Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана учителем биологии высшей квалификационной категории Пахомовой Татьяной Николаевной,в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания среднего общего образования и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Программа соответствует учебному плану и предназначена для обучающихся 7 класса.

Программа составлена на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов И.Н.Пономарева,Т.С. Сухова,В.И.Строганов к линии учебников под редакцией И.Н.Пономаревой.

Тематическое планирование соответствует требованиям программы «Биология в основной школе.5-9кл»,-М.6»Вентана-Граф»,2006г-72с.

Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения на изучение биологии в 7 кл. отводится 2ч в неделю. Тематическое планирование составлено к учебнику «Биология. Животные.7класс» под ред. проф. Пономаревой И.Н., коллектив авторов В.М. Константинов, Кучменко.

Задачи раздела «Животные»

Обучения:

1.создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков
  • продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы.
  • продолжить развивать у детей общеучебные умения:

особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания

2. закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков

3. развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий

Развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:

· продолжить развитие внимания, памяти,

· особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез),

· развивать стремление добиваться особых успехов,

· продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков

Воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе)

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны :

знать/ понимать:

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агросистем; биосферы; животных своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, транспорт веществ, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной общность происхождения и эволюцию животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных;
  • выявлять изменчивость животных, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных ( в том числе с использованием информационных технологий);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

 

Основное содержание

Введение.Общие сведения о мире животных
Строение тела животных
Простейшие , или Одноклеточные
Тип Кишечнополостные
Тип Черви
Тип Моллюски
Тип Членистоногие
Тип Хордовые всего 33ч
8.1 -подтип Бесчерепные
8.2 -подтип Черепные. Надкласс Рыбы
8.3 -Класс Земноводные,или Амфибии
8.4 -Класс Пресмыкающиеся
8.5 -Класс Птицы
8.6 -Класс Млекопитающие, или Звери 10ч
Развитие животного мира на Земле
Обобщение
  Всего 68ч

 

Список литературы

Дополнительная литература для учителя:

1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;

2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;

3) Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. – М.: Издательский Дом «ГЕНДЖЕР», 1997. – 56 с.;

4) Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;

5) Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.

6) Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.


Календарно-тематическое планирование курса «Биология»-7

Глава Кол-во часов Тема урока Лаб. раб Дата проведения Корректировка даты  
1.Введение. Общие сведения о мире животных 1. Зоология-наука о животных   1.09-7.09    
2.Среды жизни, места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.    
3.Классификация животных   8.09-14.09    
4.Влияние человека на животных    
5.Краткая история развития зоологии   15.09-21.09    
2.Строение тела животных 6.Клетка    
7.Ткани   22.09-28.09  
8.Органы, системы органов    
3.Простейшие , или Одноклеточные 9.Простейшие. Тип и Кл. Саркодовые   29.09-5.10-К  
10. Кл. Жгутиконосцы. Зеленая эвглена    
11. Тип Инфузории   13.10-19.10  
12.Многообразие простейших    
4. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные 13. Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра.   22.10-26.10  
14.Размножение гидры    
15. Морские кишечнополостные   27.10-2.11  
16.Зачет 1 Тип Простейшие и Тип Кишечнополостные    
5.Типы: Плоские; Круглые; Кольчатые черви 6ч   17.Тип Плоские черви. Белая Планария.   3.11-09.11  
18.Разнообразие плоских червей: сосальщики, цепни    
19.Тип Круглые черви. Класс Нематоды.   10.11-16.11-К  
20.Тип Кольчатые черви. Характеристика, строение. Класс Многощетиноковые.    
21. Класс Малощетинковые.   24.11-30.11  
22.Особенности типов Червей.    
6. Тип Моллюски 23.Тип Моллюски. Общая характеристика   1.12-7.12  
24.Класс Брюхоногие моллюски    
25.Класс Двустворчатые моллюски   8.12-14.12  
26.Класс Головоногие моллюски    
7.Тип Членистоногие 8ч. 27. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные   15.12-21.12  
28.Класс Паукообразные. Паук-крестовик    
29.Клещи.   22.12-28.12  
30.Класс Насекомые. Строение, жизнедеятельность    
31.Типы развития насекомых   7.01-11.01  
32.Общественные насекомые-пчелы и муравьи. Охрана насекомых.    
33.Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека   12.01-18.01  
34. Зачёт2. Тема «Тип Моллюски и тип Членистоногие»    
8.Тип Хордовые 33ч. Тип Хордовые      
8.1 Подтип Бесчерепные 35. Общие признаки хордовых животных. Ланцетник.   19.01-25.01  
8.2 Подтип Черепные. Надкласс рыбы   5ч     36.Общая хар-ка надкласса Рыбы. Класс Хрящевые. Класс Костистые рыбы.    
37.Внутреннее строение речного окуня.   26.01-1.02  
38.Размножение рыб    
39. Многообразие рыб   2.02-8.02  
40.Класс Рыбы. Промысловые рыбы, их рациональное использование. Охрана.    
8.3 Класс Земноводные или Амфибии     5ч   41.Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания .     9.02-15.02-К    
42.Внутреннее строение лягушки    
43.Размножение, развитие, происхождение земноводных     23.02-1.03  
44.Многообразие, значение, охрана земноводных    
45.Зачет 4 по теме Класс Земноводные   2.03-8.03  
8.4.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии 46.Особенности строения пресмыкающихся.    
47.Внутреннее строение пресмыкающихся.   9.03-15.03  
48. Многообразие пресмыкающихся    
49.Роль пресмыкающихся в природе, жизни человека. Охрана. Происхождение пресмыкающихся   16.03-22.03  
8.5.Класс Птицы     8ч     50.Среда обитания и внешнее строение птиц    
51.Опорно-двигательная система, мышцы птиц   23.03-29.03  
52.Внутреннее строение птиц    
53.Размножение, развитие птиц.   30.03-5.04-К  
54. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.    
55 Многообразие птиц   13.04-19.04  
56. .Значение птиц, их охрана.    
57.Зачёт 5 Класс Птицы     20.04-26.04  
8.6 Класс Млекопитающие, или Звери     10ч     58.Внешнеестроение Млекопитающих на примере собаки    
59.Особенности внутреннего строения собаки   27.04-3.05  
60.Размножение, развитие млекопитающих    
61.Происхождение млекопитающих   4.05-10.05  
62. Многообразие млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, хищные    
63.Отряды Ластоногие, Китообразные, Парно-и Непарнокопытные   11.05-17.05  
64.Отряд Приматы    
65.Экологические группы млекопитающих   18.05-24.05  
66. Значение млекопитающих для человека    
1. Развитие животного мира на Земле 67.Доказательства эволюции животного мира. Раскрытие Ч. Дарвином причин эволюции.    
55 Многообразие птиц   13.04-19.04  
56. .Значение птиц, их охрана.    
57.Зачёт 5 Класс Птицы     20.04-26.04  
8.6 Класс Млекопитающие, или Звери     10ч     58.Внешнеестроение Млекопитающих на примере собаки    
59.Особенности внутреннего строения собаки   27.04-3.05  
60.Размножение, развитие млекопитающих    
61.Происхождение млекопитающих   4.05-10.05  
62. Многообразие млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, хищные    
63.Отряды Ластоногие, Китообразные, Парно-и Непарнокопытные   11.05-17.05  
64.Отряд Приматы    
65.Экологические группы млекопитающих   18.05-24.05  
66. Значение млекопитающих для человека    
1. Развитие животного мира на Земле 67.Доказательства эволюции животного мира. Раскрытие Ч. Дарвином причин эволюции.     25.05-31.05  
  1ч. 68.Заключительный