Эмпиризм Бэкона.

Смотри в предыдущем вопросе.

Рационализм Декарта.

Смотри в 20 вопросе.

В своих главных философских сочинениях, таких как «Рассуждение о методах» и «Метафизические размышления» Декарт изложил принципы его рационалистического учения.

Если Бэкон начинал с критического очищения опыта от предрассудков, то Декарт сформулировал принцип «универсального сомнения разума». Иллюзии чувств обуславливают ненадёжность показаний ощущений. Ошибки рассуждения делают сомнительными рассуждения рассудка. Но Декарт считал, что есть в деятельности познающего мышления такое, что не подлежит сомнениям. Можно сомневаться в существовании всего, но не самого сомнения. Но сомнение есть акт самого мышления. Следовательно, если я сомневаюсь, значит я мыслю. Знаменитый тезис «Я мыслю, значит, я существую» таким образом, выразил всю суть рационалистических взглядов Декарта на познание.

Очевидность данного тезиса, по Декарту, говорит о его истинности. Поэтому все вещи, которые мы воспринимаем ясно и отчётливо, являются истинными.

Рассуждая о познании предметного мира, Декарт считал, что целесообразно различать 3 вида идей.

· Врождённые идеи, которые в каждом из нас заложены

· Приобретённые, которые мы извлекаем извне, из внешнего мира

· Изобретённые – идеи, сконструированные каждым из нас.

Врождённые идеи выражают наиболее глубинные способности и ресурсы разума. А остальные являются их производными. Именно понятие о врождённых идеях легло в основу рационалистической аргументации Декарта в теории познания. Всеобщность и необходимость врождённых идей утверждается средствами логики и языка. Поэтому, Декарт избрал дедуктивный строй рассуждения, который является противоположность индуктивному Бэкона.

Правила при познании смотри в 20 вопросе.