Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана учителем биологии высшей квалификационной категории Пахомовой Татьяной Николаевной,в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания среднего общего образования и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Программа соответствует учебному плану и предназначена для обучающихся 7 класса.
Программа составлена на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов И.Н.Пономарева,Т.С. Сухова,В.И.Строганов к линии учебников под редакцией И.Н.Пономаревой.
Тематическое планирование соответствует требованиям программы «Биология в основной школе.5-9кл»,-М.6»Вентана-Граф»,2006г-72с.
Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения на изучение биологии в 7 кл. отводится 2ч в неделю. Тематическое планирование составлено к учебнику «Биология. Животные.7класс» под ред. проф. Пономаревой И.Н., коллектив авторов В.М. Константинов, Кучменко.
Задачи раздела «Животные»
Обучения:
1.создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков
- продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы.
- продолжить развивать у детей общеучебные умения:
особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания
2. закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков
3. развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:
· продолжить развитие внимания, памяти,
· особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез),
· развивать стремление добиваться особых успехов,
· продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков
Воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе)
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны :
знать/ понимать:
- признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агросистем; биосферы; животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, транспорт веществ, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной общность происхождения и эволюцию животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных;
- выявлять изменчивость животных, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных ( в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Основное содержание
Введение.Общие сведения о мире животных | 5ч | |
Строение тела животных | 3ч | |
Простейшие , или Одноклеточные | 4ч | |
Тип Кишечнополостные | 4ч | |
Тип Черви | 5ч | |
Тип Моллюски | 4ч | |
Тип Членистоногие | 8ч | |
Тип Хордовые всего | 33ч | |
8.1 | -подтип Бесчерепные | 1ч |
8.2 | -подтип Черепные. Надкласс Рыбы | 5ч |
8.3 | -Класс Земноводные,или Амфибии | 5ч |
8.4 | -Класс Пресмыкающиеся | 4ч |
8.5 | -Класс Птицы | 8ч |
8.6 | -Класс Млекопитающие, или Звери | 10ч |
Развитие животного мира на Земле | 1ч | |
Обобщение | 1ч | |
Всего | 68ч |
Список литературы
Дополнительная литература для учителя:
1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;
2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;
3) Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. – М.: Издательский Дом «ГЕНДЖЕР», 1997. – 56 с.;
4) Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;
5) Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.
6) Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);
7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.
для учащихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.
Календарно-тематическое планирование курса «Биология»-7
Глава | Кол-во часов | Тема урока | Лаб. раб | Дата проведения | Корректировка даты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Введение. Общие сведения о мире животных | 5ч | 1. Зоология-наука о животных | 1.09-7.09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Среды жизни, места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Классификация животных | 8.09-14.09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Влияние человека на животных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Краткая история развития зоологии | 15.09-21.09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Строение тела животных | 3ч | 6.Клетка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Ткани | 22.09-28.09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Органы, системы органов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Простейшие , или Одноклеточные | 4ч | 9.Простейшие. Тип и Кл. Саркодовые | 29.09-5.10-К | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Кл. Жгутиконосцы. Зеленая эвглена | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Тип Инфузории | 13.10-19.10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.Многообразие простейших | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные | 4ч | 13. Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. | 22.10-26.10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.Размножение гидры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. Морские кишечнополостные | 27.10-2.11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.Зачет 1 Тип Простейшие и Тип Кишечнополостные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Типы: Плоские; Круглые; Кольчатые черви | 6ч | 17.Тип Плоские черви. Белая Планария. | 3.11-09.11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.Разнообразие плоских червей: сосальщики, цепни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.Тип Круглые черви. Класс Нематоды. | 10.11-16.11-К | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.Тип Кольчатые черви. Характеристика, строение. Класс Многощетиноковые. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. Класс Малощетинковые. | 24.11-30.11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22.Особенности типов Червей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Тип Моллюски | 4ч | 23.Тип Моллюски. Общая характеристика | 1.12-7.12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.Класс Брюхоногие моллюски | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.Класс Двустворчатые моллюски | 8.12-14.12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.Класс Головоногие моллюски | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Тип Членистоногие | 8ч. | 27. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | 15.12-21.12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.Класс Паукообразные. Паук-крестовик | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29.Клещи. | 22.12-28.12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.Класс Насекомые. Строение, жизнедеятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.Типы развития насекомых | 7.01-11.01 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32.Общественные насекомые-пчелы и муравьи. Охрана насекомых. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33.Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека | 12.01-18.01 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34. Зачёт2. Тема «Тип Моллюски и тип Членистоногие» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Тип Хордовые | 33ч. | Тип Хордовые | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.1 Подтип Бесчерепные | 1ч | 35. Общие признаки хордовых животных. Ланцетник. | 19.01-25.01 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.2 Подтип Черепные. Надкласс рыбы | 5ч | 36.Общая хар-ка надкласса Рыбы. Класс Хрящевые. Класс Костистые рыбы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37.Внутреннее строение речного окуня. | 26.01-1.02 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38.Размножение рыб | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39. Многообразие рыб | 2.02-8.02 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40.Класс Рыбы. Промысловые рыбы, их рациональное использование. Охрана. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.3 Класс Земноводные или Амфибии | 5ч | 41.Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания . | 9.02-15.02-К | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42.Внутреннее строение лягушки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43.Размножение, развитие, происхождение земноводных | 23.02-1.03 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44.Многообразие, значение, охрана земноводных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45.Зачет 4 по теме Класс Земноводные | 2.03-8.03 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.4.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 4ч | 46.Особенности строения пресмыкающихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47.Внутреннее строение пресмыкающихся. | 9.03-15.03 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48. Многообразие пресмыкающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49.Роль пресмыкающихся в природе, жизни человека. Охрана. Происхождение пресмыкающихся | 16.03-22.03 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.5.Класс Птицы | 8ч | 50.Среда обитания и внешнее строение птиц | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51.Опорно-двигательная система, мышцы птиц | 23.03-29.03 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52.Внутреннее строение птиц | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53.Размножение, развитие птиц. | 30.03-5.04-К | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 Многообразие птиц | 13.04-19.04 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56. .Значение птиц, их охрана. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57.Зачёт 5 Класс Птицы | 20.04-26.04 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.6 Класс Млекопитающие, или Звери | 10ч | 58.Внешнеестроение Млекопитающих на примере собаки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59.Особенности внутреннего строения собаки | 27.04-3.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60.Размножение, развитие млекопитающих | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61.Происхождение млекопитающих | 4.05-10.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62. Многообразие млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, хищные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63.Отряды Ластоногие, Китообразные, Парно-и Непарнокопытные | 11.05-17.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64.Отряд Приматы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65.Экологические группы млекопитающих | 18.05-24.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66. Значение млекопитающих для человека | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Развитие животного мира на Земле | 1ч | 67.Доказательства эволюции животного мира. Раскрытие Ч. Дарвином причин эволюции. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 Многообразие птиц | 13.04-19.04 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56. .Значение птиц, их охрана. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57.Зачёт 5 Класс Птицы | 20.04-26.04 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.6 Класс Млекопитающие, или Звери | 10ч | 58.Внешнеестроение Млекопитающих на примере собаки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59.Особенности внутреннего строения собаки | 27.04-3.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60.Размножение, развитие млекопитающих | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61.Происхождение млекопитающих | 4.05-10.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62. Многообразие млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, хищные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63.Отряды Ластоногие, Китообразные, Парно-и Непарнокопытные | 11.05-17.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64.Отряд Приматы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65.Экологические группы млекопитающих | 18.05-24.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66. Значение млекопитающих для человека | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Развитие животного мира на Земле | 1ч | 67.Доказательства эволюции животного мира. Раскрытие Ч. Дарвином причин эволюции. | 25.05-31.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1ч. | 68.Заключительный |