Пункт технического обслуживания и ремонта

ПТОР постоянного парка предназначен для проведения всех видов технического обслуживания и войскового ремонта штатных ВВТ воинской части в соответствии с нормативно-технической документацией. Он размещается на территории парка в конце линии технического обслуживания, как правило, после ПЕТО или на одном уровне с ним.

В ПТОР постоянного парка воинских частей технического обеспечения могут выполняться работы по восстановлению ВВТ и их агрегатов в объемах, превышающих установленные для войскового ремонта.

Для выполнения необходимых работ в ПТОР оборудуются участки, посты, рабочие места согласно прилож.5, а также вспомогательные и санитарно-бытовые помещения.

ПТОР строятся по типовым проектам и могут совмещаться с аккуму­ляторной и (или) стационарной водогрейкой (рис.2.12, 2.13 и прилож.6, рис.1, 2 и 3).

Устройство и оборудование пункта технического обслуживания и ре­монта должно обеспечивать удобное, быстрое и качественное выполнение всех работ по техническому обслуживанию и ремонту машин всех марок, находящихся в части, а также соблюдение правил техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной охраны.

В ПТОР должны быть предусмотрены:

· участки комплексного ТО и ремонта ВВТ;

· специализированные участки;

· поточная линия технического обслуживания колесных машин;

· служебно-бытовые и вспомогательные помещения.

Участки ПТОР должны быть специализированы по видам выполня­емых работ, а посты - универсальными (обеспечивать возможность их использования для всех типов штатных гусеничных и колесных машин воинской части).

В ПТОР для выполнения текущего ремонта автомобильной техники создаются следующие специализированные участки:

· технического диагностирования машин;

· текущего ремонта агрегатов;

· ремонта электрооборудования и топливной аппаратуры;

· ремонта приборов гидросистемы;

· ремонта кузовов, сидений, тентов и покрасочных работ;

· слесарно-механических работ;

· электрогазосварочный, кузнечно-жестяницкий и рихтовки кабин и оперения;

· шиномонтажных и вулканизационных работ.

Для текущего ремонта и технического обслуживания других видов ВВТ создаются соответствующие специализированные участки (обслуживание оптических систем, средств связи и т.д.).

Служебно-бытовые вспомогательные помещения включают:

· комнату начальника ПТОР;

· техническую кладовую для запасных частей и материалов;

· инструментальную;

· гардероб, душевую, курительную комнату и другие помещения.

В ПТОР автомобильных (материального обеспечения) воинских ча­стей могут размещаться аккумуляторная, водогрейка (водомаслогрейка), класс отработки нормативов и выполнения практических работ по техни­ческой подготовке и санитарно-бытовой блок.

Оснащение ПТОР табельным оборудованием, средствами механиза­ции, обслуживания и ремонта, инструментом и приспособлениями производится в соответствии с нормами, установленными приказом министра обороны.

Посты и специализированные участки оснащаются необходимым обо­рудованием, рабочим и измерительным инструментом, средствами техни­ческого диагностирования, технологическими инструкциями, перечнями и техническими условиями на проводимые работы, инструкциями по мерам безопасности и уходу за оборудованием.


 

 


 

Рис.2.12. Общий вид ПТОР на 6 постов


 

Рис.2.13. Планировка пункта технического обслуживания и ремонта:

1 - участок окрасочных работ; 2 - помещение для подготовки красок; 3 - пост тех­нического диагностирования гусеничных машин; 4 - кладовая для диагностической аппаратуры; 5 - пост технического диагностирования колесных машин; 6 - санузел; 7 - участок ремонта и испытаний противооткатных устройств; 8 - участок ремонта агрегатов колесных машин; 9 - участок ремонта блоков и пультовой аппаратуры; 10 - участок обслуживания фильтров и воздухоочистителей; 11 - участок ремонта топлив­ной аппаратуры; 12 - электрощитовая; 13 - участок шиномонтажных и шиноремонтных работ; 14 - коридор; 15 - участок обслуживания и ремонта электроспецоборудования; 16 - участок слесарно-механических работ; 17 - участок ремонта сиденьев и тентов; 18 - участок ремонта кузовов; 19 - поточная линия технического обслуживания колесных машин; 20 - кладовая автомобильного имущества; 21 - кладовая бронетанкового иму­щества; 22 - помещение для газогенераторов; 23 - участок электрогазосварочных работ; 24 - помещение для сушки силикагеля; 25 - участок заряда баллонов воздухопуска; 26 - компрессорная; 27 - участок кузнечных и медницко-жестяницких работ; 28 - общее помещение постов комплексного обслуживания и ремонта машин; 29 - преддушевая; 30 - душевая; 31 - умывальная; 32 - гардеробная для грязной одежды; 33 - санузел; 34 - участок технического обслуживания и ремонта средств связи и АСУ; 35 - участок ремонта стрелкового вооружения; 36 - кладовая для имущества ракетно-артиллерийского вооружения; 37 - участок технического обслуживания и ремонта вооружения химических войск и средств защиты; 38 - кладовая для химического имущества; 39 - участок технического обслуживания и ремонта оптических и электронно-оптиче­ских приборов; 40 - инструментально-раздаточная кладовая; 41 - комната командира ремонтного подразделения; 42 - технический класс; 43 – вент. камера; 44 - тамбур; 45 - коридор; 46 - гардеробная для чистой одежды

 

На участке комплексного технического обслуживания и текущего ремонта колесных машин создаются и оборудуются рабочие места:

· механика-регулировщика;

· автоэлектрика;

· автослесаря;

· смазчика и водителя обслуживаемой машины.

Каждое рабочее место специалиста (механика-регулировщика, авто­электрика, смазчика, автослесаря) оснащается (рис.2.14):

· слесарным верстаком с параллельными тисками;

· наглядными и справочными пособиями в виде настенных щитов, вертушек и т.п. с перечнем работ, выполняемых специалистами при ТО-1 и ТО-2, техническими условиями на выполнение работ, регулировочными данными, указаниями по технике безопасности и т.п.;

· комплектом приборов, инструмента и приспособлений, необходимых для выполнения работ, предусмотренных на данном посту.

Поточная линия технического обслуживания колесных машин предназначена для выполнения сезонного обслуживания, технического обслуживания большого количества машин по возвращении их с учений и при постановке на хранение, а также для проведения

Рис.2.14. Рабочее место смазчика:

1 - смазочная установка; 2 - бак для пластичных смазок; 3 и 5 - документация рабочего места; 4 - верстак; 6 - стеллаж; 7 - электромеханический солидолонаг-нетатель; 8 - маслораздаточный бак; 9 - ящик для ветоши

 

номерных видов технического обслуживания. Она размещается в общем помещении с участками комплексного технического обслуживания и текущего ремон­та и включает посты:

· технической диагностики;

· обслуживания шин, тормозов и подвески, смазки подшипников ступиц колес;

· проверочно-крепежных работ и технического обслуживания системы электрооборудования;

return false">ссылка скрыта

· регулировочных работ и технического обслуживания систем питания и охлаждения;

· смазочно-заправочных работ.

На поточной линии размещаются слесарные верстаки по количеству постов, передвижные комплекты оборудования автомеханика, автоэлектри­ка, автослесаря и смазчика, а также дополнительный комплект слесарного инструмента, приспособлений и съемников для передвижных комплектов оборудования и другое оборудование.

Штат ПТОР - величина не постоянная и зависит от рода войск, количе­ства машин по штату в части, количества машин ежедневной эксплуатации и других факторов.

Однако, независимо от штата, в ПТОР должны быть следующие специалисты: начальник ПТОР, механик-регулировщик (1-2), автоэлектрик (1-2), слесарь (1-3), токарь, смазчик, карбюраторщик, медник-жестянщик, аккумуляторщик, сварщик, кузнец, столяр, маляр.

При ограниченном штате один и тот же человек может выполнять различные виды работ, освоив смежные специальности.

Например, электрик-аккумуляторщик, сварщик-кузнец, столяр-маляр.

Кроме того, по решению командира части в качестве специалистов ПТОР могут привлекаться водители боевых и строевых машин.

Расчет пункта технического обслуживания и ремонта заключается в определении:

· производственной программы ПТОР;

· количества постов комплексного технического обслуживания и ремонта машин;

· числа производственников;

· расчета площадей ПТОР;

· в выборе типового проекта ПТОР;

· подборе технологического оборудования ПТОР для технического обслуживания и текущего ремонта машин.

Определение производственной программы ПТОР.

Для определения количества рабочих мест, постов, специализированных участков в ПТОР, а также количества производственников необходимо рассчитать производственную программу по техническому обслуживанию и текущему ремонту.

При расчете ПТОР необходимо использовать два расчетных ре­жима:

· режим среднемесячного объема работ по техническому обслуживанию и ремонту машин;

· режим наибольшего объема работ по техническому обслуживанию и ремонту при подготовке машин к летнему и зимнему периоду эксплуатации, а также при обслуживании большого количества машин по возвращении их с учений и при постановке на хранение.

Производственная программа ПТОР с использованием расчетного режима по среднемесячному объему работ, как правило, рассчитывается в следующей последовательности.

Определяется суммарный годовой расход моторесурсов машин интенсивной эксплуатации (транспортной и учебной групп):

Lгод = , (2.14)

где Мi - количество машин i-той группы эксплуатации с равными нормами расхода моторесурсов, ед.;

Ni - годовая норма расхода моторесурсов i-той группы эксплуатации, км (прилож.7);

n - количество групп эксплуатации машин.

Определяется суммарный годовой расход моторесурсов машин всех групп эксплуатации с учетом подготовки и обучения водителей:

LОгод = + - МуNу , (2..15)

где Rj - количество водителей j-той категории подготовки, чел;

Nbj - годовая норма моторесурсов на вождение j-той категории

обучения водителей, км (приложение7);

Му - количество машин учебной группы эксплуатации, ед.;

Nу - годовая норма расхода моторесурсов на учебную машину, км (прилож.7);

m - количество категорий личного состава для вождения машин.

Расчеты по формулам 2.14 и 2.15 выполняются отдельно для колесных и гусеничных машин.

Определение среднемесячного расхода моторесурсов:

· машины интенсивной эксплуатации

lСМ = (2.16)

· машины всех групп эксплуатации

lОСМ = , (2.17)

где 10 - число расчетных месяцев в году. Принимается, что остальные два месяца предназначены для перевода техники на сезонный период эксплуатации и в эти месяцы эксплуатация машин сокращается до минимума.

Данные расчетов среднемесячного расхода моторесурсов машин свести в табл.1 (прилож.8).

Среднемесячный пробег машин определяется для транспортной и учебной групп. Пробег машин боевой и строевой групп для определения номерных технических обслуживаний машин не учитывается, так как номерные технические обслуживания этих машин планируется по времени, а не по пробегу.

Трудоемкость работ по обслуживанию машин боевой и строевой групп определяется по нормативам трудозатрат постановки машин на кратковременное хранение.

В соответствии с руководящими положениями машины боевой и строевой групп снимаются и ставятся на кратковременное хранение не более 3 раз в год. Если принять, что две постановки машин на хранение будут совмещены с переводом на сезонный период эксплуатации, то в течение остальных 10 месяцев потребуется выполнить еще одно ТО-1 с дополнительными работами по постановке на кратковременное хранение.

Определение среднемесячного количества циклов технического

обслуживания

nЦ = , (2.18)

где LЦ - величина цикла технического обслуживания в км (табл.2.2)

- результирующий коэффициент корректировки периодичности технического обслуживания

= К1 К2 , (2.19)

где К1 - коэффициент, учитывающий дорожные условия эксплуатации (табл.2.3);

К2 - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия эксплуатации (табл.2.4).

Определение среднемесячного количества ТО-1 и ТО-2 машин интенсивных групп эксплуатации (по пробегу):

, (2.20)

, (2.21)

где К - коэффициент кратности ТО-1 в цикле технического обслуживания: для автомобилей (прицепов и полуприцепов) К = 4, для гусеничных тягачей К = 2 и тракторов К = 3.

Таблица 2.2