Общие положения о применении устройств, обеспечивающих безопасность движения поездов.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»

Филиал Южно-Уральская железная дорога

Структурное образовательное подразделение

Челябинская техническая школа

ПОСОБИЕ

МАШИНИСТУ ЛОКОМОТИВА

ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПРИБОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Разработал преподаватель ЧТШ Абрамовских Г.А.

Челябинск

2012г

Общие положения о применении устройств, обеспечивающих безопасность движения поездов.

Безопасность движения является основным фактором, обеспечивающим эффективность устойчивой и надежной работы. Любая авария или крушение приводят к большим материальным и техническим потерям, а иногда и к человеческим жертвам.

Проблемы безопасности движения возникли одновременно с появлением первых транспортных средств. Непрерывный рост грузооборота на железнодорожном транспорте и повышение скоростей требовало увеличения пропускной способности и повышения безопасности движения.

Безопасность движения это тесная связь составляющих: ЧЕЛОВЕК, МАШИНА, ОКРУЖАЮЩЕЯ СРЕДА.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОРэто физическое и эмоциональное состояние человека, выполняющего должностные обязанности, при этом основными причинами и факторами, способствующими появлению аварийных ситуаций являются:

  • Потеря бдительности или утомляемость
  • Нарушения требований инструкций, приказов, ТРА станций и т.д.
  • Не правильное управление локомотивом в целом, а так же неправильное управление тормозами и неправильные действия в экстремальных ситуациях, сюда можно отнести отсутствие опыта и невозможность человека оценить ситуацию в момент тревоги или стресса.

ПОНЯТИЕ МАШИНАнеобходимо понимать как технически исправные средства и сооружения.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДАэто туман, снегопад, дождь, мороз и т.д. все эти факторы взаимодействуют и связаны в цепочку.

Как бы ни была эффективна эта система, ЧЕЛОВЕК остается человеком и каким бы грамотным и ответственным человек не был, все равно любому из нас свойственно допускать ошибки.

Для нейтрализации ошибок человека применяются следующие системы:

1. Предотвращающие проезды запрещающих сигналов.

2. Предотвращающие превышения допустимой скорости движения.

Непрерывный рост грузооборота железных дорог и повышение скоростей движения требовало увеличения пропускной способности железнодорожных линий и повышения безопасности движения при производстве перевозок. Для выполнения этих задач особое значение приобрело применение комплекса устройств автоматики, цель которых - помогать локомотивной бригаде при ведении поезда, а также осуществлять контроль её физического состояния и правильности действий по управлению поездом. Эти устройства получили статус основных приборов безопасности и включают в себя автоблокировку и автоматическую локомотивную сигнализацию.

Время и новые технические решения, внедряемые на железнодорожном транспорте, ставили все более сложные задачи перед существующей системой безопасности. Поэтому, имеющиеся приборы безопасности с течением времени модернизировались и в дополнение к уже существующим основным приборам разрабатывались все новые, а начиная с 90-х годов прошлого века на железных дорогах России получили широкое применение микропроцессорные системы, направленные на увеличение пропускной способности и повышение безопасности движения на магистралях страны.

Необходимо помнить, что оборудование локомотива это единое целое и его надежная работа на линии зависит от его технического состояния, от знаний и эрудиции специалистов, обслуживающих и эксплуатирующих узлы и приборы локомотивов, четкого соблюдения технологической дисциплины, выполнения требований инструкций.