Аккумуляторная зарядная станция
Аккумуляторная зарядная станция (кислотная и щелочная) постоянного парка предназначена для хранения, обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей, их зарядки и проведения контрольно-тренировочных циклов, а также для приготовления и хранения необходимых запасов электролита.
В зависимости от условий АЗС может размещаться:
· в отдельном здании (рис.2.15 и 2.16);
· в комплексе с пунктом технического обслуживания и ремонта (рис.1, прилож.9).
При этом АЗС должна обеспечивать своевременную зарядку, удобство хранения батарей в зимнее время, быструю их выдачу по тревоге (сбору) и доставку к машинам в кратчайшее время.
АЗС изолируется от других помещений глухими несгораемыми стенами и оборудуется принудительной вентиляцией, обеспечивающей 8-10-кратный обмен воздуха в час.
Электропроводка, арматура, светильники и вентиляции должны быть взрывозащищенного исполнения. Температура в АЗС должна придерживаться +12 - +25 °С.
Для выполнения необходимых работ в АЗС оборудуются участки (посты, рабочие места) оснащенные оборудованием и имуществом в соответствии с технологическим процессом обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей (приложение 10).
Планировка АЗС должна предусматривать наличие следующих помещений (рис.2.16):
· участок приема и ремонта аккумуляторных батарей;
· участок для зарядки аккумуляторных батарей;
· электролитная;
· агрегатная;
· помещение резервных источников питания;
· участок хранения и приведения в рабочее состояние сухозаряженных аккумуляторных батарей;
· кладовая электролита;
· вентиляционная;
· комната аккумуляторщиков;
· гардеробная, душевая и санузел.
Рис.2.15. Общий вид аккумуляторной зарядной станции, расположенной в отдельном здании
Рис.2.16. Вариант планировки аккумуляторной зарядной станции:
1 - участок для зарядки кислотных аккумуляторных батарей; 2 - агрегатная кислотной АЗС; 3 - помещение резервных источников питания; 4 - участок хранения и приведения в рабочее состояние сухозаряженных кислотных аккумуляторных батарей; 5 - кладовая электролита кислотная; 6 - вентиляционная; 7 - агрегатная щелочной АЗС; 8 - участок для зарядки щелочных аккумуляторных батарей; 9 - помещение для хранения щелочных аккумуляторных батарей; 10 - тамбур; 11 - электролитная щелочная; 12 - участок приема и ремонта щелочных аккумуляторных батарей; 13 - коридор; 14 - электролитная кислотная; 15 - санузел; 16 - гардеробная с душем; 17 - участок приема и ремонта кислотных аккумуляторных батарей; 18 - комната аккумуляторщиков.
Для хранения, ремонта и зарядки щелочных аккумуляторных батарей оборудуются отдельные изолированные помещения.
Помещения для зарядки аккумуляторных батарей оборудуются специальными стеллажами для размещения заряжаемых батарей с местной вентиляцией (вытяжные шкафы).
Помещение для хранения аккумуляторных батареи оборудуется стеллажами, которые сообщаются с окнами для выдачи батареи, рольгангами или другими устройствами, ускоряющими выдачу батареи подразделениям.
Окна помещений электролитных, зарядки и хранения аккумуляторных батарей должны находиться в теневой стороне. Для предотвращения их нагрева солнечными лучами, стекла должны быть матовыми или покрыты белой клеевой краской и защищены металлическими решетками с мелкими ячейками.
Аккумуляторные батареи, снятые с машин, хранятся по подразделениям. На каждую аккумуляторную батарею наносится номерной знак машины, с которой она снята.
Стеллажи должны быть изготовлены таким образом, чтобы удобно было контролировать плотность и уровень электролита в батареях. Перед установкой на хранение батарею следует полностью зарядить и довести уровень электролита до нормы.
Поверхность батареи тщательно нейтрализовать 10 % раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта, протереть ветошью, смоченной в воде и вытереть насухо.
Сухие батареи хранятся отдельно от батарей, залитых электролитом. Для приведения их в рабочее состояние в кладовой электролита необходимо иметь запас электролита установленной плотности для данных климатических условий.
В целях сокращения времени на заполнение сухих батареи электролитом применяются средства механизации с автоматической дозировкой электролита по аккумуляторам.
В последнее время в войсках внедряются устройства для зарядки батарей малыми токами непосредственно на машинах или при хранении в АЗС. Помещение для ремонта аккумуляторных батареи оснащается оборудованием в соответствие с нормами, объявленными приказом министра обороны.
Обслуживающий личный состав АЗС должен обеспечиваться костюмами из хлопчатобумажной материи с кислотостойкой пропиткой, резиновыми фартуками, резиновыми суконными перчатками, галошами, небьющимися очками со съемными и светлыми стеклами, респираторами.
Помещение для зарядных агрегатов и зарядно-распределительных устройств должно быть изолировано от помещения, где заряжают батареи. В этом помещении устанавливают зарядную установку, щит управления зарядной установкой и зарядно-распределительные устройства (ЗРУ).
Мощность зарядного устройства должна обеспечивать своевременную зарядку всех батарей машин части. При этом суммарная мощность основных и резервных зарядных устройств должна обеспечивать возможность своевременного приведения в рабочее состояние всех сухозаряженных аккумуляторных батарей в установленные сроки.
Во всех рабочих помещениях аккумуляторных должны быть нейтрализующие средства:
· 10-процентный раствор кальцинированной соды или нашатырного спирта (для кислотных аккумуляторов);
· 3- и 10-процентный раствор борной кислоты (для щелочных) аккумуляторных батарей;
· холодная вода.
