не зависит от субъекта (ни от человека, ни от человечества).
52достоверность – полное соответствие суждения действительности.
53правдоподобие – оценка степени соответствия суждения реальному положению дел в интервале от 0 до 1.
54плюрализм – мир плюралистичен, так как он, будучи един, диалектичен как онтологически, так и гносеологически в этом единстве.
55практика – материальная деятельность на основе гносеологических образов.
56суждение – мнение субъекта познания о реальном положении дел.
- Теория истины в философии и науке.
Соотношение абсолютного и относительного, субъективного и объектного
в истине.
Разговор об истинности – это разговор о знании, а не о свойствах реальных объектов.
На каждом этапе познания человек имеет дело с относительно истинным знанием, неполным и неточным, в силу ограниченности числа каналов чувственного познания и субъективности, всегда в той или иной мере присущей рациональному познанию.
- Истина, достоверность, правдоподобие. Плюрализм истинности.
Степень соответствия суждений реальному положению дел оценивается в интервале от “0” до “1”, где “0” – это ложь, а “1” – истина, а интервал между ними – бесконечное множество степеней правдоподобия суждения
[0,…,1].
∞
Истина – как максимальная оценка степени соответствия мысли объекту познания – плюралистична.
3. Критерии истины: эмпирический, аналитический, практика.
Истина зависит от семиотического типа суждения (эмпирического, аналитического, фактуального или логического).
Эмпирическая истинность присуща суждениям о материальных объектах; она устанавливается методами наблюдения, измерения, лабораторного эксперимента. Аналитическая истинность – есть характеристика суждения об идеальных объектах и для ее установления используются методы анализа и синтеза, различения и обобщения.
4.Истина как максимальная оценка степени соответствия суждения
реальному положению дел.
Перечисленные эмпирические и аналитические методы могут оказаться недостаточно общими основаниями для обоснования собственных проблем какой-либо науки, и тогда привлекаются философские основания – универсальные принципы, законы и категории. Речь тогда идет о философской рефлексии, как способе оценки научного представления объекта познания в сознании субъекта. При этом происходит взаимовосхождение от абстрактного к конкретному. Привлекается историко-логический метод и метод “раздвоения” (“дифференциации”) единого. Всё это – конкретизация диалектического метода научного познания под названием “оборачивание метода”, когда то, что было первичным в естественноисторическом процессе, становится вторичным при его мысленном воспроизведении. Оборачивание метода имеет место, когда, например, сложная проблема дедуктивно сводится к более простым вопросам, ответы на которые прозрачны. Затем происходит возвращение к исходной проблеме, в результате редукции ответов на простые вопросы к ответам на более сложные вопросы, которые до того не решались.