Церковь Архангела Михаила (Свирская) в Смоленске

   
   
   

 

Дата: 1191-1194
   
Место: Смоленск
   
Архитектор: полоцкий мастер
   
Заказчик: князь Давид Ростиславич
   
Материал: плинфа
   
Престолы: Архангела Михаила
   
Функция: дворцовая церковь
   
Описание: четырехстолпный храм (столбы в плане крещатые), с повышенными подпружными арками; одноглавый (одна световая глава), с тремя апсидами (боковые - прямоугольые в плане - сильно понижены); фасады имели трехлопатное завершение (угловые компартименты были перекрыты полукоробовыми сводами)
   
Композиция: к фасадам примыкают три притвора, открытые в интерьер храма
   
   

Репрезентативный великокняжеский храм был придворной церковью резиденции Всеволода Большое Гнездо. в летописи нет упоминания о храме, его можно найти только в некрологе Всеволода. Относительная датировка строительства устанавливается по косвенным данным как 1194-97.
Первоначальнохрам был окружен закрытыми галереями, доходившими до уровня аркатуры; перед западным фасадом находились две лестничные башни. Пропорции споскойны и величественны, в облике храма нет подчеркнутого вертикализма, свойственного Успенскому собору Андрея Боголюбского и церкви Покрова на Нерли.
Фасады богато украшеныбелокаменными рельефами, сочетающими фигуративные изображения и растительные орнаменты. Вероятно участие в возведении собора русских мастеров; возможно, их участием объясняется усиление роли орнаментальных мотивов иплоскостная трактовкачасти рельефов. Колонки аркатурного пояса опираются наповисающие в воздухе консоли- мотив трактован менее рационально, чем этот же элемент на фасадах Успенского собора Андрея Боголюбского (где колонки зрительно опираются на уступ отлива).

Сюжеты рельефов:
скульптура сосредоточена в верхней части фасадов над аркатурным поясом.
Между колонками аркатурного пояса - фигуры святых. В поясе западного прясла северного фасада - фигуры Бориса и Глеба. В центральном тимпане каждого из трех фасадов (западного, южного и северного) -изображение царя Давида - псалмопевца.
В восточной закомаре южного фасада - Вознесение Александра Македонского (Александр - в корзине, которую тянут наверх два грифона, которые тянутся за приманкой - двумя львятами в руках императора).
В восточной закомаре северного фасада - предп. изображение Всеволода с сыном Дмитрием на коленях и поклоняющихся ему сыновей (Воронин Н.Н.)
В интерьере - изображения лежащих львов в импостах столбов под барабаном.