Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс
«Планирование и бюджетирование»
(для студентов отделения высшего профессионального образования специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации», «Маркетинг»)
Рубцовск 2015
Кафедра | —— Экономики |
Шифр и наименование дисциплины | —— Планирование и бюджетирование |
Статус дисциплины | —— обязательная |
Курс | —— 5-ДО, 6-ЗО, 3-ОЗО |
Специальность | —— «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Государственное и муниципальное управление», |
Форма обучения | —— очная, заочная, очно-заочная |
Объём дисциплины | —— 60 часов, 1,7 зачетных единицы |
И.о. Зав. кафедрой
________________ Бирюкова Т.Д.
Зам. директора по учебной работе __________________ Жданова Е.А.
Автор: Малых Т.Н. старший преподаватель кафедры экономики
Рецензенты: Грищенко Н.Б. д.э.н., доцент кафедры финансов АлтГУ.
СОДЕРЖАНИЕ УМК
1. ПРОГРАММА КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ» 4
1.1. Тематический план дисциплины «Планирование и бюджетирование» 4
1.2. Содержание дисциплины «Планирование и бюджетирование» (дидактические единицы) 11
1.3. Содержание лабораторных (или практических) занятий. 14
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ». 17
3. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 19
4. ЛИТЕРАТУРА.. 25
ПРОГРАММА КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ»
1.1. Тематический план дисциплины «Планирование и бюджетирование»
Пояснительная записка
В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования не соответствовала новым условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.
Современный бизнес в нашей стране очень динамичен и достаточно суров. Усиление конкуренции приводит к снижению предпринимательской маржи. С другой стороны, сам бизнес становится все более стабильным. Уже нельзя принимать решения, основываясь только на интуиции и личном представлении о положении дел. Чтобы удержать достигнутые позиции, менеджеры вынуждены использовать новые технологии управления. Особенно это касается повышения эффективности управления материальными и финансовыми ресурсами. Для оптимизации процесса принятия управленческих решений, для оценки возможных последствий этих решений в компаниях и стали внедрять системы бюджетирования. Грамотно налаженная система бюджетирования дает руководителю возможность оценить и то, как идут дела в различных подразделениях компании, и то, как складывается ситуация в целом.
Бюджетирование – это не только инструмент планирования. Это еще и инструмент, позволяющий оценить, насколько успешно реализуются отдельные проекты и развиваются дела всей компании. Так называемый, план-факт анализ может ежемесячно проводиться как исключительно для финансовых бюджетов, так и для отдельных операционных бюджетов. Его цель – определить причину возникновения отклонений и принять необходимые управленческие решения. Таким образом, внедрение бюджетирования помогает создать целостную и достаточно эффективную систему управления. Причем, грамотно поставленная система бюджетирования должна помогать не только решать задачи оперативного управления, но и достигать стратегических целей, которые ставит руководство компании.
Целью изучаемой дисциплины является формирование квалифицированных специалистов – экономистов, финансистов, менеджеров, руководителей, владеющих современными методами планирования и бюджетирования для принятия своевременных и правильных управленческих решений, что способствует достижению лидирующего положения в бизнесе.
Изучение курса «Планирование и бюджетирование» тесно взаимосвязано и опирается на такие дисциплины, как «Экономика организации», «Экономический анализ», «Бюджетная система Российской Федерации», «Финансы организации», «Ценообразование», «Финансовый менеджмент», «Управленческий анализ» и др.
Изучение данной дисциплины всегда будет актуальным, т.к. бюджетирование поможет оптимизировать финансовые потоки, заранее определив критические периоды в деятельности компании и необходимость внешнего финансирования. С помощью бюджетирования можно обнаруживать "узкие" места в управлении и вовремя принимать необходимые управленческие решения.
Задачей курса является изучение отечественного и зарубежного опыта в организации планирования и бюджетирования. Необходимо помнить, что успех современного бизнеса во многом зависит от полноты, своевременности и достоверности полученной информации. Бюджет — это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, контроля и оценки эффективности деятельности компании.
Тематический план дисциплины «Планирование и бюджетирование» для студентов специальности «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление» очное отделение
Дидактические единицы (ДЕ) | Наименование тем | Максимальная нагрузка студентов, час. | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студентов, час. | |||
Лекции | Семинары | Лабораторные работы | |||||
ДЕ 1 20 баллов | 1. Планирование и прогнозирование | ||||||
2. Бизнес-план предприятия | |||||||
3. Бюджет, бюджетирование, бюджетная структура | |||||||
Промежуточный контроль | Коллоквиум | ||||||
ДЕ 2 60 баллов | 4. Сводный бюджет предприятия | ||||||
5. Технология составления сводного бюджета предприятия | |||||||
6. Анализ исполнения сводного бюджета | |||||||
Промежуточный контроль | Самостоятельная работа | ||||||
ДЕ 3 20 баллов | 7. Бюджетная классификация РФ | ||||||
8. Консолидированная смета доходов и расходов | |||||||
Промежуточный контроль | Коллоквиум | ||||||
Итого часов | |||||||
Итоговый контроль | зачет | ||||||
Тематический план дисциплины «Планирование и бюджетирование» для студентов специальности «Маркетинг» очное отделение
Дидактические единицы (ДЕ) | Наименование тем | Максимальная нагрузка студентов, час. | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студентов, час. | |||
Лекции | Семинары | Лабораторные работы | |||||
ДЕ 1 20 баллов | 1. Планирование и прогнозирование | ||||||
2. Бизнес-план предприятия | |||||||
3. Бюджет, бюджетирование, бюджетная структура | |||||||
Промежуточный контроль | Коллоквиум | ||||||
ДЕ 2 60 баллов | 4. Сводный бюджет предприятия | ||||||
5. Технология составления сводного бюджета предприятия | |||||||
6. Анализ исполнения сводного бюджета | |||||||
Промежуточный контроль | Самостоятельная работа | ||||||
ДЕ 3 20 баллов | 7. Бюджетная классификация РФ | ||||||
8. Консолидированная смета доходов и расходов | |||||||
Промежуточный контроль | Коллоквиум | ||||||
Итого часов | |||||||
Итоговый контроль | зачет | ||||||
Тематический план дисциплины «Планирование и бюджетирование» для студентов специальности
«Менеджмент организации»