Пункт технического обслуживания и ремонта
ПТОР постоянного парка предназначен для проведения всех видов технического обслуживания и войскового ремонта штатных ВВТ воинской части в соответствии с нормативно-технической документацией. Он размещается на территории парка в конце линии технического обслуживания, как правило, после ПЕТО или на одном уровне с ним.
В ПТОР постоянного парка воинских частей технического обеспечения могут выполняться работы по восстановлению ВВТ и их агрегатов в объемах, превышающих установленные для войскового ремонта.
Для выполнения необходимых работ в ПТОР оборудуются участки, посты, рабочие места согласно прилож.5, а также вспомогательные и санитарно-бытовые помещения.
ПТОР строятся по типовым проектам и могут совмещаться с аккумуляторной и (или) стационарной водогрейкой (рис.2.12, 2.13 и прилож.6, рис.1, 2 и 3).
Устройство и оборудование пункта технического обслуживания и ремонта должно обеспечивать удобное, быстрое и качественное выполнение всех работ по техническому обслуживанию и ремонту машин всех марок, находящихся в части, а также соблюдение правил техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной охраны.
В ПТОР должны быть предусмотрены:
· участки комплексного ТО и ремонта ВВТ;
· специализированные участки;
· поточная линия технического обслуживания колесных машин;
· служебно-бытовые и вспомогательные помещения.
Участки ПТОР должны быть специализированы по видам выполняемых работ, а посты - универсальными (обеспечивать возможность их использования для всех типов штатных гусеничных и колесных машин воинской части).
В ПТОР для выполнения текущего ремонта автомобильной техники создаются следующие специализированные участки:
· технического диагностирования машин;
· текущего ремонта агрегатов;
· ремонта электрооборудования и топливной аппаратуры;
· ремонта приборов гидросистемы;
· ремонта кузовов, сидений, тентов и покрасочных работ;
· слесарно-механических работ;
· электрогазосварочный, кузнечно-жестяницкий и рихтовки кабин и оперения;
· шиномонтажных и вулканизационных работ.
Для текущего ремонта и технического обслуживания других видов ВВТ создаются соответствующие специализированные участки (обслуживание оптических систем, средств связи и т.д.).
Служебно-бытовые вспомогательные помещения включают:
· комнату начальника ПТОР;
· техническую кладовую для запасных частей и материалов;
· инструментальную;
· гардероб, душевую, курительную комнату и другие помещения.
В ПТОР автомобильных (материального обеспечения) воинских частей могут размещаться аккумуляторная, водогрейка (водомаслогрейка), класс отработки нормативов и выполнения практических работ по технической подготовке и санитарно-бытовой блок.
Оснащение ПТОР табельным оборудованием, средствами механизации, обслуживания и ремонта, инструментом и приспособлениями производится в соответствии с нормами, установленными приказом министра обороны.
Посты и специализированные участки оснащаются необходимым оборудованием, рабочим и измерительным инструментом, средствами технического диагностирования, технологическими инструкциями, перечнями и техническими условиями на проводимые работы, инструкциями по мерам безопасности и уходу за оборудованием.
Рис.2.12. Общий вид ПТОР на 6 постов
Рис.2.13. Планировка пункта технического обслуживания и ремонта:
1 - участок окрасочных работ; 2 - помещение для подготовки красок; 3 - пост технического диагностирования гусеничных машин; 4 - кладовая для диагностической аппаратуры; 5 - пост технического диагностирования колесных машин; 6 - санузел; 7 - участок ремонта и испытаний противооткатных устройств; 8 - участок ремонта агрегатов колесных машин; 9 - участок ремонта блоков и пультовой аппаратуры; 10 - участок обслуживания фильтров и воздухоочистителей; 11 - участок ремонта топливной аппаратуры; 12 - электрощитовая; 13 - участок шиномонтажных и шиноремонтных работ; 14 - коридор; 15 - участок обслуживания и ремонта электроспецоборудования; 16 - участок слесарно-механических работ; 17 - участок ремонта сиденьев и тентов; 18 - участок ремонта кузовов; 19 - поточная линия технического обслуживания колесных машин; 20 - кладовая автомобильного имущества; 21 - кладовая бронетанкового имущества; 22 - помещение для газогенераторов; 23 - участок электрогазосварочных работ; 24 - помещение для сушки силикагеля; 25 - участок заряда баллонов воздухопуска; 26 - компрессорная; 27 - участок кузнечных и медницко-жестяницких работ; 28 - общее помещение постов комплексного обслуживания и ремонта машин; 29 - преддушевая; 30 - душевая; 31 - умывальная; 32 - гардеробная для грязной одежды; 33 - санузел; 34 - участок технического обслуживания и ремонта средств связи и АСУ; 35 - участок ремонта стрелкового вооружения; 36 - кладовая для имущества ракетно-артиллерийского вооружения; 37 - участок технического обслуживания и ремонта вооружения химических войск и средств защиты; 38 - кладовая для химического имущества; 39 - участок технического обслуживания и ремонта оптических и электронно-оптических приборов; 40 - инструментально-раздаточная кладовая; 41 - комната командира ремонтного подразделения; 42 - технический класс; 43 – вент. камера; 44 - тамбур; 45 - коридор; 46 - гардеробная для чистой одежды
На участке комплексного технического обслуживания и текущего ремонта колесных машин создаются и оборудуются рабочие места:
· механика-регулировщика;
· автоэлектрика;
· автослесаря;
· смазчика и водителя обслуживаемой машины.
Каждое рабочее место специалиста (механика-регулировщика, автоэлектрика, смазчика, автослесаря) оснащается (рис.2.14):
· слесарным верстаком с параллельными тисками;
· наглядными и справочными пособиями в виде настенных щитов, вертушек и т.п. с перечнем работ, выполняемых специалистами при ТО-1 и ТО-2, техническими условиями на выполнение работ, регулировочными данными, указаниями по технике безопасности и т.п.;
· комплектом приборов, инструмента и приспособлений, необходимых для выполнения работ, предусмотренных на данном посту.
Поточная линия технического обслуживания колесных машин предназначена для выполнения сезонного обслуживания, технического обслуживания большого количества машин по возвращении их с учений и при постановке на хранение, а также для проведения
Рис.2.14. Рабочее место смазчика:
1 - смазочная установка; 2 - бак для пластичных смазок; 3 и 5 - документация рабочего места; 4 - верстак; 6 - стеллаж; 7 - электромеханический солидолонаг-нетатель; 8 - маслораздаточный бак; 9 - ящик для ветоши
номерных видов технического обслуживания. Она размещается в общем помещении с участками комплексного технического обслуживания и текущего ремонта и включает посты:
· технической диагностики;
· обслуживания шин, тормозов и подвески, смазки подшипников ступиц колес;
· проверочно-крепежных работ и технического обслуживания системы электрооборудования;
return false">ссылка скрыта· регулировочных работ и технического обслуживания систем питания и охлаждения;
· смазочно-заправочных работ.
На поточной линии размещаются слесарные верстаки по количеству постов, передвижные комплекты оборудования автомеханика, автоэлектрика, автослесаря и смазчика, а также дополнительный комплект слесарного инструмента, приспособлений и съемников для передвижных комплектов оборудования и другое оборудование.
Штат ПТОР - величина не постоянная и зависит от рода войск, количества машин по штату в части, количества машин ежедневной эксплуатации и других факторов.
Однако, независимо от штата, в ПТОР должны быть следующие специалисты: начальник ПТОР, механик-регулировщик (1-2), автоэлектрик (1-2), слесарь (1-3), токарь, смазчик, карбюраторщик, медник-жестянщик, аккумуляторщик, сварщик, кузнец, столяр, маляр.
При ограниченном штате один и тот же человек может выполнять различные виды работ, освоив смежные специальности.
Например, электрик-аккумуляторщик, сварщик-кузнец, столяр-маляр.
Кроме того, по решению командира части в качестве специалистов ПТОР могут привлекаться водители боевых и строевых машин.
Расчет пункта технического обслуживания и ремонта заключается в определении:
· производственной программы ПТОР;
· количества постов комплексного технического обслуживания и ремонта машин;
· числа производственников;
· расчета площадей ПТОР;
· в выборе типового проекта ПТОР;
· подборе технологического оборудования ПТОР для технического обслуживания и текущего ремонта машин.
Определение производственной программы ПТОР.
Для определения количества рабочих мест, постов, специализированных участков в ПТОР, а также количества производственников необходимо рассчитать производственную программу по техническому обслуживанию и текущему ремонту.
При расчете ПТОР необходимо использовать два расчетных режима:
· режим среднемесячного объема работ по техническому обслуживанию и ремонту машин;
· режим наибольшего объема работ по техническому обслуживанию и ремонту при подготовке машин к летнему и зимнему периоду эксплуатации, а также при обслуживании большого количества машин по возвращении их с учений и при постановке на хранение.
Производственная программа ПТОР с использованием расчетного режима по среднемесячному объему работ, как правило, рассчитывается в следующей последовательности.
Определяется суммарный годовой расход моторесурсов машин интенсивной эксплуатации (транспортной и учебной групп):
Lгод = , (2.14)
где Мi - количество машин i-той группы эксплуатации с равными нормами расхода моторесурсов, ед.;
Ni - годовая норма расхода моторесурсов i-той группы эксплуатации, км (прилож.7);
n - количество групп эксплуатации машин.
Определяется суммарный годовой расход моторесурсов машин всех групп эксплуатации с учетом подготовки и обучения водителей:
LОгод = + - МуNу , (2..15)
где Rj - количество водителей j-той категории подготовки, чел;
Nbj - годовая норма моторесурсов на вождение j-той категории
обучения водителей, км (приложение7);
Му - количество машин учебной группы эксплуатации, ед.;
Nу - годовая норма расхода моторесурсов на учебную машину, км (прилож.7);
m - количество категорий личного состава для вождения машин.
Расчеты по формулам 2.14 и 2.15 выполняются отдельно для колесных и гусеничных машин.
Определение среднемесячного расхода моторесурсов:
· машины интенсивной эксплуатации
lСМ = (2.16)
· машины всех групп эксплуатации
lОСМ = , (2.17)
где 10 - число расчетных месяцев в году. Принимается, что остальные два месяца предназначены для перевода техники на сезонный период эксплуатации и в эти месяцы эксплуатация машин сокращается до минимума.
Данные расчетов среднемесячного расхода моторесурсов машин свести в табл.1 (прилож.8).
Среднемесячный пробег машин определяется для транспортной и учебной групп. Пробег машин боевой и строевой групп для определения номерных технических обслуживаний машин не учитывается, так как номерные технические обслуживания этих машин планируется по времени, а не по пробегу.
Трудоемкость работ по обслуживанию машин боевой и строевой групп определяется по нормативам трудозатрат постановки машин на кратковременное хранение.
В соответствии с руководящими положениями машины боевой и строевой групп снимаются и ставятся на кратковременное хранение не более 3 раз в год. Если принять, что две постановки машин на хранение будут совмещены с переводом на сезонный период эксплуатации, то в течение остальных 10 месяцев потребуется выполнить еще одно ТО-1 с дополнительными работами по постановке на кратковременное хранение.
Определение среднемесячного количества циклов технического
обслуживания
nЦ = , (2.18)
где LЦ - величина цикла технического обслуживания в км (табл.2.2)
- результирующий коэффициент корректировки периодичности технического обслуживания
= К1 К2 , (2.19)
где К1 - коэффициент, учитывающий дорожные условия эксплуатации (табл.2.3);
К2 - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия эксплуатации (табл.2.4).
Определение среднемесячного количества ТО-1 и ТО-2 машин интенсивных групп эксплуатации (по пробегу):
, (2.20)
, (2.21)
где К - коэффициент кратности ТО-1 в цикле технического обслуживания: для автомобилей (прицепов и полуприцепов) К = 4, для гусеничных тягачей К = 2 и тракторов К = 3.
Таблица 2.2