Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов

Учебная дисциплина «Политология» изучается в течение одного семестра и завершается сдачей зачета. По данной дисциплине предусмотрены лекции, семинарские и практические интерактивные занятия. Кроме того, подготовка бакалавров предполагает значительный удельный вес самостоятельной работы студента и выполнение контрольного задания. Именно самостоятельная работа позволяет закрепить, расширить и творчески использовать полученные знания. К формам самостоятельной работы можно отнести подготовку к практическим и семинарским занятиям, работу с информацией, полученной на лекциях, изучение дополнительной научной, учебной и методической литературы, подготовку рефератов, докладов, выполнение контрольного задания, предусмотренного учебным планом.

Важнейшим элементом самостоятельной работы является умение работать с учебной литературой. Учебная литература вне зависимости от отрасли знаний весьма специфична, поэтому работать с ней следует соответственно. Подготовка к семинарам, практическим занятиям, экзаменам, выполнению любой письменной работы предполагает исследование имеющихся в конкретной области учебных и научных публикаций. Поэтому студент должен иметь в виду следующее: с целью достижения максимально эффективного результата самостоятельная работа с учебным материалом должна включать несколько этапов.

На первом этапе основная задача студента — понять, о чем говорится в литературном источнике. Для этого достаточно просто не спеша пролистать учебник, лекции, статью или другую работу. Не стоит пытаться что-либо запомнить на данном этапе: это лишнее. Просто просматривайте текст. Результатом беглого просмотра материала должно стать более-менее четкое представление о его содержании. Ощущение после завершения первого этапа своеобразное: обычно студент чувствует, что столько информации понять, а тем более запомнить практически невозможно.

Второй этап — следующий шаг к освоению необходимой информации. Основная задача студента на этом этапе — максимально разобраться в изложенном материале. Для этого необходимо спокойно, внимательно просмотреть источник информации вновь, тщательно разбирал каждый вопрос. Запоминать специально информацию не стоит — если вы полностью поймете содержание, вы автоматически запомните его большую часть. Главное — не пропускать информацию, откладывая ее разбор на будущее. О том, что непонятно вообще, лучше спросить преподавателя — квалифицированное объяснение устранит сложность вопроса.

Цель третьего этапа — систематизировать полученные знания и привести их в строгое соответствие с вопросами, которые будут заданы на семинаре, зачете, экзамене. Для этого следует вслух отвечать на вопросы, рисовать таблицы, схемы, графики (если они имеются). Сначала — без помощи источника информации, затем, если качественный ответ не получается, — с его помощью. Результатом третьего этапа является уверенность, что вы готовы ответить на любой вопрос.

В целом это соответствует действительности, но если вы твердо рассчитываете на оценку в пять баллов, потрудитесь еще немного. Пройдите четвертый этап, цель которого — окончательное закрепление знаний. Литературный источник на этом этапе уже не требуется. Следует еще раз ответить на вопросы, но несколько иначе. Прочитайте вопрос и вспомните, про что вам следует рассказать при ответе на него, то есть мысленно составьте примерный план ответа. Это необходимо сделать с каждым вопросом, и на этом процесс подготовки к семинару, зачету, экзамену завершится.

Отдельно следует остановиться на подготовке к практическим занятиям в интерактивной форме. По экономике предусмотрено проведение таких занятий как дискуссии, «круглые столы», кейс-метод. Такие занятия требуют от студента особой подготовки и более творческого подхода. Так, например, для участия в дискуссии, в «круглом столе», необходимо обладать большей информированностью и компетентностью, умением корректно вести научный спор, обмен мнениями. Подготовка к таким занятиям потребует больших временных затрат, а источники информации не будут исчерпываться только литературой, рекомендованной преподавателем к каждой теме занятия. Необходимо также использовать информационные и поисковые системы, представленные в сети Интернет.

Кейс-метод проведения занятий предполагает изучение, анализ и принятие решений по конкретным ситуациям в реальных компаниях и организациях. Задача студентов заключается в индивидуальном изучении предложенной преподавателем ситуации, умении в малой группе выработать общее решение и по итогам обмена мнениями между группами всесторонне проработать выбранную стратегию. Как видно, помимо подготовки непосредственно по теме занятия, такие интерактивные формы требуют определенных навыков коммуникации, умения работать в коллективе и принимать коллективные решения. Участие же студентов в таких практических занятиях развивает, в свою очередь, навыки самостоятельного поиска и обработки информации, определения ее достоверности, способствует формированию коммуникативных компетенций, умений самостоятельно принимать экономические решения. Как правило, активное участие студентов в данных практических занятиях оценивается преподавателем более высоко.

Учебным планом предусмотрено выполнение контрольного задания по политологии, что является одной из форм самостоятельной работы студентов. Темы контрольных заданий определяются преподавателем. В зависимости от сферы научных предпочтений студента и уровня его подготовки, тема контрольного задания может быть скорректирована по согласованию с преподавателем. Контрольное задание выполняется в письменной форме, вариант выбирается по первоначальное букве фамилии, тема определяется по последней цифре зачетной книжки и представляется в течение семестра в срок, определяемый преподавателем.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому и практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии, вопросам.

На самостоятельную работу выносятся темы № 2,3,5,6,7,8.

При подготовке к ним необходимо уяснить цели каждого занятия, подготовиться к вопросам сопровождающим тему.

 

Тема №2. «Исторические этапы развития политической мысли».

Цели занятия:

1. Отразить этапы развития политической мысли от античности до Нового времени.

2. Познакомить студентов с новейшими политическими теориями 20 века.

 

Учебные вопросы Время, мин.
1. Генезис политической мысли в Древнем мире.
2. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения.
3. Политические учения Нового времени.
4. Политические теории 20 века.

Литература:

основная:

1. Политология: курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 681 с.

2. Политология: учебник для студентов вузов / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2004. – 588 с.

3. Политология: учебное пособие / науч. ред. А.А. Радугин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2001. – 335 с. – (Alma mater).

4. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 559 с.

5. Политология: учебно-методическое пособие для студентов дневной и заочной форм обучения / сост. Л.М. Савушкин; Центральный филиал Российской академии правосудия. – Воронеж: Научная книга, 2006. – 45 с.

дополнительная:

1. Бачинин В.А. Политология: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 228 с.

2. Глухова А.В. Сравнительный анализ политических систем Европы: учебное пособие / А.В. Глухова, Ю.И. Лаптева, Р.В. Савенков. – Воронеж: Истоки, 2006. – 112 с.

3. Дюверже М. Политические партии / Морис Дюверже; пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2002. – 558 с. – (Концепции).

4. Колосов В.А. Геополитика и политическая география: учебник для вузов / В.А. Колосов, Н.С. Мироненко. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 479 с.

5. Коэн Дж. Гражданское общество и политическая теория / Дж. Л. Коэн, Э. Арато ; пер. с англ. – М.: Весь мир, 2003. – 784 с.

6. Лебедева М.М. Мировая политика: учебник для вузов / М.М. Лебедева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 351 с.

7. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли; пер. с итал. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006. – 976 с. – (Гиганты мысли).

8. Мораль в политике: хрестоматия / отв. ред. Б.Г. Капустин. – М.: Изд-во МГУ, Издательский дом "Университет", 2004. – 479 с. – (Политический разум и практика политики).

9. Политология для юристов: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2002. – 774 с.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ.