Аккумуляторная зарядная станция

Аккумуляторная зарядная станция (кислотная и щелочная) постоянного парка предназначена для хранения, обслу­живания и ремонта аккумуляторных батарей, их зарядки и про­ведения контрольно-тренировочных циклов, а также для приготовления и хранения необходимых запасов электролита.

В зависимости от условий АЗС может размещаться:

· в от­дельном здании (рис.2.15 и 2.16);

· в комплексе с пунктом технического обслуживания и ремонта (рис.1, прилож.9).

При этом АЗС должна обеспечивать своевременную зарядку, удобство хранения батарей в зимнее время, быструю их выдачу по тревоге (сбору) и доставку к машинам в кратчайшее время.

АЗС изолируется от других помещений глухими не­сгораемыми стенами и оборудуется принудительной вентиляцией, обе­спечивающей 8-10-кратный обмен воздуха в час.

Электропроводка, арматура, светильники и вентиляции должны быть взрывозащищенного исполнения. Температура в АЗС должна придерживаться +12 - +25 °С.

Для выполнения необходимых работ в АЗС оборудуются участки (посты, рабочие места) оснащенные оборудованием и имуществом в соответствии с технологическим процессом обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей (приложение 10).

Планировка АЗС должна предусматривать наличие сле­дующих помещений (рис.2.16):

· участок приема и ремонта аккумуляторных батарей;

· участок для зарядки аккумуляторных батарей;

· электролитная;

· агрегатная;

· помещение резервных источников питания;

· участок хранения и приведения в рабочее состояние сухозаряженных аккумуляторных батарей;

· кладовая электролита;

· вентиляционная;

· комната аккумуляторщиков;

· гардеробная, душевая и санузел.


 


Рис.2.15. Общий вид аккумуляторной зарядной станции, расположенной в отдельном здании

 

 

Рис.2.16. Вариант планировки аккумуляторной зарядной станции:

1 - участок для зарядки кислотных аккумуляторных батарей; 2 - агрегатная кислотной АЗС; 3 - помещение резерв­ных источников питания; 4 - участок хранения и приведения в рабочее состояние сухозаряженных кислотных аккумуляторных батарей; 5 - кладовая электролита кислотная; 6 - вентиляционная; 7 - агрегатная щелочной АЗС; 8 - участок для зарядки щелочных аккумуляторных батарей; 9 - помещение для хранения щелочных аккумуляторных батарей; 10 - тамбур; 11 - электролитная щелочная; 12 - участок приема и ремонта щелочных аккумуляторных батарей; 13 - коридор; 14 - электролит­ная кислотная; 15 - санузел; 16 - гардеробная с душем; 17 - участок приема и ремонта кислотных аккумуляторных батарей; 18 - комната аккумуляторщиков.


Для хранения, ремонта и зарядки щелочных аккумуляторных батарей оборудуются отдельные изолированные помещения.

Помещения для зарядки аккумуляторных батарей оборудуются специальными стеллажами для размещения заряжаемых батарей с местной вентиляцией (вытяжные шкафы).

Помещение для хранения аккумуляторных батареи оборудуется стел­лажами, которые сообщаются с окнами для выдачи батареи, рольгангами или другими устройствами, ускоряющими выдачу батареи подразделениям.

Окна помещений электролитных, зарядки и хранения ак­кумуляторных батарей должны находиться в теневой стороне. Для предот­вращения их нагрева солнечными лучами, стекла должны быть матовыми или покрыты белой клеевой краской и защищены металлическими решетками с мелкими ячейками.

Аккумуляторные батареи, снятые с машин, хранятся по подразде­лениям. На каждую аккумуляторную батарею наносится номерной знак машины, с которой она снята.

Стеллажи должны быть изготовлены таким образом, чтобы удобно было контролировать плотность и уровень электролита в батареях. Перед установкой на хранение батарею следует полностью зарядить и довести уровень электролита до нормы.

Поверхность батареи тщательно нейтрализовать 10 % раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта, протереть ветошью, смоченной в воде и вытереть насухо.

Сухие батареи хранятся отдельно от батарей, залитых электролитом. Для приведения их в рабочее состояние в кладовой электролита не­обходимо иметь запас электролита установленной плотности для данных климатических условий.

В целях сокращения времени на заполнение сухих батареи электро­литом применяются средства механизации с автоматической дозировкой электролита по аккумуляторам.

В последнее время в войсках внедряются устройства для зарядки батарей малыми токами непосредственно на машинах или при хранении в АЗС. Помещение для ремонта аккумуляторных батареи осна­щается оборудованием в соответствие с нормами, объявленными приказом министра обороны.

Обслуживающий личный состав АЗС должен обеспе­чиваться костюмами из хлопчатобумажной материи с кислотостойкой пропиткой, резиновыми фартуками, резиновыми суконными перчатками, галошами, небьющимися очками со съемными и светлыми стеклами, респираторами.

Помещение для зарядных агрегатов и зарядно-распределительных устройств должно быть изолировано от помещения, где заряжают бата­реи. В этом помещении устанавливают зарядную установку, щит управ­ления зарядной установкой и зарядно-распределительные устройства (ЗРУ).

Мощность зарядного устройства должна обеспечивать своевременную зарядку всех батарей машин части. При этом суммарная мощность основ­ных и резервных зарядных устройств должна обеспечивать возможность своевременного приведения в рабочее состояние всех сухозаряженных аккумуляторных батарей в установленные сроки.

Во всех рабочих помещениях аккумуляторных должны быть нейтра­лизующие средства:

· 10-процентный раствор кальцинированной соды или нашатырного спирта (для кислотных аккумуляторов);

· 3- и 10-процентный раствор борной кислоты (для щелочных) аккумуляторных батарей;

· холодная вода.

В АЗС оборудуются умывальники с горячей и холодной водой.

В АЗС запрещается курить, пользоваться электрона­гревательными приборами, которые могут дать искру.

На входной двери АЗС должны быть надписи: «Кислотная АЗС», «Огнеопасно», «С огнем не входить», «Курение запрещается».

При выборе типового проекта АЗС основными показа­телями являются (рис.2.16):

· количество аккумуляторных батарей, которые должны быть постоянно на зарядке и контрольно-тренировочном цикле (КТЦ);

· количество сухозаряженных батарей, подлежащих хранению в АЗС;

· количество приведенных в рабочее состояние аккумуляторных батарей, подлежащих хранению при температуре ниже -15°С.

Количество аккумуляторных батарей, которые должны быть постоянно на зарядке или КТЦ определяют в соответствии с установленными Инструкциями видами и периодичностью их обслуживания по зависимости:

, (2.51)

где - количество аккумуляторных батарей в АЗС на зарядке и КТЦ;

- общее количество аккумуляторных батарей в части;

- среднее время для зарядки аккумуляторных батарей при 50% зарядке, принимают 8 ч;

- среднее время, необходимое для проведения аккумуляторной батарее КТЦ принимают 30-35 ч;

Т - среднемесячное время работы АЗС, принимают равным фонду рабочего времени аккумуляторщика - 91ч.

Количество сухозаряженных батарей, подлежащих хранению в АЗС, принимается из расчета обеспечения ими машин длительного хранения или на основе директивных указаний.

return false">ссылка скрыта

Количество приведенных в рабочее состояние аккумуляторных батарей, подлежащих хранению в отапливаемом помещении при температуре ниже минус 15°С, определяется по зависимости:

, (2.52)

где - количество машин i-ой марки, содержащихся на хранении в не отапливаемых помещениях (стоянках), ед.;

- количество аккумуляторных батарей на машине i-ой марки, ед.;

j - количество марок машин.

По результатам расчетов выбирается типовой проект АЗС.

Мощность основных зарядных устройств должна обеспечивать зарядку и проведение КТЦ аккумуляторных батарей, находящихся на подзарядке.

Для приведения в рабочее состояние всех сухозаряженных аккумуляторных батарей в установленные сроки АЗС должна обеспечиваться суммарной мощностью основных зарядных средств и резервных зарядных источников.

2.2.7. Стационарная водогрейка

Водогрейка постоянного парка предназначена для нагрева, хранения в горячем состоянии и выдачи необходимого количества воды для разогрева в зимний период двигателей ВВТ, не имеющих индивидуальных или групповых средств разогрева и хранящихся в не отапливаемых хранилищах, под навесами или на открытых площадках.

Источниками теплоснабжения водогрейки являются внешние тепловые сети или собственная котельная.

Водогрейка должна удовлетворять следующим требованиям:

· обеспечивать в кратчайший срок нагрев воды до 90 – 95 °С;

· иметь достаточную емкость для охлаждающей жидкости (в течение 10-15 мин), обеспечивающую удобную и быструю раздачу воды при одновременном выходе ВВТ воинской части;

· хранение запаса горячей воды с учетом необходимости разогрева двигателей проливом, при одновременном выводе всех машин части (2-3 емкости систем охлаждения в зависимости от температуры наружного воздуха).

Водогрейка состоит из следующих элементов (рис.2.17);

· емкости для разогрева воды (бойлеры);

· источников тепла (водяной или паровой котел);

· кранов для выдачи горячей воды (с дистанционным управлением).

В помещении водогрейки оборудуется рабочее место оператора, на котором должны быть стол, стулья, набор необходимого рабочего инстру­мента, пожарное оборудование и инвентарь, доска документации операто­ра, доска пожарного расчета.

Проектирование стационарной водогрейки включает:

· определение количества воды, подлежащей подогреву;

· определение количества кранов для раздачи;

· выбор типового проекта по полученным данным.

Потребность в горячей воде определяют по формуле:

, (2.53)


Рис.2.17. Стационарная водогрейка:

1 – лоток для отвода пролитой воды; 2 – деревянная решетка; 3 – термошкаф; 4 – термометр; 5 – уровнемерная трубка; 6 – резервуар для нагрева и хранения запасов воды; 7 – труба с краном для слива воды; 8 – пароподогреватель; 9 – кран для слива воды; 10 – умывальник; 11 – раздаточные краны для горячей воды

 

где - необходимое количество воды;

- коэффициент запаса нагреваемой жидкости ( =1,5 при температуре до минус 30°С, а при температуре ниже минус 31°С = 4);

- заправочная емкость системы охлаждения машин i-ой марки, л;

- количество машин i-ой марки;

- количество марок машин.

Количество раздаточных кранов для воды определяется исходя

из нормативного времени выхода техники из парка по тревоге по зависимости:

, (2.54)

где - объем разогреваемой воды, л;

- необходимое количество кранов;

- расход воды через кран, л/мин;

- нормативное время выхода машин из парка по тревоге (10-15 мин).

Типовой проект водогрейки выбирается по каталогу паспортов типовых проектов на основании выполненных расчетов.

Водогрейка размещается в отдельном здании или совместно с ПТОР в зоне технического обслуживания парка, как можно ближе к стоянке машин. Площадь водогрейки и стоимость ее строительства определяется по паспорту выбранного типового проекта.