В АЗС оборудуются умывальники с горячей и холодной водой.
В АЗС запрещается курить, пользоваться электронагревательными приборами, которые могут дать искру.
На входной двери АЗС должны быть надписи: «Кислотная АЗС», «Огнеопасно», «С огнем не входить», «Курение запрещается».
При выборе типового проекта АЗС основными показателями являются (рис.2.16):
· количество аккумуляторных батарей, которые должны быть постоянно на зарядке и контрольно-тренировочном цикле (КТЦ);
· количество сухозаряженных батарей, подлежащих хранению в АЗС;
· количество приведенных в рабочее состояние аккумуляторных батарей, подлежащих хранению при температуре ниже -15°С.
Количество аккумуляторных батарей, которые должны быть постоянно на зарядке или КТЦ определяют в соответствии с установленными Инструкциями видами и периодичностью их обслуживания по зависимости:
, (2.51)
где - количество аккумуляторных батарей в АЗС на зарядке и КТЦ;
- общее количество аккумуляторных батарей в части;
- среднее время для зарядки аккумуляторных батарей при 50% зарядке, принимают 8 ч;
- среднее время, необходимое для проведения аккумуляторной батарее КТЦ принимают 30-35 ч;
Т - среднемесячное время работы АЗС, принимают равным фонду рабочего времени аккумуляторщика - 91ч.
Количество сухозаряженных батарей, подлежащих хранению в АЗС, принимается из расчета обеспечения ими машин длительного хранения или на основе директивных указаний.
return false">ссылка скрытаКоличество приведенных в рабочее состояние аккумуляторных батарей, подлежащих хранению в отапливаемом помещении при температуре ниже минус 15°С, определяется по зависимости:
, (2.52)
где - количество машин i-ой марки, содержащихся на хранении в не отапливаемых помещениях (стоянках), ед.;
- количество аккумуляторных батарей на машине i-ой марки, ед.;
j - количество марок машин.
По результатам расчетов выбирается типовой проект АЗС.
Мощность основных зарядных устройств должна обеспечивать зарядку и проведение КТЦ аккумуляторных батарей, находящихся на подзарядке.
Для приведения в рабочее состояние всех сухозаряженных аккумуляторных батарей в установленные сроки АЗС должна обеспечиваться суммарной мощностью основных зарядных средств и резервных зарядных источников.
2.2.7. Стационарная водогрейка
Водогрейка постоянного парка предназначена для нагрева, хранения в горячем состоянии и выдачи необходимого количества воды для разогрева в зимний период двигателей ВВТ, не имеющих индивидуальных или групповых средств разогрева и хранящихся в не отапливаемых хранилищах, под навесами или на открытых площадках.
Источниками теплоснабжения водогрейки являются внешние тепловые сети или собственная котельная.
Водогрейка должна удовлетворять следующим требованиям:
· обеспечивать в кратчайший срок нагрев воды до 90 – 95 °С;
· иметь достаточную емкость для охлаждающей жидкости (в течение 10-15 мин), обеспечивающую удобную и быструю раздачу воды при одновременном выходе ВВТ воинской части;
· хранение запаса горячей воды с учетом необходимости разогрева двигателей проливом, при одновременном выводе всех машин части (2-3 емкости систем охлаждения в зависимости от температуры наружного воздуха).
Водогрейка состоит из следующих элементов (рис.2.17);
· емкости для разогрева воды (бойлеры);
· источников тепла (водяной или паровой котел);
· кранов для выдачи горячей воды (с дистанционным управлением).
В помещении водогрейки оборудуется рабочее место оператора, на котором должны быть стол, стулья, набор необходимого рабочего инструмента, пожарное оборудование и инвентарь, доска документации оператора, доска пожарного расчета.
Проектирование стационарной водогрейки включает:
· определение количества воды, подлежащей подогреву;
· определение количества кранов для раздачи;
· выбор типового проекта по полученным данным.
Потребность в горячей воде определяют по формуле:
, (2.53)
Рис.2.17. Стационарная водогрейка:
1 – лоток для отвода пролитой воды; 2 – деревянная решетка; 3 – термошкаф; 4 – термометр; 5 – уровнемерная трубка; 6 – резервуар для нагрева и хранения запасов воды; 7 – труба с краном для слива воды; 8 – пароподогреватель; 9 – кран для слива воды; 10 – умывальник; 11 – раздаточные краны для горячей воды
где - необходимое количество воды;
- коэффициент запаса нагреваемой жидкости ( =1,5 при температуре до минус 30°С, а при температуре ниже минус 31°С = 4);
- заправочная емкость системы охлаждения машин i-ой марки, л;
- количество машин i-ой марки;
- количество марок машин.
Количество раздаточных кранов для воды определяется исходя
из нормативного времени выхода техники из парка по тревоге по зависимости:
, (2.54)
где - объем разогреваемой воды, л;
- необходимое количество кранов;
- расход воды через кран, л/мин;
- нормативное время выхода машин из парка по тревоге (10-15 мин).
Типовой проект водогрейки выбирается по каталогу паспортов типовых проектов на основании выполненных расчетов.
Водогрейка размещается в отдельном здании или совместно с ПТОР в зоне технического обслуживания парка, как можно ближе к стоянке машин. Площадь водогрейки и стоимость ее строительства определяется по паспорту выбранного типового проекта.