Эмпиризм Бэкона.
Смотри в предыдущем вопросе.
Рационализм Декарта.
Смотри в 20 вопросе.
В своих главных философских сочинениях, таких как «Рассуждение о методах» и «Метафизические размышления» Декарт изложил принципы его рационалистического учения.
Если Бэкон начинал с критического очищения опыта от предрассудков, то Декарт сформулировал принцип «универсального сомнения разума». Иллюзии чувств обуславливают ненадёжность показаний ощущений. Ошибки рассуждения делают сомнительными рассуждения рассудка. Но Декарт считал, что есть в деятельности познающего мышления такое, что не подлежит сомнениям. Можно сомневаться в существовании всего, но не самого сомнения. Но сомнение есть акт самого мышления. Следовательно, если я сомневаюсь, значит я мыслю. Знаменитый тезис «Я мыслю, значит, я существую» таким образом, выразил всю суть рационалистических взглядов Декарта на познание.
Очевидность данного тезиса, по Декарту, говорит о его истинности. Поэтому все вещи, которые мы воспринимаем ясно и отчётливо, являются истинными.
Рассуждая о познании предметного мира, Декарт считал, что целесообразно различать 3 вида идей.
· Врождённые идеи, которые в каждом из нас заложены
· Приобретённые, которые мы извлекаем извне, из внешнего мира
· Изобретённые – идеи, сконструированные каждым из нас.
Врождённые идеи выражают наиболее глубинные способности и ресурсы разума. А остальные являются их производными. Именно понятие о врождённых идеях легло в основу рационалистической аргументации Декарта в теории познания. Всеобщность и необходимость врождённых идей утверждается средствами логики и языка. Поэтому, Декарт избрал дедуктивный строй рассуждения, который является противоположность индуктивному Бэкона.
Правила при познании смотри в 20 вопросе.