Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс

 

«Планирование и бюджетирование»

(для студентов отделения высшего профессионального образования специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации», «Маркетинг»)

 

Рубцовск 2015


Кафедра —— Экономики
Шифр и наименование дисциплины —— Планирование и бюджетирование
Статус дисциплины —— обязательная
Курс —— 5-ДО, 6-ЗО, 3-ОЗО
Специальность —— «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Государственное и муниципальное управление»,  
Форма обучения —— очная, заочная, очно-заочная
Объём дисциплины —— 60 часов, 1,7 зачетных единицы

 

 

И.о. Зав. кафедрой

________________ Бирюкова Т.Д.

Зам. директора по учебной работе __________________ Жданова Е.А.

 

Автор: Малых Т.Н. старший преподаватель кафедры экономики

Рецензенты: Грищенко Н.Б. д.э.н., доцент кафедры финансов АлтГУ.


СОДЕРЖАНИЕ УМК

 

1. ПРОГРАММА КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ» 4

1.1. Тематический план дисциплины «Планирование и бюджетирование» 4

1.2. Содержание дисциплины «Планирование и бюджетирование» (дидактические единицы) 11

1.3. Содержание лабораторных (или практических) занятий. 14

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ». 17

3. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 19

4. ЛИТЕРАТУРА.. 25

 

 


ПРОГРАММА КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ»

1.1. Тематический план дисциплины «Планирование и бюджетирование»

Пояснительная записка

 

В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования не соответствовала новым условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.

Современный бизнес в нашей стране очень динамичен и достаточно суров. Усиление конкуренции приводит к снижению предпринимательской маржи. С другой стороны, сам бизнес становится все более стабильным. Уже нельзя принимать решения, основываясь только на интуиции и личном представлении о положении дел. Чтобы удержать достигнутые позиции, менеджеры вынуждены использовать новые технологии управления. Особенно это касается повышения эффективности управления материальными и финансовыми ресурсами. Для оптимизации процесса принятия управленческих решений, для оценки возможных последствий этих решений в компаниях и стали внедрять системы бюджетирования. Грамотно налаженная система бюджетирования дает руководителю возможность оценить и то, как идут дела в различных подразделениях компании, и то, как складывается ситуация в целом.

Бюджетирование – это не только инструмент планирования. Это еще и инструмент, позволяющий оценить, насколько успешно реализуются отдельные проекты и развиваются дела всей компании. Так называемый, план-факт анализ может ежемесячно проводиться как исключительно для финансовых бюджетов, так и для отдельных операционных бюджетов. Его цель – определить причину возникновения отклонений и принять необходимые управленческие решения. Таким образом, внедрение бюджетирования помогает создать целостную и достаточно эффективную систему управления. Причем, грамотно поставленная система бюджетирования должна помогать не только решать задачи оперативного управления, но и достигать стратегических целей, которые ставит руководство компании.

Целью изучаемой дисциплины является формирование квалифицированных специалистов – экономистов, финансистов, менеджеров, руководителей, владеющих современными методами планирования и бюджетирования для принятия своевременных и правильных управленческих решений, что способствует достижению лидирующего положения в бизнесе.

Изучение курса «Планирование и бюджетирование» тесно взаимосвязано и опирается на такие дисциплины, как «Экономика организации», «Экономический анализ», «Бюджетная система Российской Федерации», «Финансы организации», «Ценообразование», «Финансовый менеджмент», «Управленческий анализ» и др.

Изучение данной дисциплины всегда будет актуальным, т.к. бюджетирование поможет оптимизировать финансовые потоки, заранее определив критические периоды в деятельности компании и необходимость внешнего финансирования. С помощью бюджетирования можно обнаруживать "узкие" места в управлении и вовремя принимать необходимые управленческие решения.

Задачей курса является изучение отечественного и зарубежного опыта в организации планирования и бюджетирования. Необходимо помнить, что успех современного бизнеса во многом зависит от полноты, своевременности и достоверности полученной информации. Бюджет — это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, контроля и оценки эффективности деятельности компании.


Тематический план дисциплины «Планирование и бюджетирование» для студентов специальности «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление» очное отделение

Дидактические единицы (ДЕ) Наименование тем Максимальная нагрузка студентов, час. Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самостоятельная работа студентов, час.
Лекции Семинары Лабораторные работы
ДЕ 1 20 баллов 1. Планирование и прогнозирование  
2. Бизнес-план предприятия      
3. Бюджет, бюджетирование, бюджетная структура  
  Промежуточный контроль Коллоквиум
ДЕ 2 60 баллов 4. Сводный бюджет предприятия    
5. Технология составления сводного бюджета предприятия  
6. Анализ исполнения сводного бюджета  
Промежуточный контроль Самостоятельная работа
ДЕ 3 20 баллов 7. Бюджетная классификация РФ    
8. Консолидированная смета доходов и расходов  
Промежуточный контроль Коллоквиум
Итого часов  
Итоговый контроль зачет
               

Тематический план дисциплины «Планирование и бюджетирование» для студентов специальности «Маркетинг» очное отделение

Дидактические единицы (ДЕ) Наименование тем Максимальная нагрузка студентов, час. Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самостоятельная работа студентов, час.
Лекции Семинары Лабораторные работы
ДЕ 1 20 баллов 1. Планирование и прогнозирование  
2. Бизнес-план предприятия      
3. Бюджет, бюджетирование, бюджетная структура  
  Промежуточный контроль Коллоквиум
ДЕ 2 60 баллов 4. Сводный бюджет предприятия    
5. Технология составления сводного бюджета предприятия  
6. Анализ исполнения сводного бюджета  
Промежуточный контроль Самостоятельная работа
ДЕ 3 20 баллов   7. Бюджетная классификация РФ    
8. Консолидированная смета доходов и расходов  
Промежуточный контроль Коллоквиум
Итого часов  
Итоговый контроль зачет
               

Тематический план дисциплины «Планирование и бюджетирование» для студентов специальности

«Менеджмент организации»