Церковь Архангела Михаила (Свирская) в Смоленске
Дата: | 1191-1194 |
Место: | Смоленск |
Архитектор: | полоцкий мастер |
Заказчик: | князь Давид Ростиславич |
Материал: | плинфа |
Престолы: | Архангела Михаила |
Функция: | дворцовая церковь |
Описание: | четырехстолпный храм (столбы в плане крещатые), с повышенными подпружными арками; одноглавый (одна световая глава), с тремя апсидами (боковые - прямоугольые в плане - сильно понижены); фасады имели трехлопатное завершение (угловые компартименты были перекрыты полукоробовыми сводами) |
Композиция: | к фасадам примыкают три притвора, открытые в интерьер храма |
Репрезентативный великокняжеский храм был придворной церковью резиденции Всеволода Большое Гнездо. в летописи нет упоминания о храме, его можно найти только в некрологе Всеволода. Относительная датировка строительства устанавливается по косвенным данным как 1194-97.
Первоначальнохрам был окружен закрытыми галереями, доходившими до уровня аркатуры; перед западным фасадом находились две лестничные башни. Пропорции споскойны и величественны, в облике храма нет подчеркнутого вертикализма, свойственного Успенскому собору Андрея Боголюбского и церкви Покрова на Нерли.
Фасады богато украшеныбелокаменными рельефами, сочетающими фигуративные изображения и растительные орнаменты. Вероятно участие в возведении собора русских мастеров; возможно, их участием объясняется усиление роли орнаментальных мотивов иплоскостная трактовкачасти рельефов. Колонки аркатурного пояса опираются наповисающие в воздухе консоли- мотив трактован менее рационально, чем этот же элемент на фасадах Успенского собора Андрея Боголюбского (где колонки зрительно опираются на уступ отлива).
Сюжеты рельефов:
скульптура сосредоточена в верхней части фасадов над аркатурным поясом.
Между колонками аркатурного пояса - фигуры святых. В поясе западного прясла северного фасада - фигуры Бориса и Глеба. В центральном тимпане каждого из трех фасадов (западного, южного и северного) -изображение царя Давида - псалмопевца.
В восточной закомаре южного фасада - Вознесение Александра Македонского (Александр - в корзине, которую тянут наверх два грифона, которые тянутся за приманкой - двумя львятами в руках императора).
В восточной закомаре северного фасада - предп. изображение Всеволода с сыном Дмитрием на коленях и поклоняющихся ему сыновей (Воронин Н.Н.)
В интерьере - изображения лежащих львов в импостах столбов под барабаном